Жар войны Суть войны глубоко прозаична и была понятна еще первому невинному мамонту, погибшему от рук предка человека. Предки собрались вместе и так навставляли пацифистски настроенным мамонтам, что те вымерли от страха и неожиданности, так и не успев осознать тот факт, что каменный топор - вовсе не символ единения органической и неорганической стихий, а такая банальная штука, которая может размозжить черепушку.
С тех пор человечество прожило в мире чуть меньше полных 500 лет. Весь остальной исторический промежуток люди воевали, пытаясь довести технику убийства всего живого до скромного уровня совершенства. Зарыв топор войны, человечество отрыло томагавки войны. Некоторым так повезло, что попались коллекционные томагавки с ядерными боеголовками внутри, раскрашенные вручную. Такой забавный "киндер сюрприз" мог отправлять в мир иной людей уже не в скромной интимной компании двух-трех человек, а массовыми шествиями, причем последнее, что видели эти толпы, был гриб-переросток - удивительно красивое явление, если смотреть на него из другой галактики. Война обогатилась ракетами, а смерть забросила косу и начала пользоваться более эффективными средствами труда вроде комбайнов и газонокосилок. Все войны похожи друг на друга, но особняком стоит Война Американская.
Американцы подходят к процессу истребления врага очень творчески, объявив, что это не просто враг Америки, а скопление самых распоследних "редисок", посему долг каждого здравомыслящего человека должен сводиться отныне не к банальному "построй дом, посади дерево, вырасти сына", а к тому же плюс "убей нехорошую редиску". Весь оставшийся бессознательный мир, т.е. не американцы, должны либо встать на сторону нехороших редисок и в приступе прозрения совести покончить жизнь массовым самоубийством, либо, не мешать американцам вершить мир во всем мире оружием массового поражения. Целей для американской войны может быть много, а может и не быть совсем. Но в любом случае американец - защитник слабых и обездоленных, который несет возмездие во имя дяди Сэма.
Основное правило военных действий - тотальная пассивность. Сначала территорию врага бомбят многие месяцы все виды известной науке авиации, начиная от тяжелых бомбардировщиков, заканчивая стратегическими голубями массового поражения. Поэтому у тех жителей, что выжили в предшествовавшей многолетней экономической блокаде, может сложиться впечатление, что они попали на затянувшееся интерактивное авиашоу со смертельным исходом всех зрителей. Далее, в бой вступает тяжелая техника, как-то танки, зенитные установки и прочие радиоуправляемые штуковины, которые окончательно сводят на нет популяцию ужасно живучих сусликов - единственных выживших после бомбежки существ. И, наконец, за дело берется бравая пехота, высаживаясь на берег чрезвычайно осторожно и обвешавшись суперсовременной техникой, начиная от автоматов, которые сами преследуют цель и добивают ее прикладом, для экономии патронов, заканчивая элитным бронекостюмом, который воспринимает пехотинца, сидящего в нем, как нечто вроде несварения желудка. Инфузории-туфельки аплодируют пехоте всеми ложноножками, потому что больше убивать некого. Американцы разворачиваются, уходят, спотыкаются о камень, после чего заявляют, что подверглись зверскому нападению и чуть не погибли. Так случается всегда, но иногда случаются осечки...
Историческая осечка 3 октября 1993 года где-то после жаркого полдня в районе не менее жаркого Африканского города Могадишо, что в Сомали, на территорию рынка "Баккара" приземляются первые 120 бойцов элитных войск спецназа, сражающихся под звездно-полосатыми знаменами. На рынок они приземляются совсем не в целях совершения экзотического шоп-тура, а в целях проведения тщательно спланированной, масштабной, многоступенчатой операции по захвату командования местной бандитской группировки. Около 15 часов кровопролитных боев позволяют американцам, получавшим постоянные пополнения, как в живой силе, так и в вооружении, спастись бегством. Это полнейший позор и поражение. Военные с обеих сторон в замешательстве, вот только первые жаждут реванша, в то время как вторые так и не поняли, как косые от рождения негры, защищенные разве что банным полотенцем от пуль врага, смогли побить их, при этом используя автоматы, заедающие через выстрел, а через два дающие осечку и разрыв ствола. Бандформирования укрепляют свои позиции, получая статус полноценных террористов, что означает фактически гарантированное получение талончика на палец в морге, потому как американцы любят террористов примерно так же, как дети зубных врачей. Правительство тихо мирно свергается и едет наблюдать за конфликтом с безопасного расстояния. Население изображает крайнюю степень угнетения и готово убить любого за кусок хлеба, даже если его уже кто-то ел.
