Клиент всегда прав В новой игрушке от Holistic Design вам предлагается попробовать свои силы на поприще управления собственным универсамом. Это сейчас у нас на каждом углу примостился какой-нибудь весь из себя "Седьмой континент", а еще не так давно лучом света в темном царстве новых микрорайонов были здоровенные такие коробки-здания с аршинными буквами на лобовом фасаде - "Универсам". Сие знаменательное явление однозначно ассоциировалось с дефицитом и полупустыми полками, заполненными непременной "Килькой в томате", где если что-то и появлялось, то сметалось намного быстрее, чем незадачливые покупатели успевали добежать до нужного отдела. В общем, сейчас вам предлагается счастливая возможность самостоятельно залезть в директорское кресло подобного заведения и постараться отладить его работу таким образом, чтобы всех этих былых безобразий переходных времен от заплесневевшего социализма к дикому капитализму не наблюдалось.
Игровых режимов всего два - Сценарии и Свободная Игра. В первом лежит около трех десятков миссий, правда, реальных - в которых указаны собственно сами задания - из них всего 10, а остальные можно использовать лишь как стартовую площадку для дальнейшего развития, кое-что в них уже построено. Ну, и Свободная Игра, как уже понятно из названия, не требует от вас выполнения соцобязательств непременно к такому-то сроку, а позволяет вдоволь рулить универсамом без каких-либо ограничений. Сюда же авторы зачем-то запихнули обучающий режим, хотя в "сценариях" ему, думается, было бы намного уютнее. Задания в миссиях варьируются, но основные цели почти всегда остаются неизменными, например, довести уровень посетителей до такой-то цифры, поднять рейтинг и привлекательность магазина, увеличить уровень продаж до указанной суммы, ну и т.д. Сложность задания, как правило, определяется сроком, отпущенным вам на налаживание процесса, и стартовым капиталом. Конечно, при необходимости деньги всегда можно занять в долг, здесь с этим никаких проблем не возникает.
Итак, для начала вам необходимо либо с нуля построить свой супермаркет, возводя стены и перекрытия и соединяя лестницами, эскалаторами или же лифтами новые этажи, либо перестроить уже готовое здание, или же просто расположить отделы, различающиеся размерами, в готовых секциях, ничего не перекраивая. Кроме того, дозволяется изменять отделку пола или стен и дополнять внутреннее убранство магазина всевозможными побрякушками вроде фонтанчиков и декоративных деревьев. В отделах поменьше торгуют единственным видом товаров, большие позволяют разместиться четырем видам, есть и промежуточный вариант.
На ассортимент торгуемых товаров авторы явно не поскупились и выложили все, что только душе угодно, то есть большего сервиса, чем здесь, вы, пожалуй, ни в одном столичном универмаге не найдете. Здесь вам и одежда, и бытовая электроника, и товары для детей, и музыкальные инструменты, и предметы развлечений, и домашняя утварь, и спортивный инвентарь вкупе с оздоровительными пищевыми добавками, и прочая, прочая, прочая... Плюс еще есть куча сервисов: починка часов, обуви, химчистка, билетные кассы, банк, фотоцентр, салон татуировок. Причем в каждом из основных направлений можно выбрать еще и подразделение. Например, если вы решили малость поторговать одеждой, то можно открыть аж 8 различных секций: одежда детская, подростковая, мужская или женская, обувь, нижнее белье, изделия из кожи, свадебные туалеты. Таким образом, максимально вы можете открыть 64 различных типа магазинчиков или сервис-центров в своем супермаркете. Кстати, в это же число входят и всевозможные закусочные, бистро и пиццерии, приносящие, кстати говоря, очень даже недурственный доход по сравнению с большинством прочих заведений. А раз людям есть где и что кушать, то, стало быть, необходимо подумать и обо всем остальном, то есть о тех местах, куда дамы обычно ходят пудрить носик. В общем, чтобы людям было где... ну не отставать же от "Макдоналдса", куда, как известно, ходят две категории посетителей: одни - чтобы поесть, а другие - собственно в туалет. Вдобавок можно построить и несколько специальных строений вроде кинотеатра, большого ресторана или игровой комнаты.
