Ради этой игры приобретали Dreamcast... Игра с названием "Grandia 2" вышла еще полтора года назад на приставке Dreamcast и снискала большую популярность среди любителей ролевых игр. Потом случилась премьера в Америке и Европе, последующий перенос на PS2, и вот, наконец, портированная версия добралась и до нас, грешных PC'шников. Сразу скажу, что первые впечатления от игры у меня были далеко не самые радужные (мутная заставка и невнятная поначалу графика), но потом отношение изменилось и должен признать, что игра оказалась куда интереснее, чем показалось на первый взгляд.
Конечно, заинтересует она, в первую очередь, фанатов анимэшных RPG - тех самых, где кучка отважных пучеглазых детей спасает мир от очередного кровожадного негодяя. Отождествлять себя с подобным "детским садом" удается с трудом, к тому же приставочное прошлое дает о себе знать, а значит, об управлении мышкой можно забыть решительно и бесповоротно и привыкать вращать камеру исключительно кнопочками (неудобно, конечно, а куда деваться?) и перемещаться по всем менюшкам весьма нестандартной комбинацией "z", "x". Однако, спустя некоторое время начинаешь потихонечку замечать, что процесс втягивания в изничтожение пачками гадких монстров идет по нарастающей, и масса "приставочных" недостатков уже не кажутся такими уж неудобоваримыми.
Сюжет, как водится, построен на добре "бобра" с "ослом", то бишь на выносе орды монстров во главе с самим повелителем темных сил Valmar'ом. Вообще-то, давным-давно бог света Granas уже как-то надрал отщепенцу задницу и даже разрубил его вместе с ней на несколько частей (в пылу битвы, до кучи, разрезав континент Silesian своим божественным мечом аккурат на две части). Потом светлейший извращенец аккуратно запечатал каждую часть и раскидал их по дальним углам. Но с течением времени темные силы пробудились от вековой спячки и печати прохудились. В одной небольшой деревне, Carbo Village, которой "повезло" находиться близ такого подарка, решили провести священный обряд, дабы спеленать зло пуще прежнего и не дать ему вырваться наружу. Одной из участниц церемонии стала певица Elena, только вот незадача - ее папаша боится свое драгоценное дитя ночью через темный лес отпускать. А посему нанял телохранителя Ryudo - это как раз вы и есть - мальчика на побегушках, выполняющего всякие поручения по хозяйству за мешок звонких монет, на плече у которого восседает местная "птица-говорун" по кличке Skye.
Как и положено, церемония накрылась на самом интересном месте, и единственной уцелевшей из всех сестер осталась Елена. Кроме того, у нее случилось раздвоение личности, потому что в ее тело вселилась та самая часть злого бога, wings of Valmar, которую они и собирались запечатать.
Причем она то и дело показывается наружу, материализуясь в смазливую (сражаться вам, кстати, тоже придется то совместно с Еленой, то с ее вторым "я"), но чрезмерно зловредную колдунью Millenia. Чтобы излечить Елену от сего проклятия вам необходимо отвести ее в Granas Cathedral, но путь героя, как всегда, усеян терниями. То помогаем мальчонке найти его медальон в глубокой пещере, то требуется вернуть горожанам чувство вкуса, то вылечить жителей очередного поселения от неистребимого желания спать, и т.д.
Конечно, не обойдется здесь и без десятков битв со всевозможными тварями в лесах, старых развалинах и пещерах, путешествиях по большинству из которых заканчиваются встречей с весьма навороченным боссом опупенно-грозной наружности. Кстати, зверушек, изображающих из себя различные части тела темного Valmar'a тоже придется по ходу дела мочить, чтобы под конец запинать и самое главное из всех зол.