Американцы вводят в страну миротворческие силы, самых зверски настроенных маньяков, готовых убивать ради самого процесса. Негритянские бандформирования совершают рейд по помойкам и собирают там пару сотен видов советского вооружения, которое валяется по всему миру, потому как продукт российской оборонки - самый популярный товар на помойке. Одним словом, ситуация накаляется, и война начинается. Цунами военной машины США схлестывается с каплей негритянских террористов на пыльных улочках прогнивших трущоб Африки.
Война глазами пули Игра повторяет сюжет популярного фильма Ридли Скотта, который появился в позапрошлом году и рассказывал именно об этих событиях. Что парадоксально, игра является всего лишь зеркальным отображением самого фильма - идейно дополненным, но все же сценарным клоном экранного собрата, позволяющим нам окунуться в мир военного конфликта на землях африканского континента уже не в роли жующего попкорн зрителя, а в качестве равноправного участника процесса. Подобная интеграция кинематографа и компьютерной индустрии меня всегда радовала.
Итак, перед нами война. Прежде всего, стоит сказать пару слов об атмосфере происходящего. Собственно, эта пара слов уже была сказана в предыдущем предложении. Это именно война, друзья, и на ней мы не генерал, посылающий орды безликих пешек на верную смерть, на ней мы эта самая пешка, кусочек льда, который с настырностью слепой черепахи ползет на огнемет, причем с агрессивными намерениями. Пушечное мясо мы уже видели во многих играх, более того, мы видели очень много разновидностей этого пушечного мяса, начиная с откровенных мясных консервов Medal of Honor, где жизнь бойца, оказавшегося перед пулеметным ДЗОТ-ом, уже ни отчего и не зависела, предлагая бойцу перейти в состояние мясного фарша в течение ближайших наносекунд, и заканчивая ролью увесистой вырезки, бравого десантника, выносящего врагов одной силой духа по пять раз на день. В этот раз мы испытаем совершенно непередаваемые ощущения. Мы сыграем роль элитных сосисок, если продолжать аналогию, потому как перед нами самая настоящая, американская война в полном смысле этого слова.
Атмосфера именно таких боевых действий передается просто прекрасно. Во-первых, ощущение войны нагнетается именно контрастом порядка и хаоса. Вся компания разбита на множество миссий, целью которых является, как правило, зачистка того или иного населенного пункта, конвоирование колонны с гуманитарной помощью народу Африки или технической поддержкой изолированным частям американских сил, прорыв к отрезанным от коммуникационных линий отрядам, захват лидеров сопротивления, важных документов, диверсионные действия и спасение собственной шкуры из тыла врага. Несмотря на то, что все эти нехитрые задания виданы нами уже по сотне раз, заставляет приятно удивиться один интересный факт.
Каждая миссия четко структурирована и вы знаете, что, где, как и когда вам нужно сделать, как рядовому солдату, входящему в группу таких-то войск. Никакой самодеятельности и четкий план позволят довести сражение до победного конца с минимальными затратами технологических и людских ресурсов. Бумажка с планом прилагается. А тот написан таким каллиграфическим почерком, что его нарушение воспринимается совестью, словно акт какого-то особо извращенного богохульства. И вот, когда вы уже буквально по шагам просчитали алгоритм своих будущих действий и высадились в зону очередной "горячей точки", вот именно тогда вы понимаете, что лучший план - это отсутствие плана.
