Символ мирового милитаризма Можно придумать бесконечное множество концепций компьютерных игр, но последнее время разработчики совсем перестали баловать нас разнообразием - эксплуатируются старые идеи или смешиваются коктейли из жанров. Старые добрые аркады уже давно списали в тираж, разве что консоли еще худо-бедно поддерживают этот жанр, в силу своей ориентации на публику невеликого возраста и умственных способностей.
Достойных и действительно самобытных аркад современному игроку уже и не припомнить, все, что сейчас выпускается похоже или на изометрическую концепцию типа "Crusader: No Remorse" или от первого/третьего лица типа "Serious Sam". В каждом из этих типов можно вспомнить десятки предков и последователей.
И тут именитый издатель Infogrames выпускает аркаду, идея которой своими корнями уходит глубоко к первым компьютерам, а ветвями упирается в продвинутые сотовые телефоны. Ваше "Альтер эго" в данном случае - некая одинокая суперпушка, стоящая на краю вселенной, галактики, земли или страны и бесконечно крошащая толпы врагов. Пушка эта олицетворяет, очевидно, некую квинтэссенцию всех пушек и орудий, изобретенных человечеством или же его милитаристических стремлений. И вот эта суперпушка стоит на некой неприступной границе, за которой Родина, и ведет бесконечный бой с ордами врагов. Пушка абсолютно статична, можно только вращать башню, враги нападают со всех сторон, в консолях обычно сверху. Позже жанр этот эволюционировал в платформенную аркаду типа Raptor, Tyrian и т. д., где космический кораблик может перемещаться вправо-влево.
Казалось бы, что можно сделать с этой идеей? Однако можно. Переместив все действо в три измерения, разработчики из Screaming Games сохранили, однако, общий абсурд всего происходящего. Пушка ваша располагается на крошечном, чуть превышающем размеры самой пушки, островке, посреди бесконечного океана. Создается впечатление, что вы защищаете последний оплот суши в водном мире, и вас явились атаковать все, кто остался еще в живых на планете. А атаковать слетелись самолеты, приплыли корабли, и даже пехота и танки десантируются у вас за спиной на специальных капсулах или паромах. Так что не одному рядовому Райану придется отдать Богу душу под вашим шквальным огнем. Разработчики вроде как взяли за основу времена Второй Мировой войны. Но на деле все это оказывается чистой воды условностью, разве что уровни называются "Июль 41-го", "Поздний февраль 42-го" и т.д. Оружие и техника в игре тоже предполагаются быть лишь отчасти реальными. Вас будут атаковать знаменитые танки "Тигр" и крейсера класса "Бисмарк"/"Тирпитц". А воюющие государства именуются не иначе как "Saruvian Empire" и "United Sovereign Territories". Так что события происходят во время Второй Мировой войны, но в как бы в "параллельном" мире. В общем, очень сложная система.
Начав игру, мы создаем свой собственный героический профиль и выбираем сложность. Далее нам предлагается прослушать краткий брифинг, а точнее намек на некое подобие сюжета, в котором нам расскажут о том, как империя завоевала все, кроме вашей пушки, и вы - последняя надежда. Все. Дальше вам дается 30 секунд на рекогносцировку, после чего враг начинает переть со всех сторон и начинается безумный "fire at will", вкупе с убийственным "kill 'em all". Что собственно вы должны были сделать в этой миссии, вы узнаете, обычно, после ее выполнения. В основном задания сводятся к уничтожению таких-то единиц техники, в таком-то количестве, так что ошибки вам совершить не удастся.
В бою ваша задача сводится к вращению башни во всех направления и стрельбы левой кнопкой мыши. Весь интерес же состоит в том, что для уничтожения разного вида техники используется разного вида оружие, которое надо уметь быстро менять. Пехоту лучше всего убивать из автомата, самолеты из пулемета, а корабли - из пушки. И только в таком порядке, потому, что автомат не "достреливает" до кораблей, а ствол пушки не наклонишь, что стрелять по близко подобравшейся пехоте. Боезапас вы можете пополнять путем уничтожения бонус-кораблей, которые называются "грузовыми", но сути своей от этого не меняют. Миссия заканчивается после уничтожения заказанного числа врагов или же в случае вашей смерти, которая наступает когда ваш импровизированный портрет в каске, в углу экрана, превратится в портрет некоего умершего много лет назад господина, и уже превратившегося в скелет. Иногда вас могу оживить, указом "свыше" назначив новых бойцов вам в помощь. Если включить God mode, глаза на портрете засветятся адским огнем и лицо бойца будет уж очень сильно напоминать морду морпеха из Doom II. Авторские шутки?
С течением времени войны и миссий, меняется и набор вашего вооружения, и набор атакующих врагов. На ваш остров десантируется уже не только пехота, но и разнообразные танки. На место вашего автомата приходит скорострельный пулемет, на место пулемета - авиационная пушка, на место пушки - ракетница. Так же, в ваше распоряжение поступят гранаты, которые хранятся отдельно и выкидываются при нажатии на латинскую букву "G". И самое интересное оружие, приносящие наибольшее количество удовольствия - базука. Из нее можно палить как по кораблям, так и по пехоте или танкам, тогда как остальные орудия имеют ограничения по целям.
Только вот окружающая вас среда не меняется с течением времени никак. То же море, тот же песчаный остров. Меняется лишь время суток, когда происходит бой. Да и то, чисто визуально, разве что яркое солнце слепит глаза, да так, что не видно прицела. Вообще же графика смотрится достаточно привлекательно. Модели самолетов и кораблей хоть и просты, но красивы и заставляют следить за ними взглядом. Отменно смотрятся взрывы самолетов, которые после попадания разлетаются на кустки, а движок с частью крыльев продолжает движение по ходу курса, и с шумом падает недалеко от вас в море. Вот за что разработчикам стоит выдать медаль, так это за эффекты неба, солнца и времени суток.
Такой красоты и разнообразия мало где увидишь. Хотя меняется все это великолепие не в реальном времени, а при смене миссий выбирается случайно, ведь это единственное, чем визуально отличаются миссии. Солнце отражается на оружии и все время светит по-разному, а на краю океана, где оно утопает в воде, стоит великолепное зарево заката. Или когда вражеские корабли медленно выходят из утренней дымки, паля по вам из всех орудий. Очень красиво. Но на красивых закатах, пожалуй, и исчерпываются все достижения Screaming Games.
Про звук можно сказать одно - его много. Иной раз на вас несется столько стреляюще-оруще-гремяще-шумящего звукоматериала, что его не могут выдержать даже уши закоренелого любителя дискотек и клубов. После часа игры в Operation Blockade голова трещит, а в ушах подозрительно гудит. Что касается музыки, то ее здесь просто нет - наверное, чтобы не заглушала звуки боя. EAX или какое-либо подобие трехмерного звука отсутствует. Когда рядом с вами пикирует, а потом от меткого попадания падает самолет, вы услышите просто взрыв, хотя все можно было бы обставить поинтереснее.
В итоге мы имеем аркаду со старой, как мир идеей, которая была чуть подретуширована и подана пользователю под соусом из трехмерной графики и красивых закатов. Суть игры же, понятно, от этого не меняется. Operation Blockade рекомендуется употреблять исключительно в качестве "оттяга на мясе", как выражается один мой знакомый. Но непременно после тяжелого рабочего дня, когда сил не на что большее не остается, и желательно не перебарщивать с дозой. Затягивает процесс, однако.