Прохождение на все сто линейное, и никакого самовольства и самоуправства в сюжетной линии не допускается, то есть даже выйти на другую локацию, которая не значится в "сюжетной линии" уже никак не получится. Ну, тут уж ничего не поделаешь, особенности жанра. Путешествия же пролегают через несколько небольших и аккуратных городков, в которых можно прикупить оружие, обмундирование, лечебные и всякие прочие предметы, соединенных промеж себя неприветливыми лесами, каньонами и болотами. Также в городе (если быть точнее, то в таверне) вы можете лечиться и сохраняться. Помимо этого, save'иться можно и на карте, где расположен сияющий конус цвета радуги. Хорошо, хоть тут сохраняться можно сколь угодно раз и для этого вовсе не нужно искать какие-нибудь магические кольца или кристаллы, а то некоторые и не такое придумывают.
Кстати, во время путешествия по территории приходится не только с монстрами сражаться, но то и дело разгадывать всякие простенькие паззлы, вроде "столкни камень, чтобы разбить забор" или "нажми рычаг, чтобы опустился мост". Еще, в отличие от Final Fantasy, всех монстров здесь вы можете видеть заранее и при желании даже оббежать их десятой дорогой (даже если они резво за вами погнались, убежать вообще не проблема). При этом, если кто-то из сусликов, паучков или медвежатины напал на вас внезапно (например, со спины), то у него будет преимущество первой атаки. Если же вы встретили гадину как подобает - лицом к лицу - или сами ввязались в драку, тогда "право первого пинка" будет уже на вашей стороне. Помимо этого, кругом разбросана еще и масса полезных в хозяйстве вещей, начиная от сундуков, доверху набитых золотом, и заканчивая лечебными кореньями, магическими свитками и всем таким прочим. Также можно попробовать, к примеру, разрезать мечом симпатичный грибок на опушке и обнаружить внутри драгоценное колечко... или же ядовитую змеюку.
Перед тем, как переходить к системе боя, пару слов о графике. Как ни странно, авторы не ставили себе задачу сходу ошеломить игрока, предложив для начала прогуляться по неприметным лесным тропинкам, сражаясь с доходягами-паучками и птичками. Все, кстати, полностью трехмерное, вращать можно на все 360, а про неудобную камеру я уже говорил. Так вот, позже оказалось, что города настолько детально и красиво нарисованы (как снаружи, так и внутри домов, только там иногда камеру вращать нельзя), причем, чем дальше, тем они все краше и фантастичнее, чему целый ряд прочих анимэшных проектов может только, давясь слюной, бесконечно завидовать. В общем, выполнено это в этакой весьма симпатичной кукольной манере, причем и сами героя выглядят именно как трехмерные куклы, с огромными сияющими глазами, зато почему-то вообще без носа и рта. Про реализацию магических эффектов во время боя тоже можно сказать массу всего положительного. Правда, смотрятся они, как ни крути, попроще, чем в той же "Final Fantasy", но все же убойные заклинания с вызовом страшных монстров или разгула целых стихий под соответствующую музыку и лихие боевые выкрики вызывают надлежащие эмоции.
А теперь перейдем непосредственно к боевым заморочкам. Сразу скажу, что для большинства из вас дальше будет довольно нудно, поэтому можете просто перескочить абзац и читать заключение. Итак, поехали. На первый взгляд, бой в "Grandia 2" похож на "Final Fantasy" и его аналоги, но имеются существенные отличия. Каждый боец (ваша команда может состоять максимум из четырех, позже к вам с Еленой присоединится бравый пацан и здоровенный варвар) имеет три ключевых показателя: HP (понятно, здоровье), MP (магия) и SP (специальные возможности), не считая еще 6 прочих (сила, скорость и т.д.), растущих с ростом уровня персонажа. Во время битвы SP и MP расходуются соответственно на специальные удары и магические заклинания.
Сама битва происходит на некоей арене, вызываемой при контакте "наших" с "ихними", в реальном времени, но при этом всегда автоматически встает на выжидательную паузу, когда одному из ваших персонажей необходимо сделать свой удар. Это можно наблюдать на соответствующем индикаторе внизу ("wait-com-act"). Как только иконка одного из ваших бойцов доползет до деления "com" (command), вы можете отдавать ему распоряжения, и далее, по достижении "act", он станет его выполнять. Возможных вариантов действий для героя здесь 7 штук, пробежимся по ним быстренько.
