Узнать "Спартак"! Приход календарной весны привычно совпал для футбольных гурманов с возобновлением матчей Лиги Чемпионов, где продолжаются четвертьфинальные матчи в группах. Происходит сие футбольное пиршество без участия российских клубов, ну да к этому неизбалованному нашему болельщику не привыкать. Но душа просит полета, и вот здесь и приходят нам на помощь вариации виртуального футбола. Об одной из них, а точнее - о продолжении серии, посвященной самому кассовому ежегодному футбольному зрелищу - Лиге Чемпионов, мы и поговорим сегодня.
Театр начинается с вешалки, а любой спортивный симулятор - нет, не с движка и не с графики, а с удобства менюшек. Здесь не "Unreal", где вполне можно обойтись кнопкой "Start Game", оставив остальное фанатам, и не приснопамятный первый "Су-27 Фланкер", запускавшийся из встроенного редактора. Здесь же нужно и составом команд манипулировать, и тактикой, да и турнирным раскладом иногда бывает не грех озаботиться.
На первый взгляд, претензий никаких - после вступительной видеонарезки матчей Лиги нас встречает стильное, аккуратное меню, пункты которого знакомы каждому, кто хоть раз запускал спортивную игру. Да и остальные справятся без видимых проблем, для них, опять-таки "Quick Match" предусмотрен, где без лишних проволочек можно отправиться на футбольное поле. Приставочное наследие (точнее кросс-платформенность), разумеется, никуда не делось, так что про мышку можете забыть решительно и бесповоротно. Но это все можно понять и простить - ни для кого, думаю, не секрет, что продажи на приставках (в данном конкретном случае - PlayStation2), как правило, превосходят PC'шные, так что портировали - и на том спасибо.
Приятно и то, что при выборе команд их аккуратно распихали по "корзинам" в соответствии с "посевом" на старте Лиги - весьма дружественный шаг в сторону новичков, знания которых не простираются дальше "Реала" и "Спартака".
Но вот при определении состава на игру начинаются первые "непонятки". Игровая схема определяется более-менее наглядно и варьируется в весьма широких пределах (забегая вперед, скажу, что и во время матча их переключением удобно пользоваться). А вот угадать поначалу, какой игрок на какой позиции окажется - физически невозможно. Кто мешал напротив позиций игроков основного состава вывести две буковки, означающие место игрока на поле? Ведь это есть едва ли не в любом мало-мальски приличном симуляторе. Слава богу, что самими же ими выдуманного боевого распорядка разработчики придерживаются и дальше, и, запомнив фактическое расположение игроков на поле и сопоставив их со списком, далее больших проблем не возникает.
Именно "больших", потому как мелкие преследуют с неумолимой настойчивостью. Так, отыграв полную Лигу, я наблюдал следующую картину: едва ли не после каждой игры компьютер собственноручно менял не только мой стартовый состав, но и расстановку игроков, надо полагать в соответствии с турнирной ситуацией. Хотел бы я посмотреть на "Спартак", вышедший играть против "Манчестера" с двумя защитниками. При этом, ладно бы, если бы виртуальный горе-тренер использовал простой принцип - лучшие на каждой позиции. Так нет же - ротация идет в лучших традициях прогрессивных западных тренеров. Но не у всех же есть два равнозначных состава, в конце-то концов!
В общем, может, оно и не так плохо, как кажется, когда после матча приходится (иного слова и не подберешь) лишний раз перетряхнуть состав, подстроив расстановку под конкретного соперника.
Но хватит о тренерской доле в этой игре, легкой она нигде не была и не будет, и пора на поле. Визуально все здесь заслуживает самых добрых слов. Предстартовая церемония с выбеганием на поле и легким подобием разминки смотрится достойно с одной лишь оговоркой - для компьютерного футбола. Всем считающим FIFA 2002 верхом совершенства рекомендую хоть раз посмотреть хотя бы на достаточно распространенный в России NHL 2002, уже не говоря о симуляторах баскетбола и американского футбола. Ну, плохо продается в Америке соккер, плохо, а без американского рынка денег у разработчиков на создание массы визуальных эффектов нет и не будет.
Что вызвало мой просто неподдельный восторг и заставило прилежно проходить игру до победного конца - это лица игроков. Да, фигурки слегка угловаты, да, о разнице в комплекции игроков и речи нет, но узнать в бодро выбегающей команде родной "Спартак", узнать Ковтуна и Робсона, Митрески и Парфенова, с небольшой натяжкой Баранова и Титова - это, скажу я вам, нечто. Причем именно "узнать", а не догадаться, что раз в "Спартаке" негр бегает впереди - значит, Робсон, а именно узнать в лицо! Столь же "узнаваемым" предстал и второй российский участник Лиги - "Локомотив".
Не скажу за "Галатасарай" или "Панатинаикос", но уже за одну это тщательность (которая, кстати, напрочь отсутствует у EA Sports, ограничивающуюся суперклубами) я преисполнился чувством глубокой благодарности британским разработчикам, в кои веки не забывших о нас, смиренных.
