Четыре комнаты Если в настоящее время экономические симуляторы, по большей части, именуются Tycoon'ами, то немецкие издатели из Jowood предпочитают иное словечко - Giant. Правда, сути дела это никоим образом не меняет. Вы все также пытаетесь выколотить побольше приятно похрустывающих бумажек из снующих по своим делам клиентов, на сей раз постояльцев отеля, и поднять уровень вверенного вам заведения до заоблачных высот, применительно к отелям сие определяется пятью звездочками. Так всегда было и так будет, по крайней мере, покуда будет существовать сам жанр.
Особо любознательные уже, наверное, обратили внимание на разработчика, коим является небезызвестная "Enlight Software" под руководством игрового гуру Тревора Чана. Для тех, кто еще не проникся всей важностью момента, поясню - это тот самый Чан, что подарил нам оба "Капитализма", про неоднозначную линейку "Seven Kingdoms" в данном случае лучше промолчать. Следовательно, и в Hotel Giant внутренние экономические и финансовые вопросы менеджмента отеля стоят не на предпоследнем месте после выбора цвета напольной плитки в ванной или радиуса освещенности лампы в коридоре (кстати, это сразу же можно заметить визуально), а занимают главенствующие позиции. Поэтому любители большого количества финансовых таблиц и графиков, различных отчетов и балансов (как развернутых, так и не очень) по номерам и прочим заведениям, а также длиннющих списков всевозможных требований и жалоб постояльцев должны вдохновиться.
Скажу больше, игра сложна и рассчитывать на легкие победы, даже на простом уровне, здесь не приходится. Дело в том, что игровой баланс настолько точно подогнан, что для достижения поставленных целей приходится учитывать и отслеживать целую массу параметров. Здесь недостаточно банально заработать энную кучу баксов и отправиться почивать на лаврах, а необходимо заниматься комплексным решением ряда вопросов. Например, наряду с завоеванием определенной доли рынка (количества постояльцев) или средней удовлетворенности клиентов в сценарии, необходимо еще и набрать очки "счета", который состоит из удовлетворенности проживающих, класса отеля (в звездочках), дохода и прибыли за месяц (думаю, не нужно пояснять разницу), бонуса за достижение цели и вычета временного штрафа (если не уложились во временные рамки).
Таким образом приходится не только угождать всем прихотям отдыхающих, но и заботиться о повышении класса отеля (следует еще изучить рынок и сравнивать целый ряд показателей деятельности своего отеля с отелями конкурентов), строя в нем дополнительные сервисы в виде ресторана, бара, спортклуба, бизнес-центра, игрового зала, бассейна или библиотеки. Каждое заведение имеет определенный процентный вес в общем рейтинге и его можно наблюдать, при необходимости усиливая нужные позиции, например, увеличить количество номеров, убрать убыточные комнаты, понизить цены на услуги и т.д.
Здесь, кстати, поражает обильное количество мелких деталей, как и дополнительных сервисов, которые не затерялись за общим монументальным фасадом детища Чана. Например, в игровой комнате можно расположить бильярд, видеоигры, дартс и пинбол, а в бизнес-центре оборудовать конференц-зал и компьютерный зал, плюс ввести дополнительные сервисы по услугам переводчика, секретаря, курьера и т.д. Я уже не говорю о фитнесс-центре, где список оказываемых услуг еще шире: внутри можно найти место для салона красоты, массажного кабинета, спортзала, сауны. А как вам, например, возможность изменения скорости соединения с Интернетом или выбора доступных каналов для показа по TV (кабельное, спутниковое, кино по заказу, видеоигры на ТВ)? Сразу видно, что здесь о постояльцах проявляется такая отеческая забота, о которой в большинстве наших доморощенных отелей, резво рисующих себе на борту несуществующие звездочки, даже слыхом не слыхивали.
Но, конечно же, основным источником дохода отеля будет не бар или ресторан, который, кстати, могут посещать не только постояльцы, но и просто люди с улицы, а номера, которые придется понастроить на большинстве этажей своего небоскреба. Начинающим еще предстоит научиться разбираться в классе номеров: экономичный, обычный, люкс первой и второй категории, VIP-люкс или президентский люкс, какой у кого должен быть метраж и сколько и каких кроватей там должно стоять.
Здесь мне понравилось еще одно новшество, позволяющее одним кликом наштамповать уже существующие шаблоны гостиничных номеров или любых других комнат, будь то бассейн, бар или библиотека. В противном случае на обустройство и декорацию одного номера уходило бы несметное количество времени. Только представьте: выбрать размер внутренних комнат, расставить столы и кровати, тумбочки и цветочки по углам, повесить картины, положить ковры, развесить светильники и зеркала, обставить ванную, выбрать цвет для пола, стен и потолка и т.д. и т.п. Отчасти спасает то, что в каждой комнате вы можете выбирать только доступные там предметы - в спальне при всем желании не удастся поставить умывальник. Чем-то напоминает процесс обустройства в "Sims", только здесь все чуточку помасштабнее и движок покрасивее. Поэтому подобные новации, позволяющие за полминуты заставить весь новый этаж готовыми номерами, не могут не радовать.
