Синие начинают и выигрывают... Вряд ли сегодня кого-то удивит появление еще одного командного шутера, развелось их, понимаешь, как в ныне близкой Корее собак нерезаных. Всем лавры Counter-Strike и иже с ним мерещатся, вот и пытаются оттяпать лакомый кусочек торта со стола командных FPS развлечений. Вот только мало кому это удается: то ли руки коротки, то ли привычки и пристрастия миллионов игроков, нарабатываемые годами, так просто никуда не деваются. Но попытки эти не прекращаются, и на наше геймерское счастье иногда в куче трухи удается выудить действительно достойные внимания творения. И именно о таком зажигательном виртуальном противоборстве с названием "Mobile Forces" сегодня и пойдет речь.
Начнем с того, что ваяла игру Rage Software собственной персоной - кузница многочисленных хитов в самых различных жанрах, начиная от action'ов и леталок и заканчивая спортивными симуляторами. Ваяла не на пустом месте, а на модифицированной версии движка от "Unreal Tournament", а это уже, сами понимаете, говорит о многом. Еще одной отличительной особенностью игры стала возможность управления наземной техникой, что внесло весьма положительные коррективы в игровой процесс. Хотя управление всякими танками-джипами уже давно пытаются впихнуть в мультиплейерные игрища (например, неплохо вышло в "Tribes"), но большинство подобных опусов заставляют желать много лучшего. Здесь же найден практически идеальный баланс сплава человека и машины, что при этом нисколько не ущемляет ваши возможности по выбору тактических приемов и вариантов возможных действий.
Карты довольно большие, если не сказать гигантские и спроектированы таким образом, что удобнее всего преодолеть расстояние до базы противника или какой ключевой точки получается именно на машине. Поэтому, если очень хочешь победить - сигай в кресло и крути баранку. Каждый транспорт обладает своими индивидуальными особенностями, маневренностью, скоростью, в чем вы сразу же убедитесь. Вы можете покататься на легком и маневренном багги, тяжелом и неповоротливом броневичке, армейском джипе или грузовичке для перевозки людей. Так и намного быстрее перемещаться получается, и по дороге, собирая лишние фраги, кучку попутных неприятелей за компанию подавить можно. Притом вы можете сесть на место водителя или же заделаться простым пассажиром (в разных машинах пассажиров может быть разное количество 2-4), поливая огнем из форточки всех встречных-поперечных. Управляются автомобили довольно удобно, да и ведут себя пристойно - удачный симбиоз реализма и аркадности. Во время рулежки авто раскачивается на рессорах и подвержено заносам. Но при этом умеет лихо перескакивать груды ящиков или завалы из автомобилей противника, или же в два счета переворачивается как Ванька-встанька с ног на голову (с крыши на колеса). Взрываются же они ненатурально - рассыпаются на кучку геометрических полигонов, разве что колеса артистично раскатываются по сторонам. В общем, кататься на подобных машинках приятно, я остался доволен.
Но одно дело, когда вы сидите за рулем или рядом с водилой, а совсем другое - когда колонна военной техники с флагами противной стороны на бортах лихо катит на вашу базу. Остановить ее пешим строем довольно сложно, но кое-какие приемы имеются. Например, вы можете стрелять по колесам, тогда у машины лопаются баллоны и она продолжает ехать на дисках. Скорость при этом теряется, конечно, не так сильно, как бы этого хотелось, но все равно ощутимо. Ну, или просто можно попробовать расстрелять ее из автомата, взорвать из базуки (взрывы, кстати, весьма эффектные и случается их немало), или прицельным выстрелом проломить бензобак. После уничтожения взорванная тачка довольно быстро возрождается на материнской базе (как и обычные люди/боты), поэтому горевать о почивших в бозе колесах долго не стоит.
Конечно, не только на броневике или джипе можно добраться до вражеского логова. При желании это можно сделать и на своих двоих, но бежать придется долго и упорно. Зато, если воспользоваться скрытыми подземными лабиринтами, шахтами или туннелями в скалах (по этой части все карты очень умно спроектированы, вариантов проникновения и отходов масса), то можно почти безболезненно миновать все простреливаемые противником точки и учинить на его базе какую-нибудь очередную вселенскую пакость.
