Еще один шаг на пути к совершенству Любое изобретение можно использовать как во благо, так и во зло. Любое действие порождает цепочку действий, и не всегда можно заранее предсказать, к каким последствиям это приведет. Знал ли в 1989 году тогда еще молодой Джон Муллинз, вывозя из Праги гениального русского ученого Ивановича, что спустя десятилетия ему придется участвовать в событиях, инициированных своими же действиями. Итак, встречайте - Soldier of Fortune II: Double Helix.
Продолжение похождений, точнее сказать, приключений члена элитного спецподраздения по борьбе со злом во всех его проявлениях Джона Муллинза связано с предотвращением бактериологической катастрофы и поисками "крота" внутри собственной организации. На мой взгляд, Raven Software удалось почти невозможное - сохранить дух первой игры и внести в нее значительные изменения и усовершенствования.
Один из главных вопросов, который задавали себе поклонники SoF в ожидании появления продолжения своего кумира - Но достоинства GHOUL 2 не исчерпываются многочисленными точками поражения. В первую очередь GHOUL 2, как и его предшественник, предназначен для создания моделей реалистичного внешнего вида и поведения. С поставленной задачей движок справляется на "отлично", что абсолютно не удивительно, так как количество полигонов, из которых состоят персонажи игры, увеличилось на порядок - с 300 до 3000. В результате модели выглядят очень и очень красиво. Конечно, они еще не дотягивают до персонажей из мультфильма Final Fantasy или грядущего Doom III, но пальцы рук и черты лица проработаны максимально детально, создавая достоверную картину.
Движения персонажей так же не вызывают нареканий - технология motion capture оправдывает свое предназначение. Но SoF2 - это в первую очередь игра, связанная со смертью. Поэтому особое внимание разработчики уделили анимации процесса смерти. Даже не самой смерти, а движению мертвого тела и взаимодействию трупа с окружающей остановкой. Не секрет, что в большинстве игр мертвые тела, если и располагаются с учетом окружающей обстановки, то выглядят курьезно, будто внутри у них не скелет, а стальной стержень. В SoF2 тела принимают позы в полном соответствии с человеческой анатомией, сползая по стенам или повисая на предметах. Если бы не столь мрачная тема, можно было бы сказать "Любо-дорого поглядеть на эти трупы!"
Но одного лишь внешнего вида не достаточно, чтобы компьютерные противники походили на человека. Они еще должны и поступать как люди. К счастью, SoF2 не претендует на полноценный симулятор человека, поэтому от персонажей игры требуется адекватная реакция на события, происходящие во время боя. И NPC реагируют очень логично - отступают, если понимают, что им не справиться с Джоном, координируют свои действия, приседают, активно используют укрытия, как для перезарядки оружия, так и для ведения огня. Отдельного упоминания заслуживает применение противниками гранат - световых и осколочных. Пожалуй, SoF2 - первая игра, в которой NPC часто и осмысленно используют гранаты. Световые гранаты применяются не только по их прямому назначению - для ослепления и уничтожения, но и для скрытия собственного передвижения. А осколочными гранатами противник очень любит забрасывать главного героя, находясь в укрытии, или когда у Муллинза ограничена свобода маневра. К счастью, бросок гранаты предваряется криком "Осторожно", после чего раздается металлическое позвякивание, так что часто удается укрыться. Нужно сказать, что NPC умеет не только бросать гранаты, но и реагировать на гранату, брошенную главным героем.
Как и положено хорошей игре жанра FPS, арсенал, представленный в SoF2, включает в себя разнообразное оружие, так что каждый игрок сможет выбрать себе оружие в соответствии с личными пристрастиями. При этом следует иметь в виду, что Джон Муллинз хотя и супермен, но законов тяготения никто не отменял. Поэтому нельзя носить при себе все виды тяжелого вооружения, которые присутствуют в игре. В какой-то момент придется делать выбор, потому что при себе можно иметь лишь три вида. Этот выбор не всегда бывает прозрачным, часто по ходу выполнения миссии начинаешь жалеть, что оставил при себе именно это оружие, а не другое.
Большая часть миссий характеризуется лишь тремя словами - "убей их всех", но бывают и исключения. Несколько миссий представляют собой разновидность тира на колесах - стоя за станковым пулеметом, Джон Муллинз уничтожает многочисленные цели, время от времени появляющиеся в поле его зрения. Учитывая практически неограниченное количество патронов, эти миссии доставляют истинное удовольствие от самого процесса стрельбы. Прямой противоположностью этих миссий являются так называемые бесшумные миссии, в которых нужно выполнить задание, не привлекая к себе лишнего внимания.
К сожалению, механизм бесшумных миссий не выдерживает никакой критики. Дело в том, что тревога поднимается мгновенно после первого же выстрела (причем пистолет с глушителем бесшумным оружием не является), и ни воспрепятствовать этому, ни отключить сигнал тревоги невозможно. Единственное оружие, допустимое при выполнении таких миссий - это метательный нож и приклад автомата. К счастью, разработчики не злоупотребляют бесшумными миссиями, так что их наличие не портит общее впечатление от игры.
По ходу игры Джон Муллинз попадает в разные страны и на разные континенты, встречается с врагами разной национальности. Вполне естественно, что враги говорят на разных языках. И они действительно говорят на разных языках, правда, непонятно, почему солдаты чехословацкой армии говорят на чистом русском языке. Вообще, с русским языком у разработчиков игры наблюдаются определенные проблемы, особенно, с написанием текстов на русском языке. Но даже плохой русский в России выглядит приятнее хорошего английского.
В целом же Soldier of Fortune II: Double Helix - очень и очень добротная игра, предъявляющие высокие требования к компьютеру и требующая от игрока наличия навыков игры в FPS, потому что расслабится можно будет лишь после полного прохождения игры. И еще, SoF2 - игра не для детей. Даже если полностью отключить насилие.