Смертельный гандбол Любителям многопользовательских командных разборок "Epic Games" преподнесла шикарный подарок. Слово "Unreal" давно уже стало нарицательным в устах многочисленных приверженцев командных игр, поэтому следующий виток развития жанра - "Unreal Tournament 2003" - приковал к себе взгляды общественности уже давно. Обладатели мощных PC уже успели поиграть в бета-версию игры. Прочий люд тем временем, в лучшем случае, "наслаждался" парочкой-троечкой кадров в секунду. Наконец-то, ситуация изменилась. К релизу разработчики как следует соптимизировали движок, так что поиграть в долгожданную игру теперь можно и на машинах с рабочей частотой процессора ниже гигагерца. Что ж, посмотрим, что нам предлагают разработчики в этот раз.
В UT2003 пять видов многопользовательского мочилова, три из которых всем хорошо известны - это Deathmatch, Team Deathmatch и CTF. На последних двух типах игры нужно остановиться поподробнее.
Double Domination - это не совсем то, к чему привыкли игроки в UT. На каждой dom-карте находится всего две точки контроля, которые обозначаются первыми двумя буквами алфавита. Команда зарабатывает очко в том и только в том случае, если умудрится продержать в своем "подчинении" обе точки одновременно в течение 10 секунд. Игра обычно ведется до трех-четырех очков. Очевидно, что тактика командной игры будет отличаться от Domination в UT, поэтому многочисленным кланам игроков придется разрабатывать новую тактику игры в команде.
Последний тип игры в UT2003 называется "Bombing Run". Карты для этого типа игры обычно симметричны. В центре карты находится мяч, который необходимо забить в ворота противника. За закидывание мяча в ворота команде дается три очка, а вот за самоубийственное запрыгивание игрока, несущего мяч в те же ворота - 7 очков. Этот тип игры позиционируется разработчиками, как требующий наибольшей слаженности действий команды и вот почему. Дело в том, что игрок, несущий мяч, не может стрелять. Единственное, что он может - это дать пас. Желательно при этом, попасть мячом в товарища по команде, а не в одного из противников. Получается, "мяченосного" бойца необходимо жестко прикрывать, быстро расправляясь с бойцами вражеской команды, которые, естественно, будут всеми силами оборонять собственные ворота, а всю мощь своих стволов направят на форварда с мячом. После того, как мяч забит в ворота, объявляется новый раунд, и бойцы переносятся на собственные базы в точки респауна. На практике, этот вооруженный гандбол достаточно азартен, правда, какие битвы будут происходить между двумя командами хорошо притертых друг к другу профессионалов онлайновых битв - пока непонятно. Наверняка, это будет нечто достойное восхищения.
Арсенал вооружения несколько разнится с арсеналом UT, однако имеет много общего. Redeemer, Link Gun, Assault Rifle, Flak Cannon, Minigun, Bio Rifle, ASMD Shock Rifle кроме своего внешнего вида практически не изменились, так что оба типа ведения огня из этих стволов всем хорошо знакомы. Немного изменилось работа с такими стволами, как Rocket Launcher и Shield Gun (то есть, Riot Device). Ракетомет теперь умеет "накачивать" не более трех ракет. Shield Gun все так же хорошо сотрясает плазменной волной внутренности противника в близком контакте. В альтернативном же режиме это оружие теперь активирует силовой щит.
Любимая многими снайперка исчезла из арсенала UT2003. Ее заменяет некая Lightning Gun, которая своей долгой перезарядкой напоминает кваковскую "рельсу". К счастью, альтернативный тип ведения огня обладает оптическим прицелом с плавным приближением и более мощным уроном при попадании.
В UT2003, кроме Redeemer существует еще одно страшное оружие, обладающее большой разрушительной силой. Это Ion Painter. Собственно, само это устройство оружием не является, однако помечает лазером низкой мощности жертву, которая получает разряд от орбитальной ионной пушки. Поскольку в момент разряда лучше находится подальше от жертвы, в Ion Painter встроен такой же, как у Lightning Gun оптический прицел. Ion Painter встречается далеко не на всех картах, однако на его действие стоит посмотреть.
В игре два вида одиночной игры - свободная и кампания. В свободной игре можно выставить уровень профессионализма ботов и выбрать любую карту. В UT2003 имеется 15 DM-карт, 6 карт для Domination, 9 CTF-карт и 7 типа Bombing Run. Кампания же начинается с квалификации, состоящей из нескольких простеньких deathmatch-сражений. В конце квалификации происходит набор команды.