Помимо строительства и управления магазинчиками можно озаботиться еще и наймом вспомогательного персонала, который будет, во-первых, в лице уборщиц безжалостно уничтожать постоянно накапливающийся мусор, во-вторых, в лице охранников или секретных агентов пинками вышвыривать жуликоватых воришек или вороватых жуликов, и, в-третьих, в лице зазывал с вечно довольной миной стоять у входных дверей и призывно размахивать ручками, зазывая в магазин еще не окончательно определившихся клиентов. В исследовательском центре можно разведать не только новые типы товаров, сервисы или технологии (скрытые камеры, солнечные батареи, считывающие сканеры), улучшающие работу всего магазина в целом, но и более продвинутых работников, которые придут на смену медлительным и неуклюжим старым.
Народная мудрость гласит - "не подмажешь, не поедешь", поэтому, дабы постоянно поддерживать интерес посетителей к своему магазину на должном уровне, нужно постоянно проводить еще специальные рекламные и маркетинговые акции. Так, можно организовать рекламу на телевидении, радио, в прессе, плюс ежемесячно устраивать различные акции, приуроченные то к Рождеству, то к Дню Благодарения или Независимости. Посетители на эти акции весьма охотно реагируют, что отражается на их количестве, а соответственно и на ручейке хрустящих зеленых бумажек, счастливо оседающих в многочисленных кассах вашего Superstore.
А вот по финансовой части здесь разработчики явно поскромничали: один экран по финансам, чтобы ежемесячно подсчитывать прибыли и убытки (зато с целыми тремя графиками), и один экранчик выделили для общих показателей жизнедеятельности универсама, куда и уместились, помимо количества ваших работничков, еще десяток прочих показателей.
Чисто внешне игрушка смотрится довольно неплохо, все полностью трехмерное, грамотно работает zoom, позволяя понаблюдать за работой магазинчиков, но все же есть некоторые недочеты. Так, например, если присмотреться к каждому магазинчику повнимательнее можно заметить, что там все время повторяется одно и тоже действие, то есть никакой реальной суеты у продавцов нет, а есть некий бесконечный replay, имеющий непосредственно к посетителям весьма отдаленное (даже если в магазин никто не зайдет, продавцы все равно будут суетиться точно также). Ну, а покупатели сами по себе (кстати, все они до неприличия спрайтовые) бродят в темпе вальса по магазину, чтобы потом убежать обратно в свои домики, которые аккуратно, словно по линеечке, расставлены вокруг площадки с вашим гипермаркетом. Если же кликнуть на покупателя, то на экране статистики можно углядеть, какие у него имеются пристрастия, сколько лишних денег отягощают его широкий карман, сколько покупок он уже совершил и т.д.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что свежий магазинный магнат получился довольно неплохим, с известной степенью оригинальности (интересно, когда же у неугомонных tycoon'оделов фантазия закончится?). Однако все же, на мой взгляд, игре явно недостает динамичности и насыщенности действием. События развиваются крайне медленно, ничего выдающегося не случается, если не считать хулиганства мелких панков (стихийные бедствия и техногенные катастрофы обошли сей проект стороной), конкурентов тоже не наблюдается, а развиваться в гордом одиночестве, обозревая медленный рост числа посетителей или рост объемов продаж после нескольких часов игры уже не так интересно. Видимо, как всегда, авторам немного не хватило, чтобы перетащить свое детище из разряда просто нормальных экономических симов в разряд элитных. Хотя, полагаю, и этот середнячок без труда найдет свое место среди бесконечной плеяды своих разношерстных предшественников, аккуратно втиснувшись в шеренгу всех тех, кто с гордо поднятой головой носит почетное звание Tycoon'a.