Спецназ из детского сада Еще одна команда из бывшего соцлагеря, на этот раз чешская, воспылала желанием создать собственный командный шутер и тем самым затмить славу непотопляемого Counter-Strike. Правда, к сожалению, или к счастью, но чехи - далеко не хорваты и громко стукнуть кулаком по столу, чтобы в соседнем доме задрожали стекла, то бишь выпустить достойный во всех отношениях шутер у них не вышло. А посему перед нами еще одна поделка посредственного качества со средней графикой и низким уровнем играбельности, зато со своей спецификой, коей разработчики особенно гордятся.
Состоит она в том, что здесь играют не две, а сразу три команды: синие, красные и черные. В роли синих выступают борцы за мир во всем мире из НАТО, за красных отдувается Россия (видимо, с этим связано появление родных надписей вроде "осторожсно вырывчатое!"), ну а последняя сторона отдана на откуп всяким третьим странам вроде Израиля, Китая и т.д. В каждой команде может быть до десяти человек, при желании их могут заменить и боты, разговор о "фантастических" способностях которых пойдет чуть ниже. Дальше авторы также пошли "своим путем" и полностью исключили из игры классические режимы (а вот это они очень зря...), заменив их миссиями-сценариями. При загрузке очередной карты каждая из трех команд получает свое задание, отличное от других. Ну, например, произошло крушение поезда, перевозившего секретные биологические материалы: синие должны защитить вагон с этими материалами, красные проникнуть в поезд и украсть информацию из вагона, ну а черные просто уничтожить сам вагон. В общем, почти всегда, будь то на побережье, в джунглях, на аэродроме и т.д. одна сторона защищает какой-то объект, а две другие должны с него что-нибудь поиметь. Всего подобных карт в игре 12 штук, и если дизайнеры худо-бедно со своей работой еще справились, создав вполне приемлемые условия для сетевых баталий, то художников похвалить рука уже не поднимается. Текстурки кругом бедные, разве что модели военной техники еще вполне сносны, ландшафты простенькие, модели бойцов так себе, уже не говоря о всяких прочих мелочах.
Теперь еще об одной особенности, при помощи которой разработчикам хотелось утереть нос соперникам. Речь идет о специализации бойцов и включении в игру так называемых RPG элементов. Перед началом игры вы можете выбрать себе один из четырех классов: солдат, специалист, снайпер и шпион. Это сказывается на характеристиках и способностях бойца и уровне обращения с вверенным ему оружием. Например, шпион быстрее и незаметнее бегает, специалист - профи во взрывотехнике, снайпер - мастер изучения окуляра. Причем все это авторы решили еще и утвердить документально: все основные способности отражены в характеристиках бойцов, всего их целых 6 штук: strength, stamina, stealth, awareness, marksmanship, breath control, с накоплением опыта они повышаются, улучшается класс обращения с оружием и открывается доступ к новому оружию.
Плюс еще три показателя вынесены отдельно, в левом нижнем углу экрана можно наблюдать мини-экранчик с тремя полосками. К вполне стандартному "health" там прибавились еще "stamina" и "accuracy". Смысл двух последних состоит в том, что если вы будете очень долго бегать, то показатель точности стрельбы будет стремиться к нулю. На практике же все эти надуманные заумности серьезного влияния на игровой процесс не оказывают, и разница в уровне каких-то там параметров с лихвой компенсируется беспросветной тупостью ботов.
Еще желающие могут выбрать себе игровой режим Arcade или Realistic, или же просто понаставить галочек в выбранные клеточки в режиме custom (быть или не быть возрождению и через сколько секунд, включение свободной камеры, дружественный огонь и т.д.).
Про оружие говорить особо нечего. Обычные пистолеты, автоматы, снайперские винтовки, пулеметы (общее количество оружия приближается к пяти десяткам)... прорисованы где-то на троечку, стреляют и ведут себя тоже так себе, звук при этом, правда, чуть лучше, чем можно было ожидать, оглядываясь на все остальное.
Ну, и на сладкое я оставил препарацию ботов. Других таких... тугодумов я вообще нигде еще не встречал. AI железных человечков не то что скатился до нуля, а вообще, по-моему, перевалил далеко в минус. Судите сами: ваши распоряжения (есть специальное радио меню с кучей приказов) подопечные выполняют из рук вон плохо. При этом с координацией и передвижением у них наблюдаются на самом деле большие проблемы. Так могут и стоять порой две команды ботов, словно толпа роботов-эпилептиков с севшими батарейками, друг напротив друга на одном месте по полчаса и дергаться в разные стороны со скоростью три оборота вокруг своей оси в секунду, ни в кого при этом, заметьте, не стреляя! Я по несколько раз с задумчивой грустью обходил это заснувшее и нелепо подергивающееся воинство, заглядывал каждому в глаза и не находил там не то что отголоска программерской мысли, а даже потаенного желания хоть куда-нибудь начать двигаться. В такой обстановке уничтожение солдат противника становится сродни буйству элитного спецназовца, собравшегося повоевать с младшей группой детского сада. А нам, простите великодушно, никакой форы не надобно, мы обеими ногами за Fair Play! В общем, на обычные "догонялки" с ботами при отсутствии возможности поиграть по сети или Интернету я бы в данном случае особо не рассчитывал, досада и разочарование - вот те единственные спутники, которые согласятся составить вам компанию.
В общем, первый командный FPS авторов из "7FX" оказалось на редкость малопригодным к употреблению блюдом и заинтересует разве что больших любителей экспериментировать. Средняя графика, отсутствие стандартных режимов и наличие трех сторон с якобы "реалистичными" миссиями, низкий уровень атмосферности, явные проблемы с ботами и добавленная до кучи маловразумительная специализация, скорее всего, не произведут на игроков ожидаемого эффекта.