- Враг добит в одном-единственном случае -
когда он мертв, и вы сами осмотрели тело.
YuN, "Время меча" Похоже, поляки все более уверенно завоевывают свое место под солнцем компьютерно-игрового бизнеса. Впрочем, говорить о по-настоящему прочном положении восточноевропейских игр можно будет тогда, когда и сюжеты их станут разворачиваться на родной, а не на заокеанской почве. Пока же, однако, большинство славянских разработчиков предпочитают западный антураж; не станет исключением и RatHunt, гибрид action и RPG от польской компании Mirage Interactive, создателей памятного Mortyr. Впрочем, если кого-то это утешит, в игре будет предостаточно русской мафии.
Итак, нам предлагается еще один сюжет про плохого парня, разбирающегося со своими еще более плохими обидчиками. Зовут его Мэйсон (Mason), и он явно не из тех, кто зарабатывает деньги честным трудом. Бандиты из русской мафии, планирующие довольно обычное ограбление, берут его в дело, отводя не самую почетную, но зато и необременительную роль - постоять "на шухере". Однако все оборачивается не так, как он рассчитывал. Русская мафия - это вам не итальянская с ее вековыми традициями "чести семьи" (кстати, итальянская мафия в игре тоже будет, равно как и китайская), и парня элементарно подставляют. В ходе операции подельники убивают офицера полиции, а потом всаживают пулю в спину самому Мэйсону и бросают его, полагая, что он скопытился. Однако Мэйсон выжил - правда, эту радостную новость он узнает, уже очнувшись в тюремной больнице. Убийство полицейского вешают на него, и наш парень получает свое пожизненное. Однако, оклемавшись от раны, Мэйсон устраивает в тюрьме небольшую заварушку, и под шумок ему удается бежать, переодевшись в полицейскую форму. Выбравшись с острова, где находится тюрьма, он прибывает в город с понятным желанием мстить...
Как вы уже могли догадаться, попутно выяснится, что предыдущие его неприятности вызваны причинами более серьезными, нежели банальное нежелание грабителей делиться с подельником, и вообще разработчики сулят закрученную детективную интригу, отнюдь не сводящуюся к тупым разборкам. Вам, в качестве Мэйсона, будут противостоять все три вышеупомянутые этнические мафиозные группировки, а также полиция. Ну а кто в итоге окажется загнанной в угол крысой - это еще предстоит выяснить...
При этом разработчики задались целью предоставить игроку как можно больше свободы при прохождении игры. Ее можно проходить в стиле классических стрелялок, оставляя за собой горы трупов - хотя это и будет сопряжено с серьезными сложностями. Можно, наоборот, пройти практически всю игру вообще без насилия (исключая только финал, где придется-таки мочить мафиозных - а возможно, и не только мафиозных - боссов), используя методы скрытного проникновения и применяя дипломатические способности в общении с NPC, которые могут сообщить вам немало полезного. Можно комбинировать различные тактики - но в любом случае вам все время придется отвечать за каждый сделанный выбор, который влияет не только на сиюминутные, но и на дальнейшие события. И здесь уже вступает в силу RPG'шная составляющая.
Во-первых, у вашего персонажа имеется набор классических RPG'шных характеристик, таких как здоровье, физическая сила, скорость, выносливость, умение обращаться с каждым из представленных в игре видов оружия и т.д. Изначально, при генерации персонажа, вам дается фиксированное число очков, которые можно распределить по этим составляющим. Далее тренировки в том или ином виде деятельности улучшают соответствующую характеристику, а долгое их отсутствие - ухудшает. Так что, если вы предпочитаете изматывание противника бегом, то со временем станете быстрым и выносливым бегуном, но тем временем ваши достоинства как стрелка будут без практики постепенно ползти вниз. Впрочем, ваше состояние зависит не только от различных упражнений и получаемых травм и ранений; вы можете, к примеру, и просто напиться. Кроме того, убивая врагов и выполняя квесты, которые вам дают другие персонажи, вы получаете дополнительные experience points, которые можете потратить на дополнительный апгрейд любых характеристик по своему выбору.
Во-вторых, от ваших действий, от разговоров до убийств и выполненных квестов, зависит ваша репутация у других персонажей; соответственно, могут меняться как список тех, с кем вы вообще сможете пообщаться, так и конкретные опции в диалогах. Вообще диалоговую систему обещают сделать весьма гибкой, причем, в отличие от большинства игр, в процессе беседы основной интерфейс не отключается, то есть вы можете ходить (в том числе и просто уйти, не дослушав), брать предметы и даже стрелять в своего собеседника или еще кого-нибудь.
Все четыре противостоящие игроку силы будут иметь свои особенности и свой стиль. Итальянцев отличают сообразительность и ловкость, они хорошо умеют прятаться и действовать незаметно. Русские делают ставку на грубую силу и тяжелое вооружение, хотя, конечно, это не значит, что они будут переть грудью на автомат, не заботясь о прикрытии. Китайцы либо оснащены мощным оружием, либо маленькие и очень быстрые. Полицейские особенно хорошо работают в команде, вооружены в основном автоматами, но часто используют снайперов.
Вообще разработчики, как обычно, нахваливают свой AI, хотя кое-что в этих похвалах звучит сомнительно. А именно, NPC используют при передвижении заранее сгенерированные траектории, что несколько противоречит понятию интеллекта, пусть и искусственного; правда, утверждается, что пойти они все равно могут куда угодно, но это вдобавок еще и не потребует больших ресурсов процессора. Зато что радует, так это честность - компьютерные персонажи не могут заметить вас сквозь стену, в темноте или стоя к вам спиной. Враги не будут разыгрывать из себя камикадзе, а будут подкрадываться, подбираться с тыла, стрелять из укрытий, при необходимости - отступать за подкреплением. Смогут они также и залечивать раны, так что не оставляйте недобитых врагов в живых. Еще они будут разбираться в характеристиках используемого ими оружия, применяя снайперские винтовки на расстоянии, а скорострельные, но страдающие плохой кучностью автоматы - в ближнем бою.
Как вы уже поняли, оружия в игре будет множество - помимо упомянутых автоматов и снайперских винтовок, это и пистолеты, и револьверы, и всякие штуковины для рукопашного боя, и взрывные устройства.
По ходу действия вам предстоит посетить самые разные места - тюремные камеры и коридоры, служебные и жилые помещения, кухни и подвалы, туннели и гаражи, портовые кабаки и склады, маленький провинциальный городок и большой город с его небоскребами и трущобами, мафиозными "малинами" и китайским кварталом, огромную заброшенную фабрику (атрибут чуть ли не любого боевика), старинный монастырь (а вот это в боевиках не часто увидишь), обширный торговый центр и секретные биологические лаборатории... Причем разработчики уверяют, что это - далеко не все.
Движок, таким образом, поддерживает действия и снаружи, и внутри - причем это, разумеется, далеко не все, что он поддерживает. Нам обещают высокую степень интерактивности (правда, примеры приводят не самые впечатляющие - возможность включить-выключить свет или разбить выстрелом лампочку была еще чуть ли не в первом Duke) и подобающий набор эффектов - туман, дым, дождь, снег, вода, динамический свет... Впрочем, на скриншотах заметен и недостаток, характерный, как ни странно, для многих трехмерных движков - искажение перспективы, когда ближе к краям экрана объекты начинают косить (в буквальном смысле) под Пизанскую башню.
В общем и целом, польская история про американского гангстера, борющегося против русской, итальянской и китайской мафий, сделанная в жанре RPG без всякой фэнтези, зато с уклоном в action, может оказаться интересным и оригинальным проектом.