Я уже неоднократно упоминал про удачно скроенные карты, теперь дополню эту информацию некоторыми подробностями. Всего карт-миссий в "Mobile Forces" 11 штук, причем на каждой из них вы можете играть во все 8 режимов (об этом чуть позже). Переработанный движок от UT позволил их сделать не только большими и красивыми, с запоминающимися городскими улицами, освещаемыми фонарями, просторными подземными гаражами, аккуратными городками в центре пустыни, заснеженными полярными станциями, аэропортами и доками, и всем таким прочим, но также и очень функциональными. Помимо больших открытых площадей, комнат и коридоров, полно и всевозможных закоулков, то есть таких мест, где каждый из разношерстной мультиплейерной братии сможет найти себе пристанище по душе. Любите подолгу сидеть в засаде со снайперкой на вышке - никаких проблем, подобных мест здесь предостаточно. Или, быть может, вам больше нравится тихой сапой незаметно ползать по канализации, материализуясь в стане противника в самый ответственный момент? Впрочем, и для реализации всех неуемных фантазий любителей агрессивных rush'ей с шашкой (базукой/пулеметом/ножичком) наголо да в чистом поле также никаких препятствий не наблюдается. Еще один плюс у местных карт - они достаточно долго не приедаются, и "изучать" их, находя для себя более удачные точки для засад или быстрые проходы к месту расположения ключевого "объекта" во время самого процесса можно на удивление долго.
С оружием авторы особо мудрить не стали, поэтому никаких запредельных фантастических штуковин вы здесь не увидите. Все выдержано в проверенном классическом ключе: ножик, пистолет, дробовик, пулемет, снайперская винтовка, базука, тяжелый пулемет (занимает добрую половину инвентаря, да и стрелять с ходу нельзя, можно только, если облокотить его на землю), граната, взрывчатка с лазерным лучом (лепится на стены). Все это вы можете выбрать в начале игры, а также перед своим respawn'ом, при этом с вас не потребуют денег. Все упирается в ограничение по количеству места. У вас имеется 6 свободных слотов, куда вы можете распихивать выбранное оружие. Например, можно взять дробовик и пулемет, а в оставшиеся слоты, для пользы дела, запихнуть бронежилет и аптечку. Понятно, что большие пушки отъедают уйму места, и чем-то приходится жертвовать. Так снайперка занимает 3, базука 4, а HMG уже целых 5 заветных клеточек. У большинства из пушек имеются два режима стрельбы, ну к этому, думаю, уже все давно привыкли.
Внешне оружие смотрится вполне обычно, но зато как оно звучит! Пожалуй, это одно из лучших звуковых сопровождений, которые я встречал в шутерах за последнее время. Поначалу во время марш-бросков временами без особой нужды я просто стрелял по сторонам, упиваясь производимыми звуками, настолько мощно, реалистично и натурально все это бумкало, тарахтело и охало. Вдобавок к шуму перестрелок на поле брани постоянно слышна и всякая прочая сопутствующая "музыка", что позволяет еще полнее пропустить через себя атмосферу битвы: рокот автомобильных движков, свист садящихся самолетов, доклады о захвате флага или достижении точки, призывы быть поосмотрительнее и не давить почем зря своих, ну и т.д.
Настало самое время рассказать об игровых режимах, некоторые из которых всерьез могут заинтересовать ветеранов сетевых баталий своими свежими идеями. Итак, всего таковых 8, играть в любой дозволяется на всех представленных картах. На самых стандартных ("Deathmatch", "Squad Deathmatch", "CTF") я особо подробно останавливаться не буду, потому как с ними уже давно все и всем ясно. Кто больше срубил фрагов в одиночку или в команде за отведенное время, или оттаранил N раз чужой флаг на свою базу, тот и молодец. Посмотрим лучше на другие забавы. "Captains" - например, предлагает поохотиться за головой лидера противников, а это уже будет поинтереснее. "Holdout" - захватить точку и удерживать ее определенное время. В качестве такой точки выступает небольшой маяк-переключатель, который включается светом игрока той команды, который до него добрался. Побеждает команда, которая к исходу срока была "царем горы" большее время, или просто удержала позицию весь отведенный для этого период.
