Отстреливать врагов и не мешать