Складывается впечатление, что жанр квестов понемногу тускнеет. Мультяшные "Гайбраши" с "Джеком Орландо" серьезно не воспринимаются, "Alone in the Dark" вырождается в шутер, российские эротические псевдоквесты вызывают лишь улыбку, а конвейер "Cryo Interactive" уже давно навевает зевоту.
И вот, на этом сером фоне тихо и скромно вышел квест "Тайна Маятника". Казалось, ничто не предвещало успеха этой игре, однако, судя по скорости появления в Сети многочисленных форумов, стало ясно, что это хит. Окончательно я в этом удостоверился, когда провел первые минуты и часы за данной игрой. Такого восторга я не испытывал еще со времен "The Longest Journey". Игра просто покорила меня, и я не мог не написать о ней.
Спасти мир за 15 часов
Фабула игры не претендует на оригинальность: двое молодых людей (разного пола, разумеется) отправляются исследовать закрытую от внешнего мира резиденцию, полную тайн и загадок, которые надо раскрыть во имя спасения мира. "Секретные материалы" плюс "Alone in the Dark"?
В нашем случае, резиденция - территория старинного и огромного австрийского замка. Угроза всему миру - обладающий большой разрушающей силой таинственный маятник, которым завладела группа религиозных фанатиков. Ну а в качестве героев, способных разрушить коварные замыслы врагов, выступают адвокат Виктория Конрой и научный эксперт Даррелл Бун, отправленные в точку X некоей английской юридической компанией.
Итак, главной задачей является поиск пресловутого маятника, который требуется остановить до полуночи. В аннотации сказано, что на все про все у наших героев есть 24 часа. Это не совсем так, миссия начинается в 9 утра и заканчивается в полночь, таким образом, у нас не более 15 часов.
Стартуем
Меню выглядит по-спартански и имеет всего три пункта: играть, загрузить и выйти. Звук, титры мы можем регулировать во время самой игры, а графические настройки определить перед ней. Понижение/отключение эффектов поможет владельцам слабых компьютеров (игра, таким образом, сможет запуститься даже на Pentium-166).
Первое, что впечатляет это, конечно же, графика. Мир, в котором нам предстоит играть, выполнен фотореалистично. Кажется, что проводились детальные съемки настоящего замка и всех помещений, а затем с помощью интерполяции удалось создать трехмерный мир. На самом деле, все так и есть, только вместо фотографов трудились художники, сотворившие настоящий шедевр. Современная часть замка выполнена в стиле "евро": есть и бар со стеклянными столиками, и жемчужный бассейн, и деловые кабинеты для презентаций, и просторные лоджии. Старое крыло замка, напротив, представляет собой старинную архитектуру с резными перилами, бархатными коврами, свечами и антиквариатом. Если в старом мире стены украшают картины и врезки, то новый свет представлен большими фотографиями в рамках, тональной росписью на стенах. Но в любом месте нам встретятся часы: большие и маленькие, действующие и застывшие - такова уж концепция игры. Здесь время правит балом.
Скажи солюшену "нет"
Итак, нам предстоит расплести запутанную сеть обмана, погрузиться в мистику, подивиться волшебству и, конечно же, решить просто огромную массу загадок. Мы ходим по замку, анализируем ситуацию и пытаемся логически выстроить и совершить ряд нужных действий. Играть можно как за Викторию, так и за Даррела. По замыслу разработчиков, каждый из героев дополняет друг друга, имея свои уникальные характеристики, навыки, умения. На практике, на мой взгляд, вышло чуть иначе: герои чаще дублируют друг друга, чем действуют в связке.
Прохождение не строго линейно, ряд головоломок можно решить, не соблюдая последовательности. Уровень сложности высок, возникает большой соблазн воспользоваться прохождением. Когда я взялся играть в "Тайну Маятника", в Сети ничего подобного не было, но уже очень скоро я был только рад этому - ведь гораздо приятнее самому попытаться решить все загадки, чем бездумно, не погружаясь в атмосферу игры, "проскакать" ее на полном ходу.
С некоторыми особенностями "Маятника" будет непросто справиться даже опытным квестоманам. Например, когда обращаешь внимание на часы, стоящие на камине, тебе отвечают: "обычные часы, ничего особенного". Ты идешь дальше, а между прочим, если приглядеться, то сбоку от часов есть ключик, который надо взять.