Кстати, говоря, сами постояльцы тоже отчасти на симов похожи, а дополнительные возможности управляющего в виде "Cheat Cards" (мошеннических карточек) делают это сходство еще более полным. Обычно местные симы постоянно на что-то жалуются, то кому-то кресло в библиотеке не понравится, то люстра недостаточно света дает, то еще чего-нибудь... В результате это позволяет вам быстро принимать меры и устранять раздражающие клиентов недостатки. Мало того, вы можете почитать мысли и желания постояльцев, остановившихся у ваших конкурентов и сделать соответствующие выводы - что вам нужно построить или улучшить, дабы в следующий раз они заехали к вам на огонек. Но вернемся к мошенническим карточкам - с их помощью вы можете напрямую указать клиенту его маршрут (сходить в бар, почитать книжку, поплавать в бассейне), ориентируясь на список его предпочтений. Таким образом степень удовлетворенности услугами отеля данным субъектом незамедлительно возрастет, как и немного общий рейтинг в целом. Количество подобных карточек, естественно, ограничено, в начале их будет 30 штук, и каждую следующую неделю будут прибавлять по одной.
Также повысить удовлетворенность посетителей способен "пакет услуг" отеля, который вы можете самостоятельно составить и предлагать клиентам. Например, включить дополнительные сервисы - клиент может пользоваться фитнесс-центром, получать завтрак или обед на несколько персон бесплатно, а также массаж, доступ в библиотеку или компьютерный зал. Возможных вариантов, как всегда масса, остается только выбирать.
С обслуживающим персоналом здесь все довольно прозаично, стоит вам поставить стойку, как за ней уже будет стоять менеджер, ставим на кухне плиту, тут же из-под земли нарисовывается шеф-повар. Только в некоторых случаях приходится самостоятельно нанимать или увольнять сотрудников, а по большей части все это происходит на автомате. Вдобавок вы можете изменять уровень оплаты и затраты на обучение сотрудников. Чем больше денег на это тратится, тем более профессионально ведут себя работники и соответственно растет уровень довольства клиентов.
Внешнее оформление Hotel Giant не может не радовать. Уже упоминавшееся обилие детально прорисованных предметов (вазочки, цветочки, светильники и т.д. всего около 600 элементов оформления интерьера, плюс вы даже можете менять не только оформление комнат и вестибюлей, но даже фасон и цвета костюмов у сотрудников или изображение на настенных картинах) делают общую картинку действительно красочной и запоминающейся. А плавная трехмерная камера (управление которой, к сожалению, явно подкачало) позволяет облететь все свое хозяйство на каждом этаже и во всех подробностях полюбоваться достопримечательностями. Для удобства планировки можно воспользоваться вторым видом (строго сверху), а для более наглядного представления о внутренней обстановке - видом от первого лица и самостоятельно побегать по своему отелю. При этом даже двери открывать не нужно, можно просачиваться сквозь них.
Надо сказать, что увиденное действительно впечатляет, особенно поведение и движения постояльцев (при желании можно прикрепить к любому камеру и неотступно следовать за ним). Например, представьте себе такую картину - приходит мужичок в раздевалку, разделся, потом отправился в бассейн и поплавал (самым натуральным образом), выполз из воды и сел на лежак, время от времени меняя положение ног, затем отправился в сауну и сам брал ковшик и плескал на камни воду, добавляя побольше парку. Самые запомнившиеся моменты гостиничной жизни вы можете сфотографировать и любоваться ими потом и прилагаемом фотоальбоме.
Описанное - лишь малая толика всего, на что способны местные отдыхающие, поэтому, можете мне поверить, порой наблюдать за их жизнью ничуть не менее интересно, чем строить новые отели на морском берегу или регулировать ценовую политику, выбирая тип и средство рекламной кампании (телевидение, радио, пресса). Кстати, строить отель в пригороде обойдется дешевле - и земля там подешевле, и строительство, зато и клиентуры будет поменьше. Также в вопросах строительства не забывайте руководствоваться здравым смыслом и общепринятыми правилами, например, в курортном отеле вовсе не обязательно строить бизнес-центр, пляжным отдыхающим он, по большому счету, ни к чему, но вот в отеле, расположенном в центре города, без него просто не обойтись.
Сюжета здесь, как и ожидалось, не водится и в помине - весь набор миссий объединен только постепенно возрастающим уровнем сложности и ничем более. Наряду с официальной кампанией из 18 миссий вы можете выбрать еще и случайный режим, где можете резвиться в свое удовольствие. К сожалению, мультиплейера на этот раз нет, поэтому сражаться за кошелек посетителей придется только с компьютерными соперниками. Хотя и эти, надо признать, вполне способны составить вам достойную конкуренцию. Для удобства можно еще менять скорость игры в несколько раз или даже сразу единым махом проскакивать через целые недели. Время в игре течет довольно медленно, и подобная кнопочка здесь вовсе даже не лишняя.
Подведем итоги: на свет народился еще один весьма достойный представитель братства экономических симов, ответственный на этот раз за деятельность отелей. Если вы чувствуете, что в вас незаслуженно пропадает талант управляющего отелем, то попробуйте поиграть в Hotel Giant и вы узнаете себе цену, а также откроете для себя много нового об этом виде деятельности. Конечно, предлагаемая нам компьютерная модель гостиничного бизнеса в любом случае далека от реальной, но ничего лучшего на сегодняшний день еще никто не предложил.
Да, напоследок пару слов о локализованной версии от "Акеллы" под названием "Доходный дом". В основном, перевод вполне терпим, если не зацикливаться на известном количестве мелких недочетов. Однако тренировочный сценарий, неожиданно заклинившийся на выборе двуспальной кровати, все же оставил мутноватый осадок.