Еще один довольно любопытный режим - "Detonation". Вы должны раздобыть карту-ключ в центре области, дабы потом дотащить и активировать с ее помощью бомбу на неприятельской базе. Этот процесс настолько увлекательный, насколько и долгий, и порой затягивает так глубоко, что оторваться практически невозможно. Помнится, я как-то битых полчаса пытался провернуть в союзе с ботами эту задачу, карточка постоянно переходила из рук в руки - то кого-нибудь невзначай джипом придавят, то в двух шагах от заветного входа на базу из базуки по земле размажут... Так и воевал, не щадя животов назойливых типов в красном, покуда на табло не загорелось долгожданное "Blue Team Wins!".
Осталась еще парочка аппетитных режимов, не упомянуть о которых просто нельзя. Название одного из них, "SafeCracker", говорит само за себя. Вы должны утащить из чужого сейфа золото и допереть его до своих ворот. Вроде бы все предельно ясно и просто, но если бы вы только знали, как же тяжело бывает реализовать эту задачку на практике. И, наконец, последний - "Trailer", предлагает пригнать джип с прицепом, на котором уютно развалилась пухлозадая бомба в отмеченную точку, что рядом с берлогой команды противного цвета. Ясное дело, что в битвах за опасный джип наибольшего успеха добивается та команда, которая более активно использует мобильную технику: там, скажем, лихо протаранить и не дать проехать, здесь, наоборот, ломануться чуть вперед и расчистить дорогу для своего ездока с опасным грузом, ну и т.д.
Таким образом, думаю, что представленные вашему вниманию режимы вполне удовлетворят как поклонников классических сетевых забав, не желающих приспосабливаться к новомодным трюкам, так и любителей экспериментов, пробующих разбавить знакомый вкус старого блюда какой-нибудь новой подливкой. Лично мне все новые режимы пришлись по душе, и я с большим удовольствием часами изничтожал на карте противников, стараясь как можно быстрее и с наименьшими потерями реализовать задачи очередного сценария.
Напоследок пару слов о ботах. Всем тем, у кого не наблюдается поблизости сети или качественного Интернета, на помощь может прийти одиночный режим вкупе с компьютерными болванчиками. При этом вы можете рубиться либо в Скирмиш, либо планомерно проходить карты в режиме Миссий. Новые карты будут последовательно открываться, только когда вы заработаете определенное количество очков. В Скирмише же вы можете выбрать любую карту, игровой режим, количество ботов (максимально 15) и их способности (уровней AI аж целых 8, от зеленых новичков до элиты). Воюют железяки довольно умело, сами водят машины, стараются бегать за своим командиром в вашем лице, ловко прыгают, метко стреляют, но человеческих качеств им, конечно же, откровенно не хватает. Поэтому выиграть, даже воюя с элитой, в некоторых режимах не так уж сложно, поскольку для этого приходится всего лишь немного пораскинуть мозгами, чего компьютерному интеллекту уже не дано.
Хотя вы можете попытаться скоординировать действия среди своей команды, отдавая ботам приказы (можно кому-то одному или сразу всей стае скопом) вроде: "Защищай область", "Прикрой меня", "Атакуй", или самый любопытный - "Импровизируй!". Выполняют они их по большей части довольно точно (главное - успеть вовремя отдать нужный приказ), то есть в меру своей сообразительности, но иногда и откровенно шалят. Например, запросто могут увести у вас из под носа карточку, которую вы вознамерились схватить. Или, скажем, не поленятся угнать джип, когда вы весь израненный, но счастливо завладевший вражеским флагом, топаете к его стоянке. В общем, улучшать и расти еще есть куда, благо база заложена благодатная.
Да, еще вы можете при помощи numpad'овской раскладки переключаться на любого игрока вашей команды и с видом от третьего лица понаблюдать за его действиями.
В заключение хочу сказать, что "Mobile Forces" - несомненный Хит, причем высокой пробы. Конечно, не без мелких недостатков, но все-таки мощный и очень красивый движок, не нуждающийся в дополнительных рекомендациях, отменный звук, четкая работа проверенного оружия, а также масса оригинальных игровых режимов с использованием различных средств передвижения - все это полновесные основания, позволяющие полагать, что "Mobile Forces" займет достойное место в стане лидеров жанра командных шутеров. А я бы настоятельно рекомендовал всем завсегдатаям клубов и любителям перестрелок в обеденный перерыв обратить на него свое драгоценное внимание - уверен, вы об этом не пожалеете.