В игре не существует реального времени. Оно будет уменьшаться (стремиться к полуночи) не от того, сколько вы часов проводите за игрой, а по мере решения задач Викторией и Даррелом. Поэтому в форумах пишут: "застрял на 10:05 AM" или "кто прошел дальше 2:40 PM?".
Дам еще ряд советов. Не забывайте вовремя переключаться на вид от первого лица. Без него нельзя решить ряд задач, например, вытащить батарейки из велотренажера или обнаружить в мусорном ведре пластиковую бутылку. Еще надо учитывать, что предметы можно применять прямо в меню друг на друга. Кроме того, обратите внимания, что вещи можно вращать в меню, что также способствует раскрытию некоторых тайн.
Свой среди чужих
Главная изюминка игры, мне кажется, заключается все-таки в персонажах. Замок населяют очень интересные личности: строгая экономка Грета, добродушный смотритель Генри, опасный и лживый наблюдатель (управляющий) Андерсен, миловидная горничная Карла и т.д. Не удивлюсь тому, если в персонажах кто-то найдет себя. Складывается полное ощущение, что перед нами люди с реальными чертами характера, собственной историей, образом мышления и поведением.
В отличие от большинства квестов, где все действующие лица "застывают" в точке, в "Маятнике" персонажи живут собственной жизнью, которая подчиняется одному им ведомому распорядку. Например, жена Наблюдателя, Джуди Робертс утром любит "позагорать" у бассейна, а ближе к обеду позаниматься в спортзале, садовник Рауль Эрнандес сначала постригает кустарники, потом убирает мусор, лишь повар Стефан Клаусманн почти все время стоит у плиты и колдует над супом.
Со всеми вышеозначенными людьми нам предстоят долгие, но совсем не занудные разговоры. Диалоги очень важны для продвижения миссии. Обратите внимание, что иногда жители замка по-разному реагируют на вопросы, задаваемые Даррелом или Викторией, а порой и просто отказываются общаться с кем-то из них. Особо ценные наблюдения автоматически добавляются в электронную записную книжку. Эти записи - ключ к решению загадок.
Приколы и Ляпы
Несмотря на таинственную и даже мрачную концепцию, с чувством юмора в игре все в порядке. Взять хотя бы погоню за голубем, которую устроили Андерсен с Генри. Сплошные приколы связаны и с осмотром объектов. Ткнешь на дерево, тебе отвечают "да пусть растет", укажешь на лампу, в ответ слышишь: "она никак не прольет свет на действительность".
Напоследок добавлю капельки дегтя в цистерну меда. Честно говоря, не хочется ругать игру, говорить об изъянах, т.к. в целом все вышло удачно, но от этого никуда не деться (пусть разработчики не расслабляются).
Настоящий классический квест, сродни хорошего детектива, отличает точность в фактах и действиях. Иногда поражаешься, насколько авторы все точно выверили. В "Маятнике" в этом плане, к сожалению, есть нестыковки. Например, со смотрителем общаешься после взрыва, затем, когда посещаешь его в доме, выясняется, что вы видитесь впервые. Или вот еще: после того, как вылезаешь из колодца (разгадав шифр на кейсе), тебя замечает садовник и убегает в оранжерею. Если зайти в нее, то выясняется, что садовника там нет, что он просто-напросто испарился.
Порой на одно и то же действие и Даррел, и Виктория дают совершенно идентичный ответ. Например, про растения оба говорят: "жаль, что мой цветок так не растет". Разве могут герои думать одинаково?
Не понравился мне анимация бега героев: голова вперед, как у спринтера. Особенно прикольно бежит Виктория, она мне чем-то напомнила страуса. Есть и баги следующего плана: иногда наши герои способны ходить сквозь предметы. Надеюсь, это излечится патчами.
Заключение
Несмотря на приведенные огрехи, квест очень хороший. Это настоящий хит, который ясно доказывает, что жанр квеста жив и хоронить его преждевременно. Игра трогает за сердце, влюбляет в себя. Думаю, геймеры меня поймут, ведь им знакомо такое чувство, которое дает далеко не каждая игра.
Но, на деле, итоги подводить еще рано. Мои часы пока что остановились на отметке 2:50 PM. Эй, а сколько на ваших?