Атаковать можно либо простым ударом - "combo", либо же выбрать "critical". Его сила намного меньше, зато он способен отбросить иконку противника на фазу "wait", и тот, таким образом, не сможет сделать свой очередной ход, то бишь обломается на самом интересном месте. Помимо этого можно использовать специальные сверхмощные удары (moves), которые расходуют SP (они восполняются не только во время отдыха, но и если вас стукают по макушке в битве) или же магические заклинания, безжалостно уничтожающие ваш запас MP. Ну, и еще можно использовать предметы из вещмешка, когда необходимо, например, быстро подлечиться, снять отравление или сонливость. Кроме вышеперечисленных действий вы можете выбрать еще "защиту", "уклонение" или "передвижение", дабы перебежать в новое место (сбоку, дальше, ближе от монстра) или же вообще попытаться слинять с поля боя. Тонкостей во время боя возникает более чем предостаточно (например, в какой момент следует пнуть монстра, чтобы из него вывалился полезный предмет, как лучше оборвать его атаку и т.д.), но я, дабы излишне не злоупотреблять вашим вниманием, на этом, пожалуй, остановлюсь.
Да, я еще не упомянул про одну весьма полезную фичу под названием "AI". То есть вы можете управлять всеми своими бойцами самостоятельно или же выставить каждому из них (да хоть всей команде целиком) выбранный стиль поведения, и потом уже со стороны наблюдать, как они грамотно друг друга сами лечат и один за другим мастерски закидывают злыдней смачными суперударами. Хотя я все же сторонник того, чтобы лично управлять всеми этими вопросами, потому как в критические моменты железные мозги далеко не всегда соображают (или, скажем так, не успевают реализовать задуманное), что следовало бы сделать в первую очередь.
Теперь еще немножко специальных терминов, так сказать, дабы уже окончательно закрыть тему. После победы над врагами вы получаете EXP'у и золото, плюс еще два вида специальных монеток - SC (special coins) и MC (magic coins). Первые нужны для того, чтобы разучивать новые движения (или увеличивать их уровень - от 1 до 5 звездочек), а вторые для новых заклинаний. Вот только вы сперва должны надеть на своего персонажа (подобно оружию) необходимый для использования магии прибамбас - Mana Egg. Они бывают разные, их можно менять, как меч или броню, но вот использовать магию без них нельзя, увы. Ну, и в завершение еще пару слов об (заканчиваю уже, не шумите так...) умениях. Как только вы найдете новый "skillbook" (обычно остаются после боссов), вы можете выучить новый skill и потом прикрепить его к одному из своих персонажей, но только к одному, ко всем сразу нельзя. При этом у него поднимаются различные показатели, например, атаки или защиты. Еще умения подразделяются на... ладно, ладно, умолкаю, как-нибудь в другой раз.
В итоге можно резюмировать, что Grandia за номером 2, без сомнения, должна оправдать ожидания играющей публики и приобрести новых поклонников, проникнувшихся своеобразной утонченностью и стилем анимэшных RPG. В Сети, кстати, полным-полно фанатских страничек, захлебывающихся от переизбытка чувств к этому любимому игрищу, некоторые, кстати, в свое время, ради этой единственной игры сподвиглись на приобретение Dreamcast. Я же буду несколько более сдержан и скажу, что игра действительно неплохая и заслуживает всяческого внимания, обладает симпатичной графикой (даже по современным меркам, хотя домики вышли изящнее монстров) и детально проработанной боевой системой, на полное освоение которой уйдет немало времени.
Кстати, непонятно с какой такой радости, персонаж, который начинает "учить" вас боевым приемам и объяснять предназначения всех параметров, находится в магазинчике городка Agear, до которого еще предстоит топать час-другой реального игрового времени. А почему бы, к примеру, не поместить его где-нибудь подле церкви или таверны в Carbo Village? Впрочем, спустя непродолжительное время на подобные мелочи внимания обращаешь все меньше, а на сюжетные коллизии и развитие отношений среди могучей кучки отважных спасателей целого мира все больше. И это радует.