Всерьез и надолго Компания BioWare, хорошо известная любителям RPG благодаря своей серии Baldur's Gate, собирается в ближайшие месяцы порадовать общественность еще одним, не менее (а в чем-то и более) масштабным проектом. Neverwinter Nights - это классическая фэнтезийная RPG, основанная на третьей редакции правил D&D от Wizards of the Coast. Хотя в игру включены лишь базовые наборы правил (Player's Handbook, Dungeon Master's Guide и Monster Manual), без дополнительных расширений, этого вполне достаточно для создания весьма богатого и разнообразного мира - а точнее, множества миров.
Дело в том, что игра отнюдь не исчерпывается официальной кампанией (рассчитанной примерно на 60-часовое прохождение); благодаря прилагаемым средствам редактирования Aurora Neverwinter Toolset, любой желающий сможет создавать собственные кампании и миры, давать к ним доступ другим через Интернет и даже соединять их в онлайне порталами с разработками других игроков, находящимися на разных серверах! Это могут быть простые арены для турниров в духе action, миссии для командного противоборства в стиле real-time стратегий (включая, например, штурм/оборону замков), обширные RPG'шные кампании, не уступающие официальной, и даже, по всей видимости, постоянно живущие многопользовательские миры а-ля Ultima Online (хотя и не с таким количеством находящихся в одном мире участников - их, похоже, будет не более 64).
Кстати, давая пользователям возможность создавать свои игровые модули, разработчики Neverwinter Nights и сами намерены делать то же самые, так что миры Neverwinter будут множиться еще долго после выхода релиза. Aurora Neverwinter Toolset позволяет не просто расставлять объекты на картах и редактировать скрипты, определяющие поведение юнитов и развитие сюжета в целом - возможности, предоставляемые творцам собственных миров, практически не ограничены. Вы можете создавать новые карты с самыми разными типами местности и объектов (города, леса, поля, обширные подземелья и пещеры, замки и деревни и т.п.) и соединять их друг с другом, создавать новые артефакты и новых монстров, менять правила начисления очков и изменения характеристик. Хотя, конечно, определенные ограничения, связанные как с возможностями движка, так и с правилами D&D, все-таки имеются, но, пожалуй, столь гибкой системы в компьютерных, а не бумажных, RPG мы еще не видели.
Стремясь к стиранию грани между двумя упомянутыми типами RPG, разработчики даже ввели опциональную должность Dungeon Master'а, доселе встречавшуюся лишь в настольных "ролевухах". Dungeon Master обладает всей полнотой власти над игровым миром - он дает игрокам квесты, напускает на них монстров, управляет NPC, придумывает новые повороты сюжета и т.п. В компьютерных RPG всем этим доселе занимался исключительно компьютер. Neverwinter Nights позволяет играть в двух режимах - как под управлением компьютера, так и под управлением Dungeon Master'а (естественно, последнее имеет смысл лишь при многопользовательской игре). Естественно, во втором варианте игра может стать куда более непредсказуемой, а общение с NPC - более живым и насыщенным (при условии, конечно, что Dungeon Master хорошо справится со своими обязанностями).
Официальная кампания Neverwinter Nights разворачивается в том же мире Forgotten Realms, что и Baldur's Gate и Icewind Dale; это классический фэнтезийный мир, напоминающий европейское средневековье (впрочем, большое количество независимых городов-государств вызывает ассоциацию также и с античностью). По местному летоисчислению идет 1372 год, "Год Дикой Магии", когда странные события и знамения происходят во многих королевствах. Город Neverwinter, вопреки своему оптимистическому названию (всю жизнь мечтаю жить в городе, где не бывает зимы), расположен отнюдь не в тропиках, а на севере, на скалистом, продуваемом ветрами побережье Моря Мечей (Sea of Swords).
От Долины Ледяного Ветра (Icewind Dale) его отделяет горная система Спинной Хребет Мира (The Spine of the World), а города Baldur's Gate и Athkatla находятся значительно южнее.
