Последний герой Продолжается успешная эксплуатация разработчиками компьютерных игрушек, на сей раз - компанией Pirahna Bytes, симпатичного во всех отношениях имиджа рубахи-парня, нью-йоркского полицейского Джона Маклейна (John McClane), расправляющегося со зловредными террористами там, куда его забрасывает судьба-злодейка. Выход двух частей "Die Hard Trilogy", кстати, имеющих весьма отдаленное отношение к киношной трилогии, показал, что образ этот очень даже привлекателен и всегда найдутся те, кто подхватит выпавшее знамя "крепкого орешка" из рук товарищей. Коренное же отличие "DH: Nakatomi Plaza" заключается в том, что игра от самого начала и до конца сделана по самому первому фильму "Die Hard" безо всяких увиливаний в сторону, да еще как сделана.
Здесь нашли свое отражение все ключевые моменты фильма, начиная от сбрасывания террориста на крышу полицейской машины Пауэлла, бега Маклейна босиком по стеклам, скидывания взрывчатки в лифтовую шахту, взрывание полицейского броневичка и заканчивая игрой в прятки с полицейским вертолетом на крыше, прыжке оттуда же за секунду до взрыва на пожарном шланге и финальным вылетом Ганса Грубера в форточку и многие, многие другие. Плюс, для того чтобы сохранялась какая-то интрига, и игра была интересна даже тем, кто знает все перипетии фильма наизусть, был добавлен и целый ряд новых моментов, которых в кино вообще не было. Например, Маклейн помогает в гараже отстреливать террористов, нападающих на лимузин Оргайла, или же бегает и плавает(!) по коммуникационным подвалам под небоскребом. К тому же никаких "побочных" ответвлений вроде вождения авто или перебежек с видом от третьего лица здесь нет - только сплошной и весьма качественный FPS, ничего более.
Для тех, кто не знаком с фильмом, вкратце о сюжете: Джон Маклейн приезжает в Лос-Анджелес и посещает небоскреб корпорации "Накатоми" (там работает его жена Холли), в котором его руководство устраивает рождественскую вечеринку. Все сотрудники давно разъехались по домам, и только высшие бонзы тусуются на 30-м этаже, отмечая праздники вкупе с похвальными достижения преуспевающей корпорации. В этот момент небоскреб захватывает банда террориста Ганса Грубера с целью завладения ценными бумагами из хранилища на энную сумму. Единственной проблемой тщательно подготовившихся к операции головорезов становится простой, но отчаянный коп Маклейн, выбежавший биться без ботинок прямо из ванной, и который в итоге разгоняет всю зарвавшуюся ораву похитителей облигаций поганой метлой.
Причем авторам так здорово удалось перенести дух фильма в игру, что с самых первых минут как бы ощущаешь себя внутри фильма, то бишь тем самым "крепким орешком" Джоном, на голову которого свалилось сразу столько неприятностей. Это достигается за счет впечатляющей атмосферности, правдивых антуражей небоскреба, который Маклейн исследует вдоль и поперек, а также многочисленных роликов "на движке", что буквально дословно воспроизводят фрагменты из фильма, и, конечно же, дежурными шуточками и колкостями самого Маклейна, которые как нельзя кстати отражают его текущее плачевное положение. В общем, более удачного шутера от первого лица, созданного на основе фильма, я за последнее время не припоминаю. Наверное, именно из-за постоянного наблюдения за перипетиями сюжета (хотя, вроде бы, и догадываешься, что должно произойти в следующий момент, но все равно умудряются удивлять) играть становится намного интереснее. Без этой изюминки шутер получился бы уровня крепеньких середнячков, не более того.
Как и в фильме, путешествие Маклейна по небоскребу происходит по абсолютно непредсказуемому маршруту. То он забирается на крышу, чтобы обезвредить бомбы, то спускается в самый подвал в поисках генераторов, катается на крыше лифта, ползает по вентиляционным шахтам, бегает по лестничным проемам, разгоняет террористов и в бассейне, и в японском садике, и в научно-исследовательских лабораториях, пресс-центрах, подсобках и на рабочих местах сотрудников. Попутно еще умудряется бороться с пожарами при помощи огнетушителя и вышибать захламленные проходы пожарным топориком.