Бой - это хаос, мясорубка, недоразумение и праздник инстинкта самосохранения в одном небольшом изолированном мирке, именуемом зоной боевых действий. Война тут действительно похожа на войну, когда приказы командования меняются со скоростью вылета пуль из ствола скорострельного пулемета, обезумевшие враги в отчаянии прорываются по все направлением, а единственным правильным знанием, является то, что в любви и на войне правил вообще не существует. Нужно просто выживать, попутно выполняя задачу. Метающиеся из стороны в сторону американские солдаты, десятками гибнущие темнокожие террористы, трассирующие пули, скашивающие урожай молодых радистов, пытающихся перекричать шум боя и достучаться до базы. Солдаты в приборах ночного видения, добивающие раненых, которые копошатся в грязи, словно сотни дождевых червей после хорошего свинцового ливня, разбитые автоколонны, срывающиеся в овраги горящие "хаммеры" и тяжелые грузовики, подлетающие на добрую сотню метров после прогулки на минных полях. Гранатометчики, отправляющие в небо дымные шлейфы смертоносных ракет, и авиация США, превращающая местность в локальный Армагеддон для всего, что имело неосторожность шевелиться. Одним словом, контраст спокойствия до боя и полнейшего хаоса во время него, дает прочувствовать атмосферу боевых действий на полную катушку.
Миссии запоминаются именно благодаря своей крайней динамичности. Сопровождая конвой на крыше "хаммера", отстреливаем террористов, толпами выбегающих из-за курганов с пожухлой травой. Отдышавшись, обнаруживаем, что колонна уже разбита, а осколки моторизированной цепи пытаются самостоятельно добраться до точки сбора под перекрестным огнем приехавших сил подкрепления боевиков. И вот уже "хаммер" предательски зажат в кольце проржавевших джипов с крупнокалиберными пулеметами в кузове. Ураганный огонь, скрип, лязг, вой искореженного металла и лавины стреляных гильз, что засыпают землю раскаленным ковром, заставляют вспомнить пустынные баталии безумного Макса. Изрешеченный "хаммер", экипаж которого наполовину вывалился из окон в виде трупов, добирается до точки сбора, где в лужах масла и тени пальм конвой готовится принять бой c наступающими боевиками. Авиация стирает с земли само упоминание о боевиках, а мы уже восседаем в кабине вертолета, сжимая в руках ствол шестиствольного пулемета и предвкушая реванш. Шесть стволов рассекают липкие лачуги, словно спичечные коробки, а террористы еще долго падают с холмов, кружась в клубах пылеобразной крови. Еще момент - и мы уже штурмуем город, где засели остатки вражеских войск, уничтожаем склады с боеприпасами, обвешавшись лентами патронов, врываемся в затхлые помещения низеньких лачуг, и убиваем, убиваем, убиваем. Десятками, сотнями! Упоение битвой однозначное. И так каждую миссию.
Графика заслуживает щедрой похвалы и точечного удара под зад. Движок, перебравшийся сюда из Comanche 4, похож на ту известную избушку на курногах, что поворачивалась то задом, то передом, в зависимости от ситуации, в которую ее ставили. Так и тут, графика может варьироваться от красоты до убожества, причем все это на интервале в один шаг. Как повернется, одним словом. Блестящие, милые глазу, детально проработанные модели оружия радуют непомерно, особенно на контрастном фоне разваливающихся, хлипких, трухлявых и ржавых трущоб, утонувших в копоти и пыли. Но тут же, стоит зайти в сами здания, и разочарование нанесет свой ответный удар. Убогие текстуры и однотипные объекты, в которых с трудом можно усмотреть предков столов и стульев, абсолютно плоские коробки, на которые налепили изображение столь любимого "калаша".
Вид сего популярного вида вооружения, прилипшего к земле в виде сдувшегося муляжа низшей пробы, заставляет чувство патриотизма съежиться от горя, в то время как станковые пулеметы на фоне заката, торчащие из-за куч искореженного металла, напоминают что-то доброе и вечное, типа god mode. Трава торчит какой-то непонятной проволокой кислотного оттенка из земли, в то время как вода по пятибалльной системе заслуживает десяти баллов, если не больше. Это самая красивая вода за всю историю игростроения, по-моему. Она прекрасна, если смотреть на нее с поверхности. Но стоит занырнуть и посмотреть из-под воды на свет... После этого хочется разбить лагерь у монитора и никогда, никогда его не покидать. Потому как впервые вода искажает объекты фотореалистично правильно. Точно и так детально, что невольно пугаешься достоверности происходящего. Это гениально!
