Иронический детектив Жанр иронического детектива, сочетающего в себе интригующую криминальную историю и изрядную дозу здорового юмора, по праву является одним из самых читаемых и популярных в литературе. При этом, как водится, попыток этому соответствовать куда больше, чем реально достойного криминального чтива. Книжные лотки и полки солидных магазинов буквально наводнены кричащими обложками, каждая из которых обещает осчастливленному покупателю закрученный под завязку сюжет, как минимум, не уступающий Агате Кристи, и персонажей, блещущих остроумием. Чем это в большинстве случаев оказывается - вам известно не хуже меня.
Убойная смесь, сойдя с бумажных страниц, быстро распространилась по экранам кинотеатров и мониторов, и уже считается правилом хорошего тона, что герой боевика должен не только обладать всеми навыками рукопашного боя, но и изрекать гениальные фразы, благодаря которым он останется в памяти народной. Безвестных и бессловесных героев-десантников из Quake вряд ли кто-то припомнит, зато Duke Nukem запал многим в душу во многом благодаря его неподражаемому комментарию происходящего.
Но к Дюку у нас еще будет повод вернуться, и совсем скоро, а пока позвольте представить нашего сегодняшнего гостя, которому хотя и вряд ли удастся посостязаться в известности с Дюком, но свой след в истории и в памяти игроков она наверняка оставит. "По следам убийцы" - так называется новый квест в жанре, как вы уже догадались, иронического детектива, выпущенный творческим союзом G.O.G. Games и "Медиа-Сервис 2000".
Марс. Не слишком отдаленное будущее. Частный детектив оказывается втянутым в темную историю о коррупции, расследуя убийство своего друга-журналиста. Такова завязка сюжета, который проведет нас через добрую сотню различных локаций в игре и познакомит с двумя десятками персонажей, волею авторов так или иначе оказавшихся причастными к этим событиям.
Здесь все, как доктор прописал, все по классике. Ходим, смотрим, общаемся с каждым встречным, пытаясь выдавить из них по капле ценную информацию. Сюжет развивается своим чередом и, надо признать, весьма логичен по своей сути, как и квестовые задачи. Чтобы отклеить этикетку от бутылки, нужно подержать ее над паром; ключ с другой стороны замочной скважины лучше всего протолкнуть чем-то длинным и острым, например, дротиком, главное - не забыть подстелить что-нибудь под дверь; а побег из тюрьмы, который, я надеюсь, вам предстоит совершить в этой игре, просто заслуживает высшей оценки.
Без выполненного действия вас не пропустят по сюжету дальше, что логично. Чуть более спорным является то, что отдельные предметы становятся доступны лишь после того, как вам они реально требуются по игре. С одной стороны, это избавляет от необходимости тупого механического перебора объемистого инвентаря при любом затыке, давая возможность пошевелить мозгами. С другой стороны, несколько отдаляет игру от реальности, что, впрочем, квестам, в отличие от симуляторов, никогда в вину и не ставилось.
Но это все - чисто техническая сторона дела, демонстрирующая насколько у придумывавших сюжетные ходы и загадки разработчиков все в порядке с логикой. Но душа этой игры витает далеко за рамками собственно детективного расследования. С первых минут игры меня насторожила музыка - уж больно знакомыми показались мелодии. И слух меня не подвел: вольная вариация на тему "Доктора твоего тела" "Наутилуса" сменилась знакомыми зарубежными мотивами, а окончательно я "прозрел" на бодром напеве "Давай? закурим". Излишне, наверное, говорить, что вся оставшаяся игра проходила под девизом "Угадай мелодию", при этом в процесс включились и все домашние.
Дальше - больше. Эффектный памятник Квакерше при выходе из дома укрепил меня в уверенности, что все это добром не кончится (и последние события в игре это подтвердили), а память услужливо подсказала, что Марс издавна притягивал не только Квакеров, но и DOOM'еров (там, правда, речь шла о спутнике Марса), и иже с ними. Игра еще не раз вас заставит и просто улыбнуться, и от души рассмеяться, продолжая удерживать вас в рамках следственных действий.
При этом я поймал себя на мысли, что уже через час игры я не особо обращаю внимания на простоту графики, которая отнюдь не является чем-то высокотехнологичным и новомодным. Зря, как выяснилось... Потому как лишь к середине игры глаза открылись окончательно. Взгляните на скриншоты с изображением помещений и, в особенности, зданий. Ничего не напоминает? Здравствуй, уважаемый, сколько лет, сколько зим... К счастью, авторам игры не изменило не только чувство юмора, но и чувство меры, благодаря чему все смотрится органично и естественно.
Марс, памятник Квакерше, знакомые до боли очертания городской тюрьмы и дома почтенного мэра, вызывающие острые приступы ностальгии нетронутое убранство отдельных помещений, и даже те самые мелодии - все это своеобразный памятник той самой эпохе, когда еще были живы квесты, когда творили "Наутилус" и "Кино", когда игроки c восторгом истребляли монстров в Quake, а не себе подобных в Max Payne и Medal of Honor.
Наш мир изменился, и с этим уже ничего не поделать, теперь люди не задаются вопросом "Будет ли война?", теперь спрашивают "Когда Америка нападет на Ирак и кто будет следующим?" И пусть благодаря этой игре, развязка которой, как и в нашей с вами жизни, многовариантна, вы ненадолго отвлечетесь от житейских передряг и погрузитесь в детективную историю в старых ритмах, где чувство юмора является таким же неотъемлемым атрибутом сыщика, как и увеличительное стекло.