Либо ты - охотник, либо - жертва... Ну, как он едет?.. Разве можно ездить с такой скоростью в крайнем левом ряду! А этот, Вы только посмотрите, заворачивает из правого ряда налево, да еще и не мигает! Кошмар, сколько чайников развелось, пора начинать их массовый отстрел...
Наверняка многим из Вас, дорогие читатели, не раз приходили в голову подобные мысли при поездках на личном автотранспорте (особенно по городу Москве). Увы, как бы страстно ни хотелось и мне, и Вам, в подобных ситуациях наказать и проучить подобных "ездунов", меркантильные интересы (цена и трудоемкость ремонта автомобиля в частности) и здравый смысл всегда останавливают от подобных поступков. Остается только тихо (или в голос, если нет пассажиров) материться, жать на тормоза и всячески стараться избежать аварийной ситуации.
Но реальный мир - не единственная территория, где мы с Вами можем поездить на автомобиле. К счастью, существует еще мир виртуальный, где порой авторы игр балуют нас шедеврами, которые по настоящему позволяют отвести душу любому водителю. Именно к такой категории я причисляю недавно появившийся на PC шедевр по имени "Grand Theft Auto III". Независимо от того, являетесь ли Вы поклонником этой серии игр или первый раз в жизни услышали название GTA, если Вы водитель (или хотя бы сочувствующий) взглянуть на эту игру я Вам настоятельно советую.
Прыжок, который совершила эта игра во время перерождения из GTA2 в GTA3 невозможно приуменьшить никакими словами. Имя ему - настоящее 3D. А что может быть важнее для игры, где можно (и нужно) много ездить (и даже гонять) на автомобиле по улицам мифического города Liberty City. Главное в таком процессе - его реалистичность и эффект присутствия, а упомянутый переход к трехмерности добавил, на мой взгляд, как раз решающие очки.
Вы просто не можете себе представить, как хорош этот мифический город. Вначале можно абсолютно бесцельно колесить по улицам, просто наблюдая за его повседневной жизнью, за спешащими по делам пешеходами, за разборками уличных банд, за автомобилями, за суточной сменой ритма (и визуальной картинки, конечно же). Ах, эти ночи, полные огней, ох уж эти непроглядные туманы и дожди, все это с первого взгляда поражает воображение и моментально становится второй реальностью.
Но главное все же в другом. Именно здесь Вам в руки, наконец, выпадает та самая козырная комбинация, имея которую, Вы можете покарать любого гнусного автомобилиста или наглого пешехода. А их в этом городе, поверьте, более чем достаточно. Можно подрезать, таранить, давить, выкидывать за шкирку из авто и даже тривиально расстреливать практически любого. Ведь наш герой далеко не простой законопослушный гражданин, совсем наоборот, он беглый преступник (да еще и ловкий угонщик автомобилей). Будучи кинутым на произвол судьбы верными напарниками (об этой "подставе" как раз и рассказывает нам вступительный ролик), он вынужден буквально с нуля обживаться в "джунглях" этого далеко не образцового городка.
А как можно жить в лесу и не быть хищником? Да никак! Либо ты охотник, либо ты жертва - никакого третьего варианта, увы, тут не существует. А, значит, придется становиться злодеем, придется работать на мафию, выполняя ее мелкие задания (перевозка проституток, угон машин, убийство мелких конкурентов), пока репутация не достигнет высот, способных поднять Вас в глазах "работодателей" на новый качественный уровень.
Но никакой строгой обязаловки в этой игре нет. Да, безусловно, есть перечень задач, которые Вам необходимо выполнить, чтобы добраться до финала и отомстить своим друзьям-предателям. Но кроме них игра просто кишит необязательными и сторонними миссиями, выполнять или не выполнять которые можно совершенно по собственному усмотрению. Как правило, в таких решениях играет роль либо финансовая заинтересованность, либо желание накопить побольше опыта для выполнения более сложных задач.
И слова насчет опыта - отнюдь не праздная болтовня (причем опыт тут имеется в виду не виртуальный, а именно Ваш, как игрока). Во-первых, для эффективного ухода от полиции или выполнения заданий на время нужно хорошо изучить место, где приходится ездить (поскольку маленького радарчика в низу экрана для этого совершенно недостаточно, а полновесной карты районов в игре почему-то нет). Вы не поверите, даже первый индустриальный район города (а всего их в игре три, расположенных на разных островах) настолько велик, что для того, чтобы хоть как-то начать ориентироваться в его топологии, мне потребовалось колесить по нему не менее 2-3 часов (почти как в жизни по незнакомому району Москвы).
Во-вторых, выполняя минорные (не главные) задания Вы открываете для себя множество новых способов эффективного выполнения основных. Например, в одном из карьерных заданий потребуется убить продавца лапши, торгующего прямо посреди китайского квартала. Сами понимаете, решение этой задачи в лоб (т.е. открытие стрельбы прямо посреди территории, контролируемой триадами) практически равносильно самоубийству. Да еще и жертва оказывается не в меру шустрой и при первых же выстрелах норовит улизнуть на личном авто. Кажется, что ситуация тупиковая, но выполняя побочные миссии Вы очень скоро узнаете о существовании на окраине чудного магазинчика, под названием "8 Balls", где за символическую плату в 1000$ могут установить мину на любой автомобиль. Вот и решение нашей проблемы, угоняем машину торговца, минируем ее, ставим на прежнее место, а дальше достаточно только спугнуть жертву - все остальное сделает взрывчатка.