Каждый боец в обязательном порядке имеет четыре характеристики: меткость, агрессивность, быстроту и тактический показатель. Каждая из этих характеристик измеряется в процентах. Кроме того, каждый боец может иметь приоритет в любимом типе оружия. Набранная команда, в целом, также имеет свои характеристики - это средние показатели характеристик входящих в команду бойцов. В процессе дальнейшего продвижения в кампании, игра иногда предлагает новых бойцов, которых можно заменить кем-нибудь из "стареньких". Таким образом, характеристики команды периодически изменяются. Скажем, в режиме Team DeathMatch показатель тактики команды отходит на второй план, тогда как при игре в CTF или Bombing Run быстрая и меткая, но с низким показателем тактики команда вряд ли добьется успеха.
Изменять поведение ботов своей команды можно как перед битвой, заранее выставляя приоритеты каждому бойцу, так и в процессе схватки с помощью системы команд. Команд существует всего шесть: "защищать базу", "прикрывать меня", "атаковать", "захватить вражеский флаг", "удерживать позицию" и последняя команда, отменяющая предыдущие и позволяющая боту вновь играть, исходя из собственных предпочтений - называется она "freelance".
После окончания квалификации и набора первоначальной команды открываются собственно командные типы игры, причем открываются последовательно, как и в UT. После победы на нескольких первых картах Team Deathmatch, открывается линейка Double Domination, далее - CTF-линейка, и, в самом конце становятся доступны карты Bombing Run.
О сбалансированности геймплея, конечно, говорить пока рано. Такие вещи становятся ясны при наборе статистики онлайновых игр, однако, на первый взгляд, характер игры стал плавнее и неспешнее, но от этого не перестал быть насыщенным и азартным. Кажется, что геймплей UT2003 еще больше отличается от хаоса Q3, чем битвы в UT.
О графике UT2003 можно говорить долго. Большинство карт просто великолепны. Встречаются как закрытые indoor-битвы, так и бег с перестрелками по мягкой зеленой травке под сияющим солнцем. Есть "прыжковые" карты, есть низкая гравитация, есть лифты и силовые батуты. Общая архитектура карт также разнится. Есть готика, космос, другие планеты, индустриальные и египетские интерьеры. Модели бойцов выполнены на том уровне, что внешний вид бойца можно моментально соотнести с его портретом на экране набора команды. Соблюдено все вплоть до формы головы, цветов брони и черт лица.
Настраиваемость графических опций весьма широкая. Качество текстур, моделей, теней, световых эффектов - все это настраивается. Графическое разрешение варьируется в очень больших пределах. Владельцам относительно слабых машин можно выставить низкие разрешения вплоть до 320x200. Игра может работать как в 16-ти, так и в 32-битном цвете.
К звуку тоже тяжело придраться. Он остался на том же высоком уровне, как и в UT. Много сэмплов, кстати, перекочевало именно из прошлого Tournament'а. Звуковые эффекты остались такими же насыщенными, "мясными". Немного подкачала, по моему мнению, лишь музыка. Она стала более симфонической, в ней больше марша и героики. А если вспомнить, многие люди выдирали из внутреннего формата UT те превосходные композиции и писали их себе на Audio-CD. Вот где признак качества!
Релиз UT2003 располагается на трех компакт-дисках, причем последний забит исключительно всевозможными редакторами для самопальщиков-любителей и профессионалов. На том же третьем диске находится также урезанная версия профессионального пакета трехмерного рендеринга и анимации Maya, предназначенная для создания моделей и их текстурирования. Помимо редакторов, и самой игры, имеется еще собственный бенчмарк, тестирующий мощность компьютера на четырех различных сценах в разных разрешениях и возвращающий показатели кадров в секунду.
Подводя итог, можно сказать, что, начав работы над UT2003, разработчики наверняка понимали, что понижать планку нельзя. Касаемо графики и играбельности они выполнили работу на "отлично". Что касается сбалансированности геймплея, то о чем-либо конкретном говорить еще рано. Время и игровая общественность расставят точки над i. Хиты в самых массовых жанрах - редкость, поэтому геймерам, неравнодушным к многопользовательскому FPS осталось лишь порекомендовать быстрейший поход в магазин за свеженьким трехдисковым релизом.