Стойкие оловянные солдатики В очередной раз создатели военных игр обращаются к поистине неисчерпаемой теме - Второй Мировой. И в очередной раз хотят найти в ней место для подвига американского солдата. Не буду отрицать, что знаменитый "День D" - 6 июня 1944 года - это важная веха в летописи Второй Мировой. В этот день войска союзников высадились, наконец, в Нормандии, начав крупнейшую в истории десантную операцию. Второй фронт наконец-то был открыт, и время гитлеровской Германии начало обратный отсчет. Но, оставим историю историкам, а сами внимательно посмотрим на новое творение программистов Independent Arts Software - игру WarCommander.
Игра состоит из двух кампаний, каждая из которых начинается в тот самый "День D" на великолепных пляжах Нормандии. Но вместо отдыхающих они усеяны противотанковыми ежами и опутаны колючей проволокой. Вместо кафе вдоль побережья выстроились укрепленные огневые точки. После артиллерийской подготовки, суть которой свелась к тому, чтобы выгнать всех немецких солдат из дотов, к берегу устремились десантные катера с бойцами Второго батальона рейнджеров.
Сама высадка, хотя и выглядит немного вяло, производит впечатление - кажется, что на пляже не осталось ни одного дюйма, который не простреливался бы немецкими солдатами. Буквально за несколько минут песок покрывается воронками от снарядов и телами (а то и частями тел) погибших. Оставшиеся в живых героически устремляются вперед на верную смерть. К счастью, ни один из вверенных игроку солдат не пострадал при высадке. Выстроившись правильным каре, они ожидают дальнейших приказов командования.
А вот дальше за рейнджерами нужен глаз да глаз. Самостоятельно они за себя постоять не способны, так по умолчанию находятся в режиме ожидания приказов. В этом режиме они подобны мишеням в тире. Первый попавшийся гитлеровец способен устроить им кровавую баню. Но даже в режиме защиты или нападения солдаты способны лишь нажимать на курок. Видимо, их не учили, что от гранаты нужно убегать. В результате чего тщательно спланированные атаки срываются. Безусловное следование приказам командования хорошо, но некоторая самостоятельность, особенно в целях самосохранения, не помешала бы.
Каждая компания состоит из 12 миссий, причем, начиная со второй, можно выбирать, по какому пути пойти дальше. Таким образом, разработчики вносят некоторую нелинейность в прохождение кампании. Учитывая, что выжившие солдаты набираются кое-какого опыта, возможность выбора одной из двух миссий позволяет тренировать рейнджеров на более легких миссиях.
Каждая миссия кроме основной цели подразумевает выполнение так называемых заданий. Хотя назвать это я бы не рискнул. Трудно назвать поощрением задание, влекущее за собой ранения или гибель подчиненных. Более правильно называть задания . К сожалению, выполнение основного задания миссии автоматически завершает миссию, так что дополнительные задания нужно выполнять до основного, иначе времени на их выполнения не останется.
В зависимости от цели миссии меняется состав отряда, вернее, меняется количество и состав специалистов. Всего в игре 11 классов - от простого пехотинца и пулеметчика до радионаводчика и сапера. Наиболее полезным классом является разведчик (scout). С его помощью значительно увеличивается дальность и точность стрельбы снайпера, минометчика и им подобным дальнобойных классов. Используя способность разведчика оставаться практически невидимым для врага, можно эффективно уничтожать патрули и огневые точки противника.
Не совсем понятен выбор альтернативного вооружения для специалистов. Например, пулеметчики и огнеметчики помимо своего и без того тяжелого штатного вооружения комплектуются минами, что должно снижать их маневренность. Правда, в пулеметчики отбираются настолько сильные ребята, что они способны стрелять из крупнокалиберных пулеметов стоя, чуть ли не с одной руки.
К сожалению, состав отряда формируется автоматически, так же как и экипировка рейнджеров. С одной стороны это заставляет искать нестандартные решения поставленных задач, тем более, что на выполнение миссии отводится жесткий срок, а с другой - создается впечатление, что игрока перебрасывают с одного участка фронта на другой, нет единения со своими подчиненными. Иной раз ловишь себя на мысли, что относишься к солдатам, как к пушечному мясу.
Визуально игра выполнена очень хорошо. Интерьер миссий вырисован на пять с плюсом. Атмосфера французской глубинки передана очень достоверно, чему немало способствует фоновое звуковое сопровождение - пение птиц, отдаленные звуки канонады. Боевые действия оставляют след в пейзаже - сгоревшие деревья, разрушенные укрепления, воронки от снарядов, не говоря уже о телах погибших.
Вместе с тем, чего-то игре не хватает. Недотягивает она до хита. Мелкие недочеты (вроде тех, что описаны выше), накопившись вместе, ухудшают общее восприятие игры, а принятые разработчиками упрощения действительности (вроде почти всегда пустых дотов) снижают достоверность происходящего в игре. А отсутствие в игре так называемой активной паузы, очень полезной в тактических играх (когда, не спеша, можно поменять задания подразделениям во время боя), слишком затрудняет управление солдатами. Так или иначе, но WarCommander - это в высшей степени симпатичная графически и добротная во всем остальном игра, сделанная по всем канонам жанра, о которой вряд ли вспомнят через год, что ей никак не помешает доставить вам неделю-другую удовольствия сегодня.