Между ангелом и бесом У тех, кто также как и я, искренне любит жанр стратегических и тактических игр, и с пристальным вниманием следит за выходом каждой новинки, с годами складывается весьма печальная личная статистика. Из сотни (или около того) виденных игр в памяти остается только десяток (ну возможно полтора), из которого можно поименно перечислить несколько (от 1 до 5) в которые играл запоем, прошел до конца и с нетерпением ждешь, когда же на рынке появиться еще хоть что-нибудь похожее.
Более того, как это ни печально сознавать, в этом списке избранных нет "идеальной игры", образ которой точно совпал бы с моей личной иллюзией о том, какой должна быть настоящая стратегия. То слишком сложная экономическая часть перевешивает боевую, забирая львиную долю времени на добычу леса/нефти/золота (нужное подчеркнуть). То наоборот, экономика проста и понятна, но вся война сводится к бездарному строительству сотен (порой тысяч) самых мощных unit'ов и их стравливанию с аналогичными армадами противника. Бывает, и совсем обидные промахи, когда все факторы кажутся вполне сбалансированными, но авторы забывают включить в комплект спасительную "тактическую паузу" (с возможностью отдавать приказы войскам), и тогда весь интерес к игре убивается простым непоспеванием за не в меру современным (а потому шустрым) AI компьютера.
Вот так и мыкаемся мы в поисках несбыточного совершенства, ожидая революционного чуда от каждой вновь выходящей игры и искренне веря в заверения ее авторов, что именно их детище взойдет на пьедестал игрового Олимпа и полностью оправдает все наши самые затаенные ожидания. А, коротая время в ожидании, мы придумываем невообразимые формулы, соединяя в уме графику из одной игры с тактической частью другой и сильно сдабривая эту смесь экономикой от третьей. Как правило, этим формулам никогда не будет суждено материализоваться в игры, но иногда, правда, свершаются чудеса, и новинка стратегического жанра приближается непозволительно близко к той самой "консистенции", демонстрируя, что смелые фантазии могут рождаться не только в головах игроков, но и в головах разработчиков.
Итак, позвольте представить Вам одну из таких фантастических формул, игра, по рецепту которой вполне способна оторвать среднестатистического игрока надолго от семьи и работы. Возьмем экономическую часть от Knights & Merchants, чуть упростив производственный цикл, чтоб экономика не отнимала так много времени. В получившуюся "закваску" добавим разнообразных средневековых родов войск, немного магии и демонизма, а также возможность ловко управляться, как с отдельным юнитом, так и с целыми формациями (будем считать, что эти составляющие позаимствованы из рецептов древних Shogun'ов и Warcraft'ов). После этого перенесем все действие в честное 3D пространство, сдобрив все ведение боевых действий изрядной долей тактики, когда вон те лучники на горе всегда будут иметь преимущество перед этими копейщиками в низине (припоминается Ground Control). И в довершение введем в игру понятие городов, их штурма, осады, строительства (естественно, в несколько облегченной Stronghold-форме).
На первый взгляд, подобный рецепт выглядит интересно, но почему-то ни одному разработчику до недавнего времени он в голову не приходил. Однако совсем недавно на рынке все же появился продукт, ингредиенты которого я Вам буквально только что досконально перечислил. Его создала компания со смешным именем Black Cactus, а называется он вполне соответственно своей "начинке" - Warrior Kings.
Как Вы уже наверняка поняли из перечисленного "состава компонент", игра эта погружает нас в придуманный ее авторами средневековый мир Orbis. Что удивительно, карта этого мира чертовски напоминает карту современной Европы, как своими очертаниями, так и названиями многих мест (например, островное государство на северо-западе носит название Angland, что, сами понимаете, на England ну очень смахивает). Но никаких исторических параллелей нам ни в коем случае не стараются навязать, а просто рассказывают историю становления юного короля, изобилующую различными придуманными, но вполне достоверно смотрящимися подробностями.
Итак, начинается наша история с того, что принц Artos становится невольным свидетелем трагической гибели своего отца, в момент вероломного захвата недругами их родного города (а, в сущности, и всей провинции). Только чудо (а может проворные ноги его жеребца) помогло юноше спастись бегством вместе с небольшим отрядом верных солдат. Успев достичь порта, они погрузились на корабль и отбыли на остров Angland, где принца ожидал первый урок мужества и последующая возможность накопить сил для возвращения на "большую землю" и осуществления планов мести.
В результате вся сюжетная линия игры будет рассказывать нам о становлении и возмужании принца Artos'а, которому и суждено в заключение этой истории стать настоящим Warrior king'ом. На этом пути нас (а значит и принца) подстерегает нелегкий выбор из нескольких возможных путей развития.
