Раньше Шумахера... Формульные симуляторы от EA Sports всегда отличались красотой и проработанностью видеоряда. Правда, при этом они предъявляли серьезные требования к компьютеру. В качестве награды за своевременный апгрейд EA Sports дает всем желающим уникальную возможность провести параллельный чемпионат мира в классе "Формула-1" и самим определить имя нового чемпиона мира. Ведь F1 2002 содержит официально лицензированные трассы, команды, болиды и, конечно, пилотов текущего чемпионата. И если с трассами и командами все более менее ясно, то болиды и пилоты вызывают некоторое количество вопросов.
Дело в том, что по ходу чемпионата команды постоянно работают над совершенствованием своих машин, не говоря о том, что и пилоты не стоят на месте, повышая свое мастерство или, что случается значительно реже, но все же случается, теряют мотивацию или переходят из команды в команду. Спрашивается, на какой момент даны характеристики болидов? Когда игра выходит по окончании чемпионата - это, как правило, либо усредненные характеристики, либо данные с последнего Гран-при. А когда игра выходит по ходу чемпионата? Ведь сезон-2002 богат на сюрпризы, достаточно вспомнить "Феррари", которая начала чемпионат с прошлогодним болидом, а в Бразилии использовала уже две различных модели. Забавно и то, что для каждого Гран-при можно выбрать погодные условия, соответствующие сезону 2002 года. Интересно, откуда разработчики узнали погоду во время тех Гран-при, которые еще не прошли?
Так или иначе, но возможность проехать по обновленному Хоккенхайму до того, как туда приедет Большой Цирк "королевской Формулы", дорогого стоит. В связи с этим позволю высказать свое мнение о новой конфигурации одного из самых интересных и красивых автодромов современности. С исчезновением северной петли Хоккенхайм потерял свою изюминку, превратившись в довольно обычный автодром. Конечно, Stehplatze Parabolica в какой-то степени спасает положение, но вряд ли ее можно рассматривать как достойную замену двум длинным прямым, пролегавшим сквозь живописный лес. Уменьшение длины круга в полтора раза повлекло за собой соответствующее увеличение их количества, что в свою очередь повлекло изменение тактики гонки, так что Хоккенхайм вполне можно рассматривать как новый автодром в календаре чемпионата.
Чтобы принять участие в соревнованиях, нужно занять место одного из действующих пилотов. Причем, и фото пилота, и раскраска его шлема останутся теми же, изменятся лишь имя и национальность. Хотя нет ничего невозможного в том, чтобы дать игроку загрузить свое фото и выбрать расцветку шлема - и та же EA это уже доказала в NHL 2002. С мечтой о создании собственной команды придется повременить - скорее всего, это вступает в противоречие с лицензией FOA, по которой в сезоне 2002 года могут принимать участие лишь 11 указанных команд. Но с другой стороны, разве изменение имени пилота не является отступлением от списка?
Похоже, что третье измерение все более прочно обосновывается в играх, причем объем обретают не только основные элементы, но и вспомогательные. Помимо трассы и трехмерными стали механики на пит-лейне. Двигаются они немного скованно, но дело свое знают. Помимо механиков в F1 2002 есть и девушки на старте. В реальной жизни они стоят рядом с болидами и держат в руках таблички с именем пилота, в игре же они просто радуют глаз своим присутствием. Бедные девушки стоят даже в проливной дождь, разработчики не позаботились о том, чтобы выдать им зонты на случай непогоды.
Погодные эффекты - это, пожалуй, единственное слабое место графического движка игры. Справедливости ради нужно сказать, что в большинстве автомобильных симуляторов во время дождя автомобили отбрасывают такие же яркие тени, как и в солнечную погоду. Но F1 2002 рекордсмен по количеству ляпов занимает первое место - помимо вышеуказанных теней, в игре дождь идет под крышей, например, в знаменитом туннеле под казино в Монте-Карло, а отличить ливень от дождя можно лишь по вспышкам молний и раскатам грома. Асфальт совершенно не намокает, а шлейф брызг из-под колес болидов настолько жалок, что о нем и упоминать не стоит. В довершение всего рисунок протектора дождевых шин и псевдослика абсолютно идентичен - и те, и другие шины имеют четыре продольных канавки.
Но обо всех недостатках забываешь, когда оказываешься в кокпите болида. F1 2002 передает стопроцентное ощущение скорости. После того как нажимаешь педаль газа, одновременно с тем, как болид набирает скорость, из головы улетучиваются все лишние мысли, остаются лишь те, что связаны с управлением, иной раз даже некогда посмотреть в зеркала заднего вида, чтобы оценить ситуацию с преследующим тебя болидом. Но для того, чтобы получить истинное удовольствие от вождения нужно рулевое управление с педалями и обратной связью. Иначе, к сожалению, F1 2002 из симулятора превращается в аркаду. Очень добротную, но все-таки аркаду.
Предыдущие формульные симуляторы от EA Sports помимо традиционно высоких требований к компьютеру предъявляли столь же высокие требования к мастерству игрока. Наконец, в EA Sports поняли, что среди поклонников игр про "Формулу-1" есть люди, которые еще только начинают свой путь к вершинам автоспорта. Конечно, именно для них и появился в играх EA Sports режим Driving School, но, во-первых, не все игроки туда заглядывают, а во-вторых, большинство игроков хотят как можно быстрее начать игру и, что самое главное, начать выигрывать. Поэтому в автомобильных симуляторах предусмотрена помощь при вождении, когда компьютер помогает игроку проходить повороты на оптимальной скорости, сам переключает передачи и выполняет тому подобные действия. В F1 2002 впервые в автомобильных симуляторах EA Sports данный помощник способен помочь даже самому неискушенному в вождении автомобилей игроку. Правда, помощь ограничивается лишь вождением. Соблюдение правил "Формулы-1" (ограничение скорости на пит-лейн, старт только после того, как погаснут огни стартового светофора и других) возложено на игрока. Так что, если вы включите опцию Full flag rules, будьте предельно внимательны - заработать штраф stop-n-go очень и очень легко. Правда, столь популярного в этом сезоне штрафа, как проезд через пит-лейн в игре нет.
Для опытных игроков EA Sports подготовила сюрприз - специальную программу по анализу телеметрии, чтобы настроить болид оптимальным образом. Причем, анализировать данные о прохождении круга можно как во время игры, так и после нее, пытаясь понять причины неудачи и ища возможность избежать ее в будущем.
Вообще, F1 2002 ведет подробную статистику по каждому игроку - сколько раз он выходил на старт, сколько кругов проехал, сколько очков заработал, сколько у него было поулов и быстрейших кругов и т.п. Так что можно попытаться побить грандов "Формулы-1" не только в очном сражении, но и со статистической точки зрения.
До последнего времени идеальным симулятором "Формулы-1" для меня был Microprose Grand Prix 3. С выходом F1 2002 я уже не так в этом уверен. По многим показателям детище EA Sports вырвалась вперед. Если бы не прокол с отображением погоды, F1 2002 могла бы стать идеальным симулятором "Формулы-1". Но и в Microprose не сидя, сложа руки - на подходе Grand Prix 4, так что сражение за верхнюю ступеньку подиума формульных симуляторов вскоре разгорится с новой силой. Пока же там обосновался F1 2002.