Назад в будущее Когда я впервые услышал название "SuperPower", что-то в сердце прямо-таки защемило. Почему-то вспомнился 1995 год, серия дисков-сборников "Лучшие игры для IBM PC". Тогда на одном таком сборнике было записано несколько сот игр. Это было время, когда деревья были большими, игры маленькими, да и я был как-то моложе. Кажется, что название "SuperPower" пришло из тех времен, что его я когда-то прочитал на обложке такого сборника, тогда так было модно называть игры: Super Mario, Super Carts, Super Challenge и т.д. Ан нет - на дворе 2002 год, а в руках диск с одной-единственной игрой - SuperPower.
Но на этом ассоциации с прошлым не заканчиваются. Вот возьмем, например тематику игры: руководство целой державой на мировой арене, мировое господство, глобализм. Когда у разработчиков были такие амбиции? Да, именно тогда, на заре компьютерного игропроизводства. Вспомним Megalomania, Civilization, War и еще множество игр, названия которых забылись за давностью времени. При огромном количестве условностей, масштабы такого проекта обязательно должны потрясать воображение.
И вот я было, грешным делом подумал, будто, наконец, собралась команда разработчиков, способная организовать столь сложный игровой процесс. Технологии движутся вперед, теперь производство игр уже дело рук не отдельных энтузиастов, а громадных компаний. И мне казалось, что в моих руках очутилась настоящая Глобальная игра. С таким настроением я первый раз запустил Super Power, но... по сравнению с 1995 годом, ничто не изменилось ни на йоту. Все, как всегда, осталось на уровне замечательнейших идей. Я нарочно опущу пока обещания авторов, то есть то, что они хотели сделать, а расскажу о том, что получилось и тех впечатлениях, которые отставляет реальная игра.
После просмотра заставок с логотипами разработчика и издателя, мы попадаем в главное меню, где рядом с моделью земного шара расположены собой несколько желтых кнопок на темно-синем фоне. Нам предлагается начать новую игру, сыграть в сценарий и пройти обучение. Решив, что самому мне с такой сложной игрой не разобраться, выбираю обучение. Обучающих сценариев всего пять. Выбираю самый первый, на тему "Как делать действия". Появляющиеся на экране надписи гласят: "Нажмите сюда. Выехала менюшка? А теперь сюда. А потом сюда. Видите?" Ничего не вижу. "Спасибо. Обучающий сценарий закончен". Как это? Я совершенно ничего не понял. Запускаю еще раз, пытаясь осознать эту магическую последовательность действий. Все нажимается, открываются окна, все отлично, но вот зачем? Как все это работает? Где смысл?
Второй был сценарий на тему как воевать. "Нажмите сюда. Ткните, куда вы хотите отправить солдатиков. Ваши войска разбиты. Другие страны выражают недовольство, по поводу вашего поведения". Четвертый tutorial - как запускать ядерные ракеты. "Для запуска ядерных ракет наведите их на цель и нажмите "Launch"". Все. Конец. Третий и пятый сценарии, отказались работать в результате неграмотного написания скриптов, тем самым, лишив меня возможности понять, как работает экономика и как создавать свой собственный юнит. Ну ладно, подумал я, понадеявшись, что во время игры все встанет на свои места и разрозненные звенья tutorial'ов объединятся в логичную цепочку.
Не тут то было. Для начала игры нам на карте мира предлагается выбрать страну, которую мы хотим вести к экономическому процветанию, мировой гегемонии или наоборот - угнетаемые народы которой мы будем освобождать. Дальше надо выбрать условия завершения игры: завоевание мира, сохранение баланса ресурсов, удержание власти в своих руках, усмирение повстанцев и прочих партизан, и сколько будет длиться игра. И вот перед нами карта мира, на которой наша страна выделена бледно-желтым цветом. Кругом рассыпаны зеленые точки изображающие города. По мнению авторов, в России есть только шесть городов: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Ташкент, Петропавловск, Волгоград и Новгород. Ну ладно, спишем на то, что стран много, и все города отобразить не возможно. Просто странно, что в маленькой Британии их сделано столько, что все они перекрывают друг друга, и выбрать какой-то конкретный почти невозможно. В левом углу экрана прибита крупная надпись "SuperPower", в верхней части расположены меню с настройками и плеер, который может играть диски и MP3-файлы - своей музыки у игры нет. В меню можно настроить громкость плеера, градиент карты, цвета кнопок и текстуру игровых меню. Предлагающиеся файлы с текстурами подозрительно напоминают прилагавшиеся к 3D Studio MAX 3.1. Кроме карты мира и иконок, в игре "графики" больше нигде нет - все остальное красиво оформленный текст, прямо как в HTML. Хорошо хоть не используется стандартный Windows-интерфейс.
Попробовав выполнять действия, описанные в обучении, я убеждаюсь лишь в одном - в том, что они выполняются. При выборе раздела "Демография" мы можем посмотреть на графики рождаемости или перенести столицу нашей родины в Ташкент. Выбрав раздел "Города и базы" мы можем начать строить танки или центр ядерных исследований, основать новый индустриальный центр в Сибири или запланировать развитие производства и добычи полезных ископаемых. В разделе "Политика" можно сменить власть в стране, увидеть, насколько вас поддерживает население и каково влияние Запада на Россию. А можно заключить культурный союз с Зимбабве, тем самым, прослыв исключительно высококультурной державой. Раздел "Экономика" позволяет установить налоги для физических и юридических лиц, а также для предприятий, установить распределение бюджета и контролировать процесс купли-продажи ресурсов. В военном разделе мы руководим перемещением войск по стране и зарубежью, а также запуском стратегического оружия. Разделы "Секретная Служба", "Исследования" и "Разработка нового юнита" занимаются соответствующими им проблемами. Все великолепно, но дело состоит в том, что совершенно непонятно, как вся эта система функционирует, что с чем связано, и что от чего зависит. Обучающие сценарии, к сожалению, никак не проясняют обстановку. И даже рано или поздно изучив механизмы игры, мы не понимаем конечной высокой цели всего происходящего. Super Power напоминает скорее некую энциклопедию, а не компьютерную игру. Она не рождает никакой заинтересованности в ее изучении, не приносит радости от игрового процесса. Все "громкие" названия и заявления на деле оборачиваются чистой воды условностями.
Можно бесконечно долго кричать, что вот эта красная точка на карте - суперсовременный навороченный военный самолет, но теперь в это поверят только люди с очень богатой фантазией, ведь сейчас принято верить в GeForce4, а не в черные точки на зеленой плоскости. Итак, чем игра может заинтересовать потенциального игрока? Только если на вашем компьютере не работает ничего другого. Хотя всегда остается альтернативный вариант - найдутся мазохисты любители разок-другой завоевать земной шарик с помощью скопления красных точек. Хотя, без подробной и грамотной организации обучающих сценариев, это вряд ли возможно.
P.S. Расплатой за завоевание Украины, Белоруссии и Эстонии, стало лишение прав на покупку энергоносителей у Польши и Португалии. Не правда ли, авторы серьезно подошли к реализации политических и социальных механизмов, действующих в реальной жизни?