Grand Prix наносит ответный удар Не успели просохнуть чернила на статье про EA Sports F1 2002, в которой я упоминал скорый выход Grand Prix 4, как Infogrames выпустила GP4. В связи с этим, тем, кто еще не обновил свой компьютер до уровня, указанного в системных требованиях, настоятельно рекомендую это сделать. Потому что играть в GP4 на компьютере с конфигурацией ниже рекомендованной производителем, конечно, можно, но это подобно просмотру копии последних голливудских блокбастеров, вместо DVD.
Стараясь не отстать от своего главного конкурента EA Sports, который за последний год значительно укрепил свои позиции выпуском F1 2002, в Microprose не стали затягивать с выпуском продолжения успешной серии, и менее чем через год после выхода Grand Prix 3 Season 2000 выпустили Grand Prix 4.
Видимо, сочтя привычный с GP2 интерфейс морально устаревшим и несоответствующим требованиям нового тысячелетия, разработчики существенно его изменили. Оставшись практически неизменным по духу, новое меню выглядит значительно привлекательнее и современнее. Чем-то стиль интерфейса напоминает последние игры серии Need For Speed. Красивое меню - это, безусловно, хорошо, но главным элементом любой игры был и остается игровой процесс, поэтому перейдем непосредственно к нему.
К сожалению (или к счастью, это кто как считает), сразу перейти к описанию игры невозможно. Потому что такой красивой и детализированной картинки, как в GP4 я еще не видел нигде. За исключением трансляций "Формулы-1" по телевизору. Признаюсь честно, когда я оказался в кокпите болида и взглянул на стартовую прямую, у меня захватило дух. Никогда не думал, что здания и сооружения, окружающие старт, содержат так много деталей. Единственное, что осталось плоским - то зрители на трибунах. Но теперь у зрителей появились флаги, которыми они размахивают, приветствуя любимых пилотов. Жаль, что флаги одноцветные и среди них нет знакомых по трансляциям стягов "Феррари", но все равно движение на трибунах создает более реалистичную атмосферу.
Болиды в точности соответствуют сезону 2001 года, причем как по раскраске, так и по форме. Другими словами, болид каждой команды выглядит уникально, а не как это было раньше - машины команд отличались лишь раскраской. Правда, кокпит каждого болида похож как две капли воды, но с другой стороны, большинство игроков будут ездить за одного и того же пилота, не переходя из команды в команду. Разработчики, на мой взгляд, немного перестарались с отражениями - болиды получились слишком лакированными, их поверхность отражает мельчайший источник света. Особенно это заметно в момент проезда в туннеле под казино в Монте-Карло. Отражения, похоже, фирменный знак GP4, так же как смена погоды была отличием GP3. Любая поверхность, имеющая хоть какое-нибудь отражающее свойство, отражает. Особенно это заметно в дождь - мокрый асфальт трассы превращается в одно большое зеркало, в котором отражаются болиды, рекламные щиты, маршалы, флаги на трибунах. Если бы управление болидом в дождливую погоду не превращалось в пытку, я бы гонялся только в дождь.
Другим заметным новшеством в GP4 является технический персонал. Имеются в виду маршалы, механики и инженеры. Мне могут возразить, что они были и раньше в играх механики и маршалы, но раньше они были плоскими. Теперь технический персонал приобрел объем и зажил полнокровной жизнью, если так можно сказать. Жаль, что инженеры и механики похожи друг на друга, как близнецы-братья. Маршалы, предупреждающие пилотов о нештатных ситуациях флагами, выбегают из-за отбойников и прячутся за ними, инженеры, выпускающие болид из боксов, выходят на пит-лейн и проверяют, можно ли в данный момент выезжать. К сожалению, сами инженеры не являются препятствием, так что пилоты без зазрения совести проезжают сквозь них, особенно в тот момент, когда инженеры закатывают болид обратно в боксы. Механики двигаются натурально и выполняют свою работу по замене колес и заправке машины весьма профессионально. Правда, в замене сломанного переднего антикрыла допущена досадная ошибка - механик снимает с болида абсолютно целое крыло и становится немного непонятно, зачем нужно было что-то заменять.
Изображение дождя в GP4 получило дальнейшее развитие. Об отражениях в асфальте упоминалось выше. Но дождь состоит из капель, которые вместе превращаются в струи воды. Чем быстрее движется болид, тем больше струи дождя откланяются от вертикали. Но это вполне ожидаемо и распространено в играх. А вот капли на забрале шлема или объективе телекамеры - это уже нововведение, которое значительно улучшает восприятие игры.
GP4 возвращает нас в Чемпионат мира 2001 года, когда за рулем болидов еще сидели Мика Хаккинен и Жан Алези, а среди команд присутствовал Prost. Причем состав команд соответствует началу сезона. Достоверность трасс, воссозданных с помощью данных GPS не вызывает сомнений, внесены все изменения, которые были сделаны перед началом сезона (например, перепрофилирование шикан Монцы).
Что всегда отличало гоночные симуляторы Microprose от продукции других фирм - это оригинальный подход к многопользовательской игре. Помимо классических режимов - по сети или по соединительному проводу, в серии GP был вариант hot-seat. В этом режиме игроки играют на одном компьютере, сменяя друг друга заданное количество раз. Таким образом, половину трассы за рулем находится человек, а другую половину - компьютер. Любопытной особенностью данного режима является возможность запустить игру вообще без участия человека, превратив GP4 в своеобразный симулятор трансляций Гран-при. При этом можно выбирать любой ракурс просмотра и перемещаться из одного болида в другой.
Момент, о котором нельзя забывать - это требования к компьютеру. В этом отношении GP4 напоминает Windows: требования, которые указывает производитель в качестве рекомендованных, являются фактически минимальными для нормальной игры. Но если вы являетесь обладателем такового, лучшего симулятора "Формулы-1", чем GP4, вам просто не найти.