Способов повысить свой игровой рейтинг (и личный опыт) в GTA3 существует не просто много, а очень много. Есть, например, задания от второстепенных личностей, появляющихся на пути героя по мере развития сюжета (порой такую миссию можно получить, просто своевременно подойдя к звонящему посреди улицы телефону). С другой стороны, можно угнать такси, включить счетчик и просто развозить пассажиров. Если постараться и угнать скорую помощь, то представится возможность побыть недолго в роли медика-реаниматора, а если суметь "сдернуть" полицейский автомобиль, то можно даже половить мелких преступников (не правда ли, любопытное преображение).
Что еще чертовски приятно, так это то, что в Liberty City полностью отсутствует служба, аналогичная ГИБДД. Да, полиция есть, но она преследует Вас только за антиобщественные поступки (стрельбу на улицах, массовый "забой" пешеходов и т.п. вещи), а вот на нарушения правил дорожного движения ей откровенно наплевать. Какое раздолье открывает такое попустительство со стороны властей, Вы просто представить себе не можете. Можно ездить, как хочешь и где хочешь, подрезать, обгонять по встречной (и даже по тротуару), а уж езда на красный свет - это просто норма жизни в этой игре. Исключения составляют только миссии, где требуется доставить неповрежденный автомобиль, в этом случае стоит ехать помедленнее, так как "козлов за рулем" в Liberty City и своих хватает.
Поскольку основную часть времени в этой игре приходится проводить на колесах, то авторы на славу поработали над моделями и динамикой поведения всех транспортных средств. Вы с легкостью отличите переднеприводную машину от заднеприводной по характерному поведению на дороге, а, сев за руль грузовика, сразу ощутите всю его мощь (при известной неповоротливости), а уж, если тормознете крутейший автобус, то быстро поймете, как тяжела доля его водителя. Именно в этой игре сбылась моя давнишняя мечта прокатиться на Hammer'е, и хоть эта поездка была всего лишь виртуальной, я испытал массу удовольствия.
Что и говорить, не хуже физики поведения на дороге исполнена в этой игре и физика разрушения автомобилей. У Ваших "лошадок" будут не только биться стекла и фары, но и деформироваться кузова, причем настолько реалистично, что порой (при определенных повреждениях) у машин начинают болтаться на ходу не закрывающиеся двери или капоты, а при небольшом старании можно "доездиться" и до взрыва двигателя.
Заключительный штрих к портрету автомобилей в этой игре делает как ни странно музыка. Вся она записана в виде треков различных радиостанций (по 20-30 мин каждый), играющих все сорта музыки, начиная от классических мелодий и заканчивая тяжелым металлом или рэпом. Угнав очередной автомобиль, Вы почти всегда попадаете на новую музыкальную волну и это просто потрясающе. Хотя, если Вам понравилась какая-то конкретная станция, всегда можно перестроить приемник в автомобиле на ее волну (просто крутя колесико мыши).
К сожалению (лично для меня), часть игры Вам неминуемо придется пройти пешком. Как правило, такие путешествия связаны с использованием различных вооружений и огневыми поединками с противником (не вылезая из машины, можно пользоваться только "узи"). Не могу сказать, что используемое оружие или сами перестрелки выполнены плохо, но до уровня и красоты Max Pain им очень далеко, а просто беспорядочная пальба почему-то не вызвала в моей душе должного энтузиазма. А посему я старался найти изощренные автомобильные способы решения большинства проблем (например, грамотный таран грузовиком во многих ситуациях может заменить любую перестрелку).
Осталось сказать лишь несколько слов о сохранении игры. К сожалению, это можно делать не всегда и не везде. Для того чтобы сохранить свой прогресс, Вам обязательно придется доехать до "логова" главного героя и войти в него. Заниматься этим после каждого выполненного задания, честно говоря, долго и не оптимально, а потому часто в этой игре бывают минуты гибели или арестов.
К счастью, ни погибнуть, ни надолго сесть в тюрьму в этой игре нельзя. При гибели главный герой возрождается в районе ближайшего госпиталя, а при аресте - полицейского участка. Чем же чреваты тогда такие моменты? Во-первых, Вы неминуемо проваливаете текущее задание (если таковое было) и все приготовления придется начинать сначала, во-вторых, у Вас отбирают все накопленное оружие, и, в-третьих, при аресте играющего ждет еще и денежный штраф. Вот и приходится в каждой такой ситуации решать - что лучше переиграть несколько минорных миссий, восстановив игру из последней сохраненки, или начать заново собирать вооружения, не теряя прогресса игры.
Что сказать Вам напоследок. Самое главное (и, пожалуй, самое сложное) после игры в GTA3 - это сев утром в свой любимый автомобиль вспомнить, что ты находишься уже отнюдь не на беспредельной территории Liberty City, а в родной Москве и ничего позволить себе уже, увы, не вправе...