- Капитан на мостике! Компания "Activision" вовсю старается подружить компьютерных игроков с так полюбившейся ей вселенной "Star Trek", для чего углубляется в относительно новые для себя дебри. На этот раз, для реализации симулятора "Энтерпрайза" была приглашена команда "Totally Games", засветившаяся ранее изготовлением весьма впечатляющих космических леталок, правда, из другой "мыльной оперы" - "Star Wars". Что ж, по части визуального исполнения игра однозначно достойна превосходных степеней, но не будем забегать вперед, а окинем оценивающим взглядом Bridge Commander в целом.
Ведь прецеденты в области создания массивных боевых кораблей были, причем далеко не самые успешные (припоминаете серию BattleCruiser?). Чересчур мудреное управление, заурядная графика, вялый сюжет и прочие "прелести", несмотря на все богатство игровых возможностей, делали их играми, что называется, на любителя. К счастью, подобная участь Bridge Commander'у не грозит, поскольку игра настолько детально продумана и безумно красива, настолько поглощает в себя без остатка, что даже людям, весьма далеким от понимания вселенского масштаба личности яйцеголового Жан-Люка Пикара и абсолютно не въезжающим в причины конфликтов Федерации с Клингонами, Ромуланами, Кардассианцами и иже с ними, будет безумно интересно рассекать космические просторы на U.S.S. Dauntless (класса Galaxy) или же чуть позже на новеньком U.S.S. Sovereign. Конечно, ваша свобода передвижений принесена в жертву в угоду продуманному сюжету и четкой миссионной структуре, но оно того действительно стоило. Каждая миссия, да что там миссия, практически каждое ключевое действие наполнено таким накалом эмоций, что мало никому не покажется. Постоянно что-то происходит: то не дадут скучать своими репликами члены экипажа, то каждые пять минут кто-нибудь ломится поприветствовать вас по видеосвязи (или угрожает, что тоже не редкость), то... Впрочем, об этом мы еще успеем поговорить, а пока окинем наш капитанский мостик широким взглядом.
На классическую космическую леталку Bridge Commander похож лишь отчасти (за счет того, что позволяет вручную управлять кораблем и постреливать из пушек), скорее, у него намного больше общего с какими-нибудь симулятором эсминца или подводной лодки. И это сравнение, конечно, малость хромает, однако позволяет более наглядно представить себе управление огромным, как скала, и неповоротливым, как стадо бегемотов, продвинутым космическим кораблем.
Как и в подобных симуляторах, здесь необходимо переключаться между несколькими функциональными меню, которые отвечают за оружие, распределение энергии, прокладывание курса к другим системам, новым навигационным точкам и т.д., и отдавать соответствующие приказы, выбирая нужный из списка, своим подчиненным, которые уже не являются безликими голосами в динамиках, а самые что ни на есть живые полигональные товарищи со своими мнениями, комментариями, шутками и советами. Если вы смотрели хоть одну из серий этого сериала, то можете себе представить, что творится на капитанском мостике во время какой-нибудь жаркой боевой операции, погони или опасных маневров: "Красная тревога! Связь со станцией потеряна... неизвестный корабль вышел из гиперпрыжка и готовится атаковать... мощность щитов поднять до 75%, перехватить курс ближайшего Keldon'a, фазеры правого борта на максимальную мощность, торпеды четыре в комплекте по моей команде - залп!" Ну и все в том же духе...
Смею вас уверить, что в этой игре происходит все тоже самое, то есть эффект присутствия в шкуре капитана настоящего "Энтерпрайза" действительно впечатляет... От ударов по корпусу (даже щиты не всегда спасают) трясет так, что даже на пультах начинают искриться кнопочки, а на головном мониторе наблюдается такая завораживающая картина, что иногда просто забываешь, что неплохо бы и команды вовремя отдавать, а тихо с замиранием наблюдаешь, как мощный лазер методично и со знанием дела прожигает корпус вражеской посудины, оставляя в ней чуть ли не сквозные дыры...
Вы же, как обычно, восседаете в своем капитанском кресле на Dauntless'e, которое отошло вам после гибели прошлого капитана в результате взрыва сверхновой (как раз в причинах этого самого взрыва, приведшего к массовой гибели окрестных колонистов, вам и придется разбираться), и командуете всеми действиями на корабле. Управление в целом довольно удобное и позволяет вполне с ним разобраться уже к концу первых тренировочных миссий. Хотя кого-то может и испугает немереное количество задействованных на клавиатуре кнопок (если быть точным, то 61), дублирующих отдельные пункты развернутых экранных меню, но смею вас уверить - все не так страшно, как может показаться. В иных авиасимуляторах этого добра и поболе бывает, и ничего - летают же некоторые.
