Русские и не таких обламывали... Неутомимый Джон Тиллер (John Tiller) под ручку с HPS Simulations продолжают радовать поклонников жанра все новыми и новыми варгеймами, как говорится на все случаи жизни. Правда, никаких серьезных изменений на протяжении целого ряда подобных проектов уже давненько заметно не было, но, видимо, мастеру виднее будет, что ж, не будем спорить. А ежели кому что не "ндравится", так ведь никто и не заставляет...
Итак, на этот раз под пристальным вниманием игрового гуру оказалась российская кампания товарища Наполеона Бонапарта, показавшая всему миру, что "всерассейское" разгильдяйство, отвратные дороги и собачий холод зимой могут обломать и не таких крутых вояк, каковыми себя французы до этого считали. Воевать здесь можно как за французов, так и за союзников (русскими их назвать, видимо, язык не поворачивается). Интерфейс стандартный и знаком почитателям жанра уже по целому ряду мелькавших ранее проектов. Так, в самом начале вы выбираете кампанию или сценарий из целой кучи (немного за сотню) любезно предоставленной авторами, причем будет довольно много вариаций или разных взглядов на одну и ту же битву. Потом устанавливаете преимущество одной из сторон (если в этом есть необходимость), по своему усмотрению корректируете правила, выставляете, кем будет управлять AI, а кем непосредственно вы... Кстати, здесь можно, как и раньше, просто играть с компьютером, посмотреть на битву двух компьютерных AI, устроить hot-seat, или сразиться в мультиплейер (поддержка всех видов соединений, плюс игра по e-mail имеется).
На геймплее здесь, я думаю, не имеет большого смысла останавливаться подробнее. Перелистываем фазы, занимаясь передвижением, атакой, защитой или наступлением, попутно наблюдая за ответными действиями противника. При этом надо не забывать и про рейтинг ваших лидеров, снабжение войск, а также моральное состояние и общую усталость юнитов. В общем, все, как доктор прописал, что, с одной стороны, означает одобрение немногочисленной, но дюже преданной армии фанатов, с другой - неприятие и практически полное непонимание (доколе?) всех остальных. Особо же любознательных могу отослать почитать несколько прилагаемых мануалов как по самой игре, так и по входящим в комплект редакторам сценариев и кампаний.
Внешне "Napoleon's Russian Campaign" выглядит именно так, как должен выглядеть очередной варгейм Джона Тиллера. Несколько масштабов позволяют по-разному обозреть поле битвы: на самом мелком приходится передвигать по гексагональной карте ничем не примечательные иконки, а на самом крупном уже можно разобрать отдельные дома и даже отличить отряд пехотинцев от кавалерии или артиллерии. Музыкальное сопровождение подстать общему скромному стилю (легкие военные мелодии или какие-нибудь спокойные марши), а посему лишь логично дополняет картину. Ну, а напоследок могу сообщить, что только что вышли еще две аналогичные вещицы от плодовитого Джона, так что любителям надолго хватит.