Скромно, но с большим вкусом... И вновь продолжается бой! Вслед за нескончаемыми Delta Force, Rainbow Six, Operation Flashpoint выходит Shadow Force. Игра оставила двойственное впечатление, однако плюсов гораздо больше, нежели минусов.
Действовать придется от лица американского десантника из группы спецопераций - понятно, что серьезный парень. На рядовом задании по нейтрализации террористической базы на ближнем Востоке ситуация сложилась так, что оказался бравый парень без подкрепления и связи один-одинешенек в тылу злобного арабского врага. Рассчитывая лишь на собственные силы, придется, продираясь сквозь толпы террористов, добираться до союзников, которые, в свою очередь, попросят помочь с нейтрализацией арабской военной части и т.д. Придется побывать в подземных катакомбах, пещерах, военных базах, арабских городах... Вообще от симуляторов спецназа, в том числе и от указанных в начале статьи, Shadow Force отличается одним немаловажным фактором: одиночеством бойца. Геймплей гораздо более похож на рысканье в Red Faction или на "снайпинг" в RtcW, нежели на четкое планирование операции в том же R6. Игра по жанру ближе к классическим FPS, однако окружающая обстановка, оружие, противники и некоторые элементы интерфейса заставляют реагировать на игру по-другому.
Боец может выдержать гораздо больше попаданий противника, нежели в R6 или DF, но его "жизнь" нельзя сравнивать и с живучестью агента Блазковица. Ощущение золотой середины не так напрягает, однако и не заставляет расслабляться, тем более что разработчики отказались от стандартных "процентов" здоровья, а реализовали цветовой индикатор его состояния. Зеленый - хорошо, желтый - так себе, красный - плохо. И когда на HUD'е горит человеческая фигурка алого цвета с оранжевым отливом, становится не по себе, так как не знаешь точно, сколько попаданий можно еще выдержать. "Арабское" AI не блещет ничем выдающимся, но слеплено явно не на уровне вчерашних дней. Террористы, завидев одинокого бравого американца, кричат, призывая на помощь своих, занимают позицию за каким-нибудь строительным мусором, периодически постреливая и прячась за импровизированном укрытием. Некоторые, особо "тупые", после тревожных воплей, ломятся навстречу по кратчайшему пути, расходуя боеприпасы короткими очередями. Особенно "прозорливые" занимают посты на крышах или вышках и злобно "кемперят".
Проблемы со здоровьем десантника игрок испытает в первые же минуты игры, если будет вести себя нахрапом, как в Doom, но, с другой стороны, нет и леденящего душу "медленного" геймплея AvP или HL. Перебежки, снайперские вышки, использование возвышенностей - все это пригодится, и если действовать аккуратно, все будет отлично. С амуницией и оружием ситуация очень жесткая, более всего напоминающая CS. Нож, пистолет, штурмовая или снайперская винтовка, пара гранат и вперед! Образчики оружия, естественно, реально существующие и перечислить их не составляет никакой проблемы: пистолет M9, автоматы и штурмовые винтовки в лице Uzi, H&K MP5 Supressed, M4 Carbine, AK-47 и XM36, снабженная легкой оптикой; снайперка M25, шотган M870, гранатометы XM179 и Rocket Propelled Grenade Launcher (RPGL). Дополнительно присутствуют: C4 с радиодетонатором, C4 с лазерным активатором, осколочные гранаты и хитрое устройство, позволяющее передать точные координаты цели на авиабазу. Навели на цель, активировали, подождали подтверждения и можно двигаться дальше - цель будет разбомблена через 10-20 секунд. Практически каждое оружие может стрелять в нескольких режимах. У автоматов, например, это single shot, burst mode и full auto. Не сказал бы, что в игре хоть раз встретилась необходимость первого режима, а вот второй очень полезен, ибо здорово экономит патроны.
Естественно, в отличие от CS, покупать вооружение не надо, но таскать с собой пару автоматов и гранатомет одновременно не получится. Однако выкинуть свою M4 и подобрать душманский AK47 вместе с боезапасом вполне можно, чем и советую воспользоваться. В инструкции к игре приводится несколько характеристик оружия. Насколько они отвечают реальным, я не знаю, однако мне не верится, что незаряженный M4 весит всего 2.5 килограмма против 4.3 кило у 47-го и что скорострельность 47-го на 25 патронов в минуту меньше, чем у M4. Самое интересное, что чисто визуально наш любимый АК в игре рулит однозначно. Сравнивался он, помимо M4, еще и с XM36. У 47-го самая слабая отдача, что позволяет стрелять более длинными очередями, не промахиваясь, а скорострельность превышает M4 процентов на 25. Что касается XM36, то сия пушка имеет какую-никакую оптику, вследствие чего является незаменимой на просторных уровнях. В катакомбах и коридорах же, лучше AK-47 ничего не найти. На stealth-миссиях все пушки, кроме MP5 с глушителем окажутся, как вы понимаете, бесполезны.
Наш "Razor Unit" таскает с собой повсюду ноутбук, выполняющий лишь одну функцию - информирование о поставленных задачах. Формулируются цели, зачастую, довольно расплывчато, так что приходится в процессе прохождения уровня думать о методах решения поставленных задач. Пример. Один из первых уровней игры. Задачи: пресечь попытки террористов следовать за вами, выйти из катакомб в точке такой-то. Первая попытка: перебил всех врагов, добрался до точки, дверь не открывается. Вторая попытка: перебил всех врагов, добрался до точки, попытался взорвать дверь с помощью C4. Третья попытка: перебил всех врагов, перебираясь через мост к точке назначения, взорвал мост за собой. Злополучная дверь открылась сама. Пример этот несет в себе элемент надуманности (я имею в виду супербронированную дверь, не поддающуюся 4-м пакетам взрывчатки одновременно), однако для прохождения уровня необходимо выполнить ВСЕ поставленные цели. Так-то вот. Кстати, игра не поддерживает сохранение. Лишь автоматически записывается после успешного прохождения уровня.
Графически игра не может тягаться с хитами жанра. Однотонные пейзажи, слишком темные ночные уровни, не слишком качественные террористы, на которых явно пожалели полигонов. Однако об этих недостатках можно забыть, оценив уровень интерактивности внутриигровой реальности. Следы от пуль остаются навсегда и не исчезают, а внешний вид следов и звук впивающейся в поверхность пули напрямую зависит от рода этой самой поверхности. Я расстрелял три рожка в запертые железные шкафчики, просто наслаждаясь реалистичностью появляющихся вмятин, звуком резонирующей стали и визгом рикошетов. Я писал на стенах с помощью автомата любимые и с детства знакомые всем слова и лицезрел результат своего труда, как вечное "граффити". Я стрелял одиночными по пустым железным бочкам и смотрел, как они с грохотом падают на бок с третьего-четвертого выстрела, перед этим входя в юлящее, ленивое вращение... Это надо видеть, в это надо поиграть. И Red Faction со своей хваленой технологией "разрушь стену" здесь и рядом не валялся.
Кроме средненькой графики и отличной физики и интерактивности, у Shadow Force просто отменный звук. Звуковое сопровождение такого качества встречается исключительно редко. У каждого оружия свой "голос", а пули впиваются в цель с мягким чмоканьем. Красота! Shadow Force нужно посмотреть всем любителям хорошего 3D-экшна, хотя бы для того, чтобы оценить новую планку в интерактивности виртуального мира и насладится звуками. Вообще, Shadow Force - это геймплей от Soldier of Fortune в окружении Delta Force.