А небо убого, это понимаешь, откинувшись с пулей в голове на манер Андрея Болконского в чистом поле. По своему убожеству небо может соревноваться, разве что, только с моделями игроков, которые напоминают самодвижущиеся шкафы с минимальной детализаций в области лица. Техника прорисована сносно, а вот взрывы, а в особенности многочисленные дымные шлейфы опять вызывают такой прилив теплоты и любви к разработчикам, что становится даже стыдно за такую радость.
Сами враги на удивление тупы. Предпочитают нападать кучами, причем абсолютно игнорируют тот факт, что дорога к цели уже завалена трупами предшественников. Улыбаясь, они бегут навстречу пулям, а в случае, если вы попытаетесь промахнуться, сами подбегают под них. Снайперы позорят не только светлое имя своих коллег, но и светлое имя всех косых людей, а иногда и слепоглухонемых парализованных инвалидов, потому как зачастую стреляют на порядок хуже всех перечисленных элементов общества. Слух у врагов отсутствует как фактор, потому что врага можно обстрелять хоть по контуру, но с места он не сдвинется вообще, пока не убедится, что убили именно его. Зрение тоже иногда выкидывает какие-то злые шутки, потому как враги лично бежали в мою сторону, а, наткнувшись на ствол моей винтовки, пытались перепрыгнуть меня или вежливо оббежать стороной. Иногда казалось, что они просто пробегают мимо, опаздывая на бой в какой-то совершенно другой игре. Хотя, иногда они же способны попасть вам в копчик меткой очередью из "калаша", да еще и на бегу, оставив ровно ноль шансов на отмщение. Во-первых, вы будете уже мертвы, так как смерть тут наступает от одной точной очереди неважно во что, а во-вторых, враги, попадая в вас, предпочитают выглядеть как кучка пикселей на соседнем холме. Такая меткость доступна только читерам.
Модель повреждений самих агрессоров представлена тоже довольно странно. От выстрела куда бы то ни было, даже в область соседнюю с телом, вроде куста или дерева, враг умирает. Наверное, от разрыва сердца или пули так метко рикошетят. Но иногда прямое попадание в голову заставляет супостата схватиться за руку и, хромая, побежать в угол карты. Там он либо выбегает с поля боя, либо, все же осознав, что он уже минут пять, как умер, совершает прыжок через голову, серию конвульсий и спокойно умирает. Пробить 4 человека за раз одной пулей тут такая же реальность, как и прыгающие гранаты. Гранаты скачут так, как будто их сделали из каучука. Граната, брошенная в окно, может отскочить и гнаться за вами до следующего поворота, где, обессилев, отстанет и обиженно взорвется, уничтожив львиную часть вашей ударной группы.
Кстати, те пять человек, что будут постоянно бегать около вас, ведут себя довольно разумно и хоть и не могут попасть в упор из подствольного гранатомета в безоружного врага, не теряют направления движения и крайне редко застревают в углах. Карты прямолинейны и сводят всю тактику к пряткам вокруг редких зданий, зайти в которых не судьба, так как если дверь закрыта, то приходится искать другой путь. Оружие по традиции лицензированное, многочисленное и разбитое на классы, от бесполезного ножа и пистолетов, до нескольких снайперских винтовок, между которыми притаились обычные винтовки и тяжелые пулеметы. Гранаты по доброй традиции присутствуют, оружие отличается точностью, скорострельностью, вместительностью магазина и сбалансировано нормально.
Отдельного комплимента заслуживает мультиплеер, настолько быстрый и динамичный, что заставляет простить игре очень многие огрехи. Прилагается еще редактор уровней, но способности к творчеству в подобном направлении у меня не открылись, поэтому его потенциал остался загадкой.
Одним словом, отличная игра про американскую войну в чистом виде. Своей удалой патриотичностью затягивает, сложностью некоторых миссий злит, но радует гигантскими открытыми пространствами жаркой Африки, красивой водой, стильным, реалистичным оружием и морем техники. Кто как, а у меня очередная зачистка начинается...
624 Прочтений • [Delta Force: Black Hawk Down ( Star )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]