Подробности сюжета не сообщаются, но, в общем, известно, что будет там очередной подлежащий раскрытию заговор темных сил, история о вере и предательстве, угроза катастрофы эпических масштабов и т.п. В целом обещают, что сюжет будет закрученным, богатым и интересным. "И вообще, от мониторов не оторветесь!" - сказали суровые сибирские... в смысле, американские мужики.
Кампанию можно будет проходить и в многопользовательском режиме; в этом случае сражения, баланса ради, будут масштабнее, ну и, само собой, вместо того, чтобы привлекать в качестве союзников NPC, вы объединяетесь в отряд с другими игроками. Впрочем, даже и при многопользовательской кооперативной игре ходить отрядом не обязательно - можно исследовать мир и поодиночке. Хотя разработчики своих игровых модулей могут создавать кампании и территории, проходимые только отрядом.
Как водится, игра начинается с создания вашего персонажа. Импортировать его из Baldur's Gate нельзя, зато можно будет делать это из других игровых модулей Neverwinter Nights. Всего будет 7 доступных игроку рас (люди, эльфы, полуэльфы, два вида гномов - Dwarves и Gnomes, халфлинги и отсутствовавшие ранее полуорки) и 11 классов (два вида колдунов - Wizards и Sorcerers, священники, паладины, друиды, рейнджеры, бойцы (Fighters), воры (Rogues), барды, варвары и монахи). Классов престижа, входящих в расширенный набор D&D'шных правил, не будет, но классическое деление по осям "добро-зло" и "порядок-хаос" (good/neutral/evil и lawful/neutral/chaotic) сохранится. Персонаж сможет развиваться до 20 уровня своего класса. Возможно и создание персонажей, относящихся сразу к нескольким классам (не более чем к трем), но для них сумма уровней по каждому классу не должна превышать 20.
Что интересно - если расовая принадлежность, понятное дело, влияет на внешний облик, то классовая - отнюдь. Игра предоставляет вам самые широкие возможности по конструированию костюма своего персонажа из отдельных элементов (также вы можете выбирать цвет кожи, цвет волос, телосложение и лицо из обширной портретной галереи), так что по костюму (особенно в многопользовательской игре) нельзя будет судить, кто перед вами. Боец может скрываться под типичной одеждой мага и наоборот - что, само собой, порождает новые тактические возможности.
Как всегда, расовая и классовая принадлежность влияет на характеристики и навыки персонажа, давая ему положительные или отрицательные бонусы в различных областях, а также открывая перед ним специфические возможности. Так, магические классы смогут заполучить дополнительных союзников в виде сопровождающих их существ и животных. В обычном режиме эти союзники будут действовать хотя и на вашей стороне, но под контролем компьютера; если вы хотите управлять ими напрямую, это тоже возможно, но при этом сам ваш персонаж застывает в трансе и, естественно, остается уязвимым для вражеских атак.
В общем же случае в Neverwinter Nights вы управляете только своим собственным персонажем. Вы можете набирать команду и отдавать распоряжения ее членам, но такие союзники, хотя обычно и прислушиваются к вашим распоряжениям, все же живут собственной жизнью, а не управляются напрямую.
Общение с NPC строится на обычной системе заранее расписанных диалогов, однако движок предусматривает и другой вариант, который могут использовать создатели своих игровых модулей - составление фраз из ключевых слов (очевидно, по аналогии со старыми квестами, где можно было вводить с клавиатуры фразы вида "посмотреть на то-то" или "спросить того-то о том-то"). Естественно, фразу не обязательно набивать по буквам - ключевые слова можно навесить на активные клавиши. Очевидно, такой способ общения будет особенно удобен в многопользовательском режиме; прямое общение голосом, увы, не предусматривается - зато при использовании стандартного набора ключевых слов снимается языковой барьер между игроками из разных стран. В то же время любой заранее сгенерированный текст озвучивается голосом (кстати, "свой" голос вы тоже можете выбирать при создании персонажа).
Помимо активных клавиш, игрок может настроить дюжину иконок внизу экрана для быстрого доступа к наиболее употребительным заклинаниям, предметам и т.п. Вообще нам обещают весьма гибкую систему настроек.
