Подводная лодка в степях Украины
Погибла в неравном воздушном бою
Фольклор Серия Microsoft Flight Simulator, вместе с ее боевым ответвлением Combat Flight Simulator - одна из самых популярных в жанре авиасимуляторов, причем, очевидно, не последнюю роль здесь играет возможность создавать свои собственные самолеты. Делать это, правда, не так просто, как в X-Plane от Laminar Research, причем, если в X-plane вы можете реально испытывать свою машину, проверяя, как она ведет себя в воздухе в зависимости от изменений конструкции, то майкрософтовские самолеты ведут себя так, как им скажут: внешний вид и физическая модель никак не связаны и хранятся в разных файлах. Так что в качестве испытательного стенда Microsoft Flight Simulator непригоден, однако реальные машины, чьи характеристики хорошо известны, позволяет моделировать более-менее прилично. В Интернете можно найти множество таких моделей, созданных энтузиастами. Но некоторые идут дальше, создавая не просто еще одну модель самолета, но целый add-on со своим набором миссий, аэродромами и наземными объектами. Таким add-on'ом является Combat Jet Trainer, позволяющий добавить самолет L-39 сразу в три симулятора - MFS 2000, MFS 2002 и CFS 2 (при условии, конечно, что у вас установлены сами игры).
Реактивный самолет Aero L-39 Albatros был разработан в Чехословакии компанией Aero Vodochody в 1968 году, дабы заменить своего предшественника L-29. Оба самолета проектировались как учебно-тренировочные, и, несмотря на то, что L-39 (модификации Z) может оснащаться спаренной 23-мм пушкой, а также бомбами и неуправляемыми ракетами на четырех подкрыльных узлах подвески, это машина не для реального воздушного боя. (Впрочем, одноместная модификация ZO применяется в некоторых армиях третьих стран, в частности, Ливии и Ирака, в качестве самолета воздушной поддержки.) Слабоват двигатель, маловата скорость (0.8 скорости звука максимум), не самая лучшая маневренность, да и вооружение не ахти. Но для обучения машина вполне подходящая, зарекомендовавшая себя высокой надежностью, а потому ставшая весьма популярной в странах Варшавского договора (больше всего их было поставлено в СССР), а в последние годы получившая распространение и на Западе. Всего в период с 1973 по 1999 год было произведено 2907 машин.
В add-on'e смоделирован даже не просто абстрактный L-39, а вполне конкретная машина с бортовым номером 31, до 1992 года служившая в четвертой эскадрилье 105 тренировочного авиаполка Черниговской высшего училища пилотов-истребителей. С распадом СССР самолет отошел к Украине и перешел в распоряжении Харьковского Летного института Украинских ВВС. В add-on'e в придачу к самолету мы получаем и его базовый аэродром под Конотопом, а также (в прилагаемой на диске документации) реальные авиационные карты района, схемы аэродрома, подхода и ухода, позывные и частоты. Все это, естественно, на русском языке, так что, будете летать в районе Чернигова - можете пользоваться; это, кстати, не шутки - размеченная авиационная карта хороших денег стоит.
В моем аэроклубе, кстати, L-39 тоже имеется, правда, летать мне на нем не доводилось - слишком дорогое удовольствие (реактивные самолеты жрут уйму горючего), но в кабине сидел. И могу засвидетельствовать, что в add-on'e она смоделирована весьма реалистично - судя по всему, по фотографии, которую, однако, следовало потом обработать, чтобы стали видны слившиеся на фото мелкие цифры и надписи. Причем, если в CFS 2, как положено, при наведении мышиного курсора на прибор, рычаг или переключатель отображается подсказка с названием, то в MFS 2002 этого почему-то не происходит (это глюк именно add-on'a, а не игры - с другими самолетами все нормально). Практически все элементы кабины рабочие. За неимением личного летного опыта авторитетно оценить физическую модель не могу, но, по крайней мере, выглядит она достаточно правдоподобно - вот разве что время выдерживания после выравнивания при выключенном двигателе и полностью выпущенных закрылках показалось мне великоватым.
Если в гражданские симуляторы L-39 добавляется просто как plug-in, включающий самолет и аэродром с объектами, то военный Combat Jet Trainer - это уже целая надстройка над стандартным CFS 2, со своим файлом запуска, своими миссиями и, частично, своим интерфейсом. Правда, то обстоятельство, что это все-таки надстройка, а не самостоятельная игра, порождает казусы: по F1 вызывается help от CFS 2, при выборе в меню Jet Trainer'a режима кампаний или тренировки вы попадаете в соответствующие разделы CFS 2, причем без возможности проходить их на L-39 (собственных Jet Trainer'овских кампаний нет, так что соответствующий пункт меню сделан, видимо, в расчете на будущие апдейты), вместо катапультирования (хотя соответствующий рычаг есть и нажимается) происходит обычный прыжок с парашютом (а меж тем в число достоинств реального L-39 входит и возможность катапультироваться с нулевой высоты!), окна дебрифингов опять же берутся от CFS 2, в результате чего, выпрыгнув в районе Конотопа, вы получаете сообщение о подобравшей вас подводной лодке - в полном соответствии с известной хохмой.
Режим отдельных миссий на самом деле сочетает в себе все режимы - тут вам и набор обучающих миссий в районе Конотопа, и, по сути, небольшая вымышленная военная кампания на Соломоновых островах (участвуют в основном L-39 и МиГ-21): миссии расположены в логической последовательности, но, в отличие от того, что обычно называют кампанией, проходить вы можете любые из них в любом порядке. Ну и, соответственно, наград и званий за это не дают.
Графика, понятное дело, определяется движком соответствующей игры - если в MFS 2002 мы видим Конотоп как город с нормальными домами, то в более ранних играх это просто раскрашенное пятно на плоскости. Хотя движок и тогда позволял рисовать отдельные трехмерные объекты, но, видно, в очень небольших количествах, так что авторы решили не делать этого вообще. Однако что интересно - самолет одинаково хорошо смотрится и в CFS 2, и в MFS 2002. Поставляют его нам, кстати, в двух вариантах раскраски - классической советской и натовской военно-морской (хотя, насколько мне известно, на Западе L-39 находятся в основном в частных руках, и вряд ли их использует армия, а уж тем более флот). Из визуальных глюков было замечено отсутствие ракет и топливных баков под крыльями, когда фактически они там наличествуют. Кроме того, чужие самолеты рисуются хуже, чем мой, вплоть до отсутствия шасси у стоящей на земле машины. Отсутствует также виртуальный кокпит.
В общем, есть кое-какие неприятные (а также забавные) шероховатости, но в целом всегда радует, когда в симуляторах появляются не только западные, но и наши самолеты - пусть даже в данном случае он чехословацкий.