Выглядит все это именно так, как и должно, то есть на твердую такую четверку с жирным плюсом. Иногда уровни бывают настолько большими и протяженными (при этом никогда не повторяясь, если конечно, сюжет вас снова не забросит в те места, где вы уже побывали), что временами запутаться в хитросплетении коридоров, лестниц и дверей не составляет большого труда. Потом кругом полно мебели и всяких декоративных финтифлюшек, на столах в кабинетах куча оргтехники, на стенах картины (часть комических, попадаются и физиономии разработчиков), памятки и грамоты, ну и т.д. Кстати, если стрелять по папкам с документами, можно увидеть, как бумаги оттуда разлетаются в разные стороны. Еще физика порадовала тем, что при попадании стулья и лестницы крутятся или сдвигаются. Правда, одновременно с этим есть и целый ряд "глюков". Например, иногда вы спокойно можете застрелить бандита через стекло, которое не получит от этого и царапины. Порой можно "застрять" или "зацепиться" за стол или угол и на выгребание из глючной зоны расходуется столь драгоценное время. Не радует и тот факт, что зеркала здесь вообще ничего не отражают. Видимо, чтобы мы не смогли увидеть физиономию самого Маклейна, которого ни разу за всю игру так и не показали, даже хотя бы и в темном коридоре со спины(!). Наверное, денег на отчисления Брюсу Уиллису в бюджете предусмотрено не было, и чтобы потом не судиться, его решили вообще никак не изображать. Зато все прочие персонажи прорисованы лучше всяких похвал. Модельки тел просто хорошие, а вот физиономии действительно фотографического качества (скриншоты тому свидетели), что без труда позволяет узнать основных фигурантов фильма, будь то главный террорист, жена Маклейна или упитанный патрульный Пауэлл.
Поведение преступников довольно предсказуемое и вполне в духе современных шутеров, хотя повозиться с ними все же придется изрядно. Они приседают за бочками, умудряются стрелять из-за угла, убегают в соседние помещения. Самое обидное при этом, что убивают здесь намного быстрее, чем в других FPS, всего-то с пары-тройки выстрелов, поэтому дорожить здоровьем приходится основательно. Восполнять его можно, используя медикаменты (бинты, пузырьки) из аптечных шкафчиков, которые попадаются намного реже, чем бы следовало. Из показателей у Маклейна, помимо здоровья, можно заметить еще моральный дух и усталость. На практике это выливается в то, что если вы долго будете бегать, то Джон начнет задыхаться, и скорость упадет раза в три, если не больше. Придется встать и перевести дух.
Еще приятно удивляют такие неожиданные моменты, разбавляющие обычные поиски дверей, рычагов и дежурных перестрелок с толпами террористов, в которых приходится проявить недюжинную ловкость, сноровку или сообразительность. Например, мне особо запомнился эпизод "борьбы с вентилятором", который вы должны отключить, перекусив провод. Не помню, с какого раза мне это удалось (кусачки нужно использовать в определенное место, а при такой безумной тряске сразу фиг получится), но сам процесс был однозначно увлекательными. Прикольно было выводить из горящего коридора заложника-архитектора; валить водителя погрузчика за мгновение до того, как он впечатает вас в стену; отстреливаться на крыше поднимающегося лифта от террористов на этажах; бегать с пистолетом в одной руке и зажигалкой в другой по кромешной тьме, когда во всем здании отключили свет; или же потягаться в финальной перестрелке с Гансом. Поначалу я все никак не мог понять, почему это я не могу грохнуть его прямо в хранилище, а потом вспомнил, что он должен по сюжету выпасть в окно и изменил тактику. В результате Грубер плавно дотопал до окошка, прикрываясь женой Маклейна, куда, как положено, и свалился.
Арсенал у Маклейна не такой богатый, как в целом ряде прочих стрелялок, однако и того, что есть, вполне хватает, чтобы как следует намять бока обидчикам. Все оружие поделено на две группы и повешено соответственно на "единичку" и "двойку". В первую партию попали два автомата, переносной 7.62мм тяжелый пулеметик и автоматическая винтовка с оптическим прицелом. Во второй имеются пистолет, ослепительная граната (когда первый раз в меня такую кинули, весь экран залило на несколько секунд ослепительно белым светом: в кого стрелять, куда бежать - поди разберись) и к оружию никаким боком не относящиеся кусачки. Прорисовка оружия, впрочем, как и его "голос" особых нареканий не вызывают. Да, это, конечно, не Half-Life, но нечто близкое. Кстати, стреляет Маклейн всегда с левой руки, что поначалу несколько непривычно, но постепенно это проходит.
Кроме этого, иногда приходится пользоваться уже упоминаемыми выше огнетушителем и топориком, полицейским значком, предъявляя его заложникам, зажигалкой и рацией, стащенной у террористов. Правда, рация здесь используется без вашего участия, только в те моменты, когда это надобно по сюжету. Все попытки ее включить по своему усмотрению закончились неудачей.
В итоге новая встреча с простым американским парнем, Джоном Маклейном безусловно порадует поклонников FPS, у которых после выхода "Jedi Knight II: Jedi Outcast" и бета-версии второго "Soldier of Fortune" и припомнить то особо нечего. Красивая и детализированная графика, классический геймплей без каких-то реверансов в сторону новых идей (что в данном случае только на пользу), а также адреналиновые перестрелки с тучами бандитов и, конечно же, приятное узнавание во всем происходящем событий хитового фильма, главным и полноправным участником которых вы и становитесь - все это позволяет с уверенностью утверждать, что игрушка просто обречена на теплый прием. Единственный серьезный недостаток - это отсутствие мультиплейера, что, определенно не обрадует поклонникам сетевых разборок. В общем, какую именно строчку в хит-парадах проданных копий займет "Die Hard: Nakatomi Plaza", покажет время, но то, что это будет место в десятке, я лично не сомневаюсь.