"Карманные феи" Еще несколько лет назад ни я, да и никто из моих домашних, и слыхом ни слыхивали о таком японском "чуде", как Покемоны. И надо сказать это неведение не доставляло мне никаких хлопот. Увы, сейчас эта ситуация в корне изменилось и тотальная покемономания захлестнула нас чудовищной волной цунами. Мои дети в школе играют в сотки c изображением покемонов, на стенах их комнаты висят плакаты с сотнями разновидностей этих "зверьков", в магазинах продают йогурты Покемон, по телевизору крутят мультики о них, короче, куда ни глянь везде эти Покемоны... И видимо не одни мы подверглись этой неожиданной атаке "карманных монстров". И свидетельством тому в полной мере может служить недавно вышедшая игра от немецких разработчиков "Zanzarah: The Hidden Portal".
На первый взгляд кажется, что Покемоны тут совершенно ни при чем. Игра рассказывает нам о приключениях маленькой девочки, по странному стечению обстоятельств попавшей из сердца современного Лондона в сказочный мир, населенный гномами, эльфами и маленькими феями. Как это всегда бывает в историях подобного рода, на этот волшебный мир обрушилось страшное проклятие. Феи, бывшие всегда помощницами и защитницами народцев, населяющих мир, вдруг взбунтовались и повсеместно стали нападать на своих подопечных. Естественно, по преданию, изложенному в древних книгах, исправить этот перекос сможет только пришелец из другого мира (которым, собственно, и является наша героиня). В общем, старая сказка на новый лад.
И не только история, но и все остальные слагаемые, казалось бы, говорят нам о том, что перед нами приятная приключенческая игра. Во-первых, героиня свободно путешествует по стране Zanzarah, получает задания, находит различные предметы, беседует с жителями, в общем, совершает стандартные для приключенческого жанра действия. Хотя, безусловно, все это носит весьма линейный характер, т.к. большинство путей закрыты для нас в начале игры и становятся доступными только после совершения определенных действий, да и задания типа "пойди туда-то" или "поговори с тем-то" не внушают особого почтения.
Во-вторых, игра выполнена на симпатичном и современном графическом движке, ландшафты приятно радуют глаз весьма естественным видом травы, кустов и деревьев, а персонажи отличаются симпатичным внешним видом. Единственно, что показалось мне странным, это то, что, если верить немецким художникам, гномы и эльфы одного роста и вообще трудноотличимы друг от друга (мы как-то больше привычны к толкиеновским стандартам).
Однако за этим внешним благолепием нас подстерегает бо-о-о-льшая неожиданность, поскольку на самом деле это не просто приключенческая игра, это игра про Покемонов! Да, да, именно про них, хотя авторы и попытались тщательно завуалировать этот существенный факт. В роли "карманных монстров" в данном случае выступают те самые феи (fairy), о которых я уже упоминал. И именно сверхзадача по их коллекционированию, "выращиванию", совершенствованию и поединкам между ними кроется за внешним, приключенческим, фасадом Zanzarah.
Итак, давайте по порядку. Наша героиня еще в самом начале игры получает в свое распоряжение одну фею (естественно, самого нижнего, нулевого уровня). Путешествуя по окрестностям, она постоянно сталкивается с "дикими" представителями этого народца, которые обитают практически везде: в ветвях деревьев, в ручьях, камнях и прочих совершенно непредсказуемых местах. Каждое такое столкновение приводит к неминуемому поединку (о котором я расскажу чуть ниже), после которого наша фея получает опыт, растет в уровне и становится более боеспособной. При удачном стечении обстоятельств и наличии необходимого инвентаря (серебряной или золотой сферы) можно поймать дикую фею и сделать ее своей. Таким способом, в "покемон-бригаде" нашей героини может оказаться до 5 различных фей.
Все феи принадлежат к разным стихиям (вода, огонь, лед, энергия и т.д.), причем имеется довольно сложная таблица приоритетов - феи каких стихий имеют преимущества над другими в поединках. Естественно, что у каждой стихии своя магия, и фея не может использовать магию другой стихии, не достигнув определенного уровня развития. Ладно, не буду забивать Вам голову техническими характеристиками фей, их достоинствами и недостатками, а также способами их совершенствования, все это отнюдь не примитивно и доступно для понимания только истинному покемономану. Отмечу лишь, что помимо "боевого роста в уровнях" Вы сможете покупать для своих подопечных новые заклинания, лечить их, восстанавливать запас магической энергии, одним словом, всячески холить и лелеять их.
Настало время рассказать про поединки. Итак, когда сталкиваются две "команды" фей мы переносимся на боевую арену, где наши подопечные в рукопашном бою выясняют кто из них круче. Все поединки происходят с видом от первого лица и при непосредственном участии игрока.
В распоряжении каждой феи есть две пары заклинаний, которые можно переключать в течение боя. В упомянутой паре заклинаний одно всегда активное (атакующее), которое используется самим игроком путем нажатия клавиши мышки (как в стандартных шутерах), а второе пассивное (защитное), которое срабатывает автоматически в некоторые моменты времени.
Кроме "перестрелки" заклинаниями, феи еще умеют летать, правда, эта способность расходует некий запас энергии и требует постоянного кликанья на правую клавишу мышки, что несколько утомляет. Зато, поскольку арены для поединков отнюдь не плоские, то использование летных качеств часто помогает достигнуть тактически более выгодной позиции для "стрельбы".
Кроме того, как я уже говорил, в распоряжении героини может быть до 5 различных фей, и в процессе поединка можно производить "горячую замену" игроков, стараясь достичь преимущества за счет использования фей с различными покровительствующими стихиями. Естественно, что и противник частенько тоже выступает командно и активно использует этот прием.
Не могу сказать, что сам процесс поединков получился у авторов очень увлекательным, он переполнен подчас бестолковой беготней и весьма примитивной "стрельбой", не дотягивая, что понятно, до уровня современных шутеров. К сожалению, минимизировать число таких поединков в игре никак не удастся, так как практически во всех ключевых точках игры нас ждут битвы с персонажами, обладающими сильными наборами "карманных монстров", и без победы над ними о любом продвижении по игре дальше можно забыть.
На мой взгляд, пошаговый бой был бы здесь уместнее, тогда можно было бы более осмысленно применять и различную магию, и использовать преимущества стихий. Но авторы явно ориентировались на детскую и подростковую аудиторию, которая куда более восприимчива к action-играм, нежели к задумчивым стратегическим баталиям.
Что сказать Вам в заключении. Я бы не стал активно рекомендовать эту игру любителям приключенческого жанра. Несмотря на свою красочность и наличие этих самых приключений, главное в Zanzarah, как Вы уже, наверное, поняли все же совсем в другом. Зато всем, кому слово Покемон греет душу и сердце, я настоятельно рекомендую обратить свое внимание на эту новинку. Хоть самых настоящих "карманных монстров" Вам в ней и не покажут, уверяю, что феи заменяют их ничуть не хуже.