Получи, фашист, ракету Сын нового русского звонит отцу на мобильный:
- Папа, срочно завози белых медведей в Антарктиду!
Сыплюсь на географии!
Анекдот Авторы новой русской аркады "Красная акула" решили подправить не географию, а историю. И завезти, соответственно, не белых медведей в Антарктиду, а вертолет Ка-50 (который вообще-то "Черная акула") во времена Второй мировой войны. Ну, типа в 2010 году в России изобрели машину времени и давай править историю. Не то чтобы радикально править - заблаговременно шлепнуть Гитлера и т.п. - а так, подчищать по мелочи: находить в архивах неудачные для советской стороны локальные военные эпизоды, вроде разгрома какой-нибудь танковой колонны или карательной акции ССовцев, и вмешиваться, силами одного вертолета, меняя исход событий на противоположный. Идея, прямо скажем, достаточно нелепая. Можно понять, почему избрана тактика мелких поправок: радикальное изменение истории, такое, как предотвращение мировой войны (или, скажем, Октябрьского переворота), при всей заманчивости такого поворота событий, чревато настолько сильным изменением нашего мира, что нас в нем, с большой вероятностью, просто не останется. Оно, конечно, вместо нас возникнут другие, возможно - более счастливые, но так далеко альтруизм авторов проекта "Красная акула" не простирается. Но дело в том, что даже и незначительные изменения прошлого могут иметь самые непредсказуемые последствия - что многократно описано фантастами ("И грянул гром" Брэдбери и т.п.). Опять-таки, уже само по себе участие в боевых действиях неизвестной летающей машины не прошло бы незамеченным и тоже могло оказать непредсказуемое влияние на ход дальнейших событий... Так что историю, какой бы мерзкой и кровавой она ни была, лучше вообще не трогать. Да и продержался бы этот вертолет в воздухе до первой атаки истребителей - в игре, однако, они не встречаются. А встречаются в ней, главным образом, танки и мобильные средства ПВО (с советской стороны - еще "катюши" и грузовики).
Вертолет оснащен тремя видами оружия: слабенький (и с удивительно низкой скорострельностью) пулемет (с бесконечным боезапасом) и два вида ракет - с самонаведением и без. Самонаводящихся, естественно, меньше, к тому же им требуется время для захвата цели; их имеет смысл использовать только против движущейся техники, да и то не всегда - если врагов много (едущая по дороге колонна), прямой наводкой с близкого расстояния получается быстрее. Ракета забивает танк с одного удара, причем свободно пролетает сквозь деревья.
Вертолет управляется мышкой либо джойстиком и стрелками - естественно, чисто по-аркадному; высота меняется отдельными кнопками, сесть нельзя, можно тыкаться в землю и в деревья без особого вреда для себя. Топливо не кончается. Цели отображаются на мини-карте в углу и на радаре (в последнем случае видимость зависит от вашей высоты). Бывает, впрочем, что злые фашисты засядут в доме и палят оттуда, при этом сам дом не показывается, как цель, и определить, откуда стреляют, можно только визуально, что достаточно непросто - пули не образуют сплошные трассы, а мелькают сравнительно редко и быстро.
В игре довольно оригинальная миссионная структура. Вы сразу видите все миссии (их всего 15) в виде Х-образного "дерева", но не все сразу можете выбрать. Выполнив первую миссию (центральную), вы получаете доступ к двум вторым. Каждая вторая дает доступ к двум третьим (их, таким образом, четыре). А за каждой из третьих миссий следует линейная последовательность из еще двух. Таким образом, в игре как бы четыре мини-кампании с общим началом. В любой момент вы можете пройти любую из доступных миссий (включая ранее пройденные, хотя это ровным счетом ничего вам не даст). Миссии не связаны ни сюжетно, ни хронологически - они упорядочены исключительно по возрастанию сложности. И сложность, по мере продвижения к концам "Х", нарастает стремительно. Начальные миссии очень просты, последние - практически непроходимы (связано это, естественно, с необходимостью защищать своих, которые лезут в пекло и дохнут пачками; взаимодействия с ними у вас нет, что логично - вы ведь пришелец из будущего).
По крайней мере, я до конца так и не дошел - надоело пытаться. Очень, знаете ли, не люблю, когда приходится мучаться полчаса или больше, а потом все опять начинать сначала. Игра была бы намного приятней, если бы в ней было много коротких миссий, а не несколько почти непроходимых (даже на низшем уровне сложности).
Графика в целом приятная, особенно радует плавный рельеф и множество деревьев; вертолет на крупных планах выглядит не хуже, чем в хороших симуляторах. Наземная техника не столь идеальна - при езде гусеницы остаются неподвижными (что прекрасно видно на крупном плане цели); впрочем, пыль из-под них летит. Красиво взрываются боеприпасы (остальные объекты - похуже, но тоже ничего). Воронок и обломков на месте взрыва не остается. В некоторых миссиях небо неестественного красного или желтого цвета; если разработчики имели в виду, что это восход или закат, то им надо как-нибудь оторваться от компьютера и выйти утром или вечером на улицу.
Игра не умеет корректно выгружаться по Alt-F4: в систему выходит, но остается при этом в памяти. После пары таких итераций, естественно, загаживает память и начинает дико тормозить. В нормальном же состоянии демонстрирует приличествующую аркаде шустрость.
В общем, на мой взгляд, главный недостаток - излишняя сложность финальных миссий. Лучше бы сделали кампании подлиннее, но полегче. Да и сами миссии можно было бы сделать поразнообразнее - добавить, к примеру, уничтожение поездов, мостов... А так - вся игра сводится практически к сплошному отстрелу танков в жутких количествах.