После этого как-то для меня отошли на второй план все прочие достоинства и недостатки графического движка, о которых, тем не менее, долг обязывает меня сообщить. Прежде всего, движок, безусловно, быстр, что для спортивных игр, запускаемых где ни попадя, немаловажно. Движения игроков внятны и разумны, хотя вариаций могло быть и побольше. Флаги на трибунах 21 европейского стадиона, иллюминация прожекторов, сочный комментарий Питера Брэкли (Peter Brackley) - это все только в плюс. Остальному звуку, в том числе и мелодиям в меню, до FIFA 2002 далеко, как до Луны. Погода присутствует в виде дождя и снега, но глобального влияния на игру это не оказывает, хотя должно было бы. Ведь на морозце да на льду мы кого хошь укатаем, хотя в последний раз и неувязочка приключилась - укатали нас.
Играбельность... И вот тут случился "ой" за номером 2. Представьте себе известную ситуацию, когда вратарь выполняет свободный удар от своих ворот. Короткий разбег, удар - и мяч отправляется по параболе в район центрального круга, где в борьбу за него вступают полевые игроки. Здесь все логично. И, наверное, так бы и осталось таковым, если бы меня не дернул черт в этот момент своим игроком пробить по нему со всей дури... простите, со всей силы. Вратарь, по всей видимости, такой наглости от меня не ожидал, и его запоздалый прыжок выглядел реверансом мячу, радостно скачущему в ворота.
Ситуация повторилась в точности во втором тайме, после чего, списав все на начальный уровень сложности (такова стандартная процедура - сначала воду нужно попробовать, а уж потом в нее плюхаться с головой) я решительно отправился выставлять его на максимум - Expert. Звучит гордо, но ситуация от этого никоим образом не изменилась, разве что голы с центра поля стали залетать не только в ворота моих соперников.
Вообще, с уровнями сложности я так и не смог толком разобраться. Думать, что это влияет лишь на заторможенность моего голкипера, признаюсь, не хочется, чувство благодарности разработчикам за физиономию радостного Робсона слишком велико. Да, перехваты стали случаться чуть почаще, но, по большому счету, пройти середину поля, как и ранее, можно без видимых проблем. Компьютер однозначно стал чаще бить по воротам, но в реальной игре с таких расстояний и таких углов нельзя забить даже Филимонову.
Но, тем не менее, я бы порекомендовал играть именно на последнем уровне сложности - пожалуй, это хоть как-то выравнивает игру. Кстати, реальные сложности возникают не столько при повышении уровня сложности, сколько при встрече с по-настоящему сильным соперником, класс игроков которого превосходит наших на порядок.
И можно сколько угодно обижаться на рейтинги (их около десятка) наших игроков, выставленные разработчиками. Более того, определенные перекосы очевидны для любого российского болельщика, но давайте признаем очевидное: при всей любви к нашим игрокам, при всех надеждах, питающих наш в преддверии чемпионата мира в Японии и Корее, при всем при этом - Бессчастных - не Вьери, Измайлов - не Зидан, а Карпин - не Бекхэм. Да, мы играем против них и на футбольном поле, и в игре, да, мы иногда преподносим сенсации, обыгрывая их (в игре - гораздо чаще), но когда мы в последний раз не то, чтобы выигрывали, а хотя бы выступали прилично?..
Ладно, не будем о грустном, лучше вернемся к игре, тем более, что там еще есть, на что обратить внимание. В частности, например, на весьма интересное решение в плане управления, когда вы можете заранее нажать требуемую клавишу (тот же удар), и когда мяч доберется до игрока, он сразу же выполнит заданное действие. Очень удобно для излюбленной "спартаковской" игры в одно касание или же, например, при подаче угловых. При этом, вы всегда можете отменить "запрограммированное" действие, нажав клавишу повторно, и вместо намечавшегося удара сделать передачу на ход. После новой системы передач в FIFA 2002, с пасами через все поле на выход, в свободные зоны, местные пасы в разрез, конечно, смотрятся неказисто, но вполне играбельно.
Штрафные удары порадовали не столько своим исполнением, сколько приличествующим процентом реализации. Забросы мяча через все поле по-прежнему практикуются активно, поэтому при штрафных с противоположной половины поля стоит быть начеку.
Ну и на десерт создатели игры приготовили подлинный деликатес - все победители Кубка Чемпионов, позже ставшего Лигой Чемпионов, великие клубные команды прошлых лет - от "Реала" с Ди Стефано и "Манчестера" с Джорджем Бестом полувековой давности до еще свежих в памяти моего поколения "Милана" с Гуллитом и Ван Бастеном и "Ювентуса" с Платини. При этом в списке великих клубов, где едва ли не каждое имя символизирует определенную эпоху в европейском и мировом футболе, есть и такие творцы сенсаций европейского масштаба, как бухарестский "Стяуа" и белградская "Црвена Звезда".
Итожим. Игру "UEFA Champions League. Season 2001-2002" следует признать удачным продолжением интересной футбольной серии. Бесспорно, по целостному впечатлению она уступает законодателям футбольной моды из EA Sports, да и грехов в ней хватает, но не признать ее очевидных достоинств было бы кощунственно. Король остается на своем троне, но "Лига Чемпионов" заслуживает вашего внимания, хотя бы потому, что в этой игре вы сможете "живьем" увидеть российские клубы.
508 Прочтений • [UEFA Champions League 2001/2002 ( Merlion )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]