Если в Baldur's Gate, благодаря возможности отдавать команды в режиме паузы, сохранялись элементы turn based, то Neverwinter Nights - это чистый real time. Разработчики, однако, уверяют, что сражения из-за этого не превратятся в соревнования на скорость долбежки по мышке. Персонаж может действовать в двух режимах: в базовом он повторяет последнюю команду (например, будет атаковать врага), пока не будет достигнут успех или пока не поступит новая команда; во втором режиме ему задается последовательность команд, каждая из которых исполняется один раз, и после того, как очередь исчерпывается, происходит возврат в базовый режим. Количество команд расширилось - теперь можно, к примеру, попытаться не убить, а разоружить противника. Впрочем, вставить в игру все возможности, предусмотренные правилами D&D, авторы все-таки не сумели - так, персонажи не смогут плавать, лазить и ездить верхом. Важную роль играет не только своевременный и правильный выбор действий, но и взаимодействие между союзниками. Барды повышают боевой дух, бойцам следует прикрывать чародеев от немагических атак, священники способны лечить раненых, воров можно использовать для разведки и отвлечения противника и т.п. Что до роли боевых действий в целом, то движок позволяет создавать самые разные модели игры - от сплошной мочиловки до кампаний, где все задачи решаются за счет ума, а не силы. Официальная кампания представляет собой некий сбалансированный вариант, "типичный для бумажных RPG", как говорят разработчики.
В игре будет порядка двухсот монстров (включая, разумеется, драконов - ведь D&D означает Dungeons & Dragons), для борьбы с коими предусмотрено примерно столько же заклинаний, а также разнообразное оружие и артефакты (напомню, что в создаваемых пользователями модулях многое из этого можно модифицировать с помощью Aurora Neverwinter Toolset, еще более увеличивая разнообразие). Согласно третьей редакции правил D&D, персонаж может использовать два вида оружия одновременно, для чего, впрочем, потребуется обрести или развить дополнительный навык. Играть за монстра вы, конечно, не сможете, поскольку они не входят в число доступных классов, однако персонажи магических классов при доступности соответствующих заклинаний смогут управлять монстрами, как это описано выше, а также временно превращаться в некоторых из них.
Впрочем, врагами могут быть не только монстры, особенно в многопользовательской игре. Здесь разработчики постарались учесть все интересы: возможно опционально выбрать режим, допускающий войну всех игроков против всех, войну только между командами и, наконец, режим, вообще не позволяющий игроку атаковать игрока.
Подход к гибели персонажа избран весьма щадящий - как пел Высоцкий, "мы, отдав концы, не умираем насовсем". Падение хит-пойнтов до 0 означает лишь потерю сознания; в этом случае у вас есть выбор - потеряв несколько experience points, возродиться в заранее фиксированном месте (не очень понятно, зачем это, если можно просто восстановиться из последней записи) или ждать, пока кто-нибудь из своих, обладающий соответствующим умением или артефактом, приведет вас в чувство. При этом враги примутся добивать вас не раньше, чем разделаются с теми, кто еще продолжает сопротивление. Если же хит-пойнты падают до -10, это уже смерть, но и она не бесповоротна. Правда, возрождение потребует уже куда более значительной траты experience points, а воскрешение союзником - более сильной магии. Впрочем, так обстоят дела в официальной кампании; в модулях, создаваемых пользователями, можно обрабатывать ситуации потери сознания и смерти по-другому.
Графический движок разработан специально для Neverwinter Nights. На первый взгляд он может показаться похожим на движок Baldur's Gate - та же изометрическая перспектива - но, на самом деле, теперь графика полностью трехмерна, вид можно вращать и масштабировать в достаточно широких пределах (персонаж может занимать от 1/3 до 1/15 от высоты экрана). Нам обещают богатую и детализированную батальную (и не только) анимацию (поддерживающую не только кучу стандартных поз и движений, но и плавную интерполяцию между ними), динамический свет, мощную систему частиц и другие эффекты. Интересной особенностью движка является отсутствие ограничений сверху на разрешение - игра пойдет в сколь угодно большом разрешении, какое потянут ваша видеокарта и монитор. Разрешением по умолчанию, тем не менее, является 800*600, а минимальным - 640*480.
Короче говоря, ждите нового хита. Neverwinter Nights - это всерьез и надолго.