Во-первых, можно соблюсти святость и пойти священным путем Imperial. Это развитие не слишком побалует игрока экзотическими видами войск, но зато уж все стандартные рода будут у Империи самыми-самыми (самые дальнобойные лучники, самая мощная конница и т.п.). Не думайте, что при такой "праведности" у этой стороны нет своих скрытых козырей, одна святая инквизиция дорогого стоит (ее адепты, подобно огнеметчикам, "мечут" из своих жезлов во врагов живое пламя господнее). А уж одна мысль о том, что есть возможность вызвать себе в поддержку настоящего архангела Михаила ростом с пятиэтажный дом, может быстро вернуть Вас в лоно имперской церкви.
С другой стороны, можно избрать противоположный путь и буквально продать свою душу дьяволу, избрав развитие Pagan. Тут нашими "друзьями" станут уже не ангелы - бесы, варвары и зомби, а порой и гораздо более странные создания, один внешний облик которых должен наводить страх на неподготовленного неприятеля, возглавят военные силы Поганца (простите за вольный перевод). Увы, этот путь весьма жесток и, встав на него, Вам придется не только дотла сжигать многие мирные поселения неприятеля, но и заниматься жертвоприношениями собственных крестьян в угоду переменчивой фортуне.
Третий путь - Renaissance, путь технического прогресса и науки. Приобщиться к части научных достижений могут и последователи других "религий", но раскрыть полую мощь боевых машин и огнестрельного оружия сможет только истинный ученый. Вы не поверите, как приятно противостоять коннице, взводя курки дальнобойных аркебуз, штурмовать замки, уничтожая их стены из орудий, все же научный прогресс наиболее ярко и быстро разворачивается именно в военной отрасли. Избравший этот путь вряд ли пожалеет, хотя передумать в этой игре никогда не бывает слишком поздно...
Интересно то, как авторы наталкивают нас на тот или иной путь развития. Просто в некоторых миссиях происходят ключевые события, где игра предлагает сделать нам ненавязчивый выбор: добить или оставить в живых уже поверженного мелкого лорда, принять или отказаться от диковинной машины, подарка спасенного торговца и т.д. Сами того не замечая, при каждом таком выборе Вы вытягиваете одно из возможных направлений развития, причем даже следующая миссия будет своя в случае того или иного решения. Кстати, на этом пути не обязательно быть полностью последовательным, можно выбирать и разные направления и кто знает, возможно, в результате у Вас получиться некий уникальный гибрид всех трех путей.
Но не только в этом многообразии путей притягательность "Warrior Kings". Игра буквально затягивает, прежде всего, тем, что каждая следующая миссия тщательно стремится полностью отличаться от предыдущей, старается дать нам новые начальные условия, да к тому же чуть поднять планку сложности. Если вначале часто все протекает по стандартной схеме: "обосновался - наладил экономику - построил войска - пошел воевать", то чем дальше, тем чаще встречаются случаи, когда все задачи придется выполнять лишь с начальным небольшим отрядом, не надеясь на скорое подкрепление. Да и задачи все усложняются и усложняются: то нужно вызволить ученых из укрепленного города, подходы к которому просто напичканы сторожевыми башнями и кажутся полностью неприступными; то нужно сломя голову проскакать полкарты, пытаясь перехватить важный караван, не дав ему достичь конечного пункта, а то... Сюрпризы встречают нас буквально на каждом шагу.
Я не стану рассказывать Вам в подробностях о возможностях использования формаций или о стратегическом использовании доминирующих высот, если разбираться во всех тактических нюансах игры подробно, можно написать не статью, а настоящий военный трактат. Скажу лишь одно, авторам действительно удалось сделать весьма простой и интуитивно понятный интерфейс управления войсками и хозяйством, а это значит, что все свое внимание Вы сможете уделить именно изучению и нахождению тактических приемов. Я считаю, что для стратегической игры - это огромный плюс, когда разговоры в форумах будут идти (и уже идут) не о том, как сделать или построить что-то, а том какую тактику нужно использовать в той или иной миссии.
Увы, заговорив о форумах, нельзя не отметить и печальную сторону этого продукта, именно ту ложку дегтя, что не дает игре сразу взлететь на предназначенный ей пьедестал. К сожалению, продукт выпущен на рынок в очень сыром состоянии, количество проблем, которые возникают у него с современными видео- и аудио- картами оказывается весьма внушительным (на GeForce, например, с последними драйверами возникают совершенно неоправданные тормоза). Кроме того, в первых миссиях уже выявлено несколько "скриптованных" глюков, приводящих игру в полностью тупиковое состояние, что тоже весьма неприятно. Конечно же, авторы в скором времени выпустят заплатку, устраняющую большинство перечисленных проблем, но первый восторг и эйфория от процесса игры все же оказываются смазанными.
Но вывод мой в этой статье, несмотря на финальную пессимистичную ноту, будет весьма радужным. Эта игра не должна пройти мимо Вас, любители и ценители стратегий. Она очень интересна, несмотря ни на что красива и главное, потрясающе затягивает. Настоятельно рекомендую Вам просто из любопытства взглянуть на нее, и уверяю Вас, остальное произойдет буквально само собой. Просто попробуйте, а уж "привыкание с первой дозы" я Вам гарантирую.