Всего же ваших помощников (или основных управляющих меню, что тоже справедливо - здесь их можно выбирать либо по функциональным кнопкам F1-F5, либо же просто вертя на виртуальном мостике головой по сторонам в честном 3D и кликая на понравившегося офицера мышкой), здесь пятеро. Начнем, пожалуй, с главного. По правую руку от вас сидит первый офицер (кстати, дамочка) в функции которого входит определение уровня тревоги и контакт с высшим руководством, также здесь всегда можно почитать текущие задания, еще от каждого из ваших офицеров вы всегда сможете потребовать полного отчета по его зоне ответственности. Самая спокойный режим - "зеленый": выключены щиты и оружие и энергия корабля расходуется по минимуму. При "желтой" тревоге щиты уже в on-line, например, это может пригодиться не только в битве, но и при вполне мирном прохождении через попавшееся под руку радиоактивное облако. И, наконец, самая "горячая" тревога - "красная": все оружие и щиты корабля на максимуме, что позволяет эффективно вести боевые операции, зато и приводит к самому резкому истощению энергетических запасов корабля (не забывайте всегда переходить обратно на "зеленую" в спокойной обстановке!), которым для подзарядки требуется время.
По левую же руку от вас сначала (в первых нескольких миссиях) будет сидеть сам Жан-Люк Пикар (Jean-Luc Picard), помогая приобщиться к управлению таким непростым хозяйством, позже туда посадят и командора Дэйту (Commandor Data). Кстати, озвучивали этих двух типов Патрик Стюарт (Patrick Stewart) и Брент Спайнер (Brent Spiner), игравшие в реальном сериале, помимо них в игре встречаются и другие личности из сериала. Но что-то я от управления отвлекся, продолжаем.
Зачастую в открытом космосе или вблизи планеты вам потребуется определить, кто или что находится поблизости, для этого весьма сгодится научное меню, позволяющее сканировать область или объект, запускать разведывательные зонды. В инженерном меню можно при помощи ползунков перераспределять имеющуюся на данный момент мощность между оружием, сенсорами, генераторами щитов и т.д.
Но, конечно же, ключевыми самыми главными и наиболее популярными будут штурманский и боевой разделы. Первый позволяет швартоваться, становиться на орбитальную траекторию, прокладывать курс корабля к следующей точке, включать гиперпрыжок, и все прочее, что связано с перемещением вашего корабля в пространстве. А вот второй позволяет от души пройтись по выбранной цели выбранным же для этого оружием.
Вообще-то настроек в оружейном меню целое море (выбор типа фазеров и торпед, дистанции до противника, какую часть систем вражеского корабля атаковать - щиты, оружие, систему, делающую судно невидимым для сенсоров, и т.д.) но при желании вы можете все это спокойно перепоручить своему боевому помощнику, который будет по своему усмотрению открывать огонь, уклоняться от торпед, совершать положенные маневры и т.д. Причем есть даже команда, позволяющая вашему помощнику не просто уничтожить полностью корабль, а лишь его обездвижить, вырубив двигатели и боевые системы, превратив, таким образом, в этакую плывущую по волнам раздолбанную скорлупку. В некоторых миссиях от вас будет требоваться именно это.
Раз уж заговорили о миссиях, то дополню, что всего в однопользовательской игре 8 эпизодов с 3-4 миссиями в каждом, что дает в итоге порядка 30-ти весьма протяженных миссий, в которых вы встретите уже упоминавшихся ранее Klingon'ов, Cardassian'цев, Romulan'цев, Ferengi и менее знакомых Kessok (а вот Borg'ов здесь, к сожалению, нет). Учитывая отсутствие нормального сохранения (только на автомате - после успешной миссии) и то, что даже на самом легком уровне сложности (из трех имеющихся) некоторые задания придется переигрывать не раз и не два, все это вытекает в дни и недели увлекательного скитания по просторам Вселенной, то пытаясь завалить чужой корабль до того, как он включит гиперпрыжок и умчится в никуда, то в надежде отстоять свою станцию от наседающей кучки стервятников до прихода желанной помощи. Задания, в общем-то, вполне обычные для стартрековской тематики, включающие весь набор исследовательских, спасательных, боевых, научных, дипломатических, транспортных и прочих миссий.
Возвращаясь к "военному" офицеру, можно сказать, что в большинстве случаев справляется со своей задачей он вполне профессионально и лишь изредка приходится корректировать его действия. К тому же, он и в удовольствие - самолично пострелять из фазеров или запустить торпеды (с этим здесь все просто - наводим прицел мышкой и жмем на пару кнопок). Также при желании вы можете и сами управлять с внешней камеры перемещениями корабля в космосе, отвечает тут за это здесь привычная "кваковская" раскладка "w-s-a-d", плюс "q" и "e" для вращений вокруг своей оси. Осваивать настойчиво рекомендуется, потому как в иных миссиях без этого просто не обойтись - скажем, при ручном транспортировании при помощи специального луча какого-нибудь объекта, или же вы можете самостоятельно протаранить противника (что помощнику и в голову не придет). Еще при желании можно попробовать упасть на какую-нибудь планету, при этом корабль сразу же обволакивается горящем облаком от соприкосновения с атмосферой. Ну а в большинстве же всех случаев предложенных стандартных команд вполне хватает и к мануальному вращению штурвала приходится прибегать крайне редко.
Завершая описание управления (полагаю, такая детальность для данного жанра более чем уместна) хочу еще раз отметить, что все здесь реализовано весьма удобно и это, пожалуй, лучшее, что мне пока встречалось из тех космических симов, где приходится управлять не маленьким и вертлявым истребителем, а здоровенным кораблем с кучей помощников, вспомогательных систем, раздутым экипажем и прочая, прочая.
Помимо одиночной игры в Bridge Commander имеется и мультиплейер, куда ж нынче без оного - как в виде skirmish'а с выбором кораблей и места битвы, так и настоящий on-line'овый по сети или Интернету. Причем по сети можно играть до 8 игроков, а по Интернету только до 4-х - авторы уверяют, что попробовать-то ввосьмером там тоже можно, но имеющиеся возможности связи такую нагрузку в большинстве случаев не потянут.
Игровых режимов в мультиплейере всего 5. Классические "Deathmatch" и "Team Deathmatch" в особых представлениях не нуждаются. В "Federation vs non-Federation" одна команда состоит из кораблей флота федерации, а другая летает исключительно на судах прочих рас. "Defend the Starbase!" предлагает довольно популярный режим из прочих игрушек: одни пытаются базу завалить, другие соответственно, должны не дать этого сделать. И, наконец, есть еще один режим, который по каким-то причинам в рассматриваемую версию не вошел (возможно, появится в других или с патчем), называется он "Turkey Shoot", где побеждает тот, кто за отведенное время умудриться срубить побольше железных мозгов.
А теперь к вопросу о графике... Думаю, что большинство из вас сперва глазеет на скриншоты справа, а уже потом начинает читать саму статью, поэтому представление кое-какое вы уже имеете. Могу сказать, что на самом деле в динамике все это смотрится еще на порядок круче, чем на статичных картинках, да и с десяток симпатичных камер позволяют рассмотреть все происходящее с наиболее эффектных точек зрения. Разноцветные лазеры и фазеры раскрашивают небосвод во все цвета радуги, а защитные щиты, искрящиеся при каждом попадании, лишь добавляют в эту радугу свои изысканные оттенки. При этом модели всех кораблей и межзвездных станций прорисованы настолько детально, что спокойно могут составить конкуренцию признанным лидерам жанра космических леталок. Модель повреждений впечатляет, на корпусе остаются паленые пятна, а при длительной атаке откалываются целые куски или же появляются нехилые дырки, в которые можно рассмотреть внутренности, из которых валит редкий дым. Не отстает от графики и отменное музыкальное сопровождение - спокойные мелодии во время обычных перелетов перерастают в настоящий симфонический "шторм", стоит начаться какой-нибудь заварушке.
В заключение скажу, что "Star Trek: Bridge Commander" получился именно таким, каким только можно было себе вообразить симулятор капитанского мостика "Энтерпрайза", основываясь на киношном материале. А удобное и правильное управление, совместно с детально прописанными миссиями, до самых фотонных отражателей пронизанных глубокой атмосферностью и непередаваемым накалом страстей, вкупе с потрясающей графикой и не менее качественным звуком, а также отсутствием каких-либо серьезных недостатков позволят насладиться триумфом побед (о неизбежных поражениях скромно умолчим) и познать тот самый дух, что царит на капитанском мостике корабля Федерации. Это не просто игра, это очень хорошая и динамичная игра, которая понравится не только поклонникам сериала и игрушек по его мотивам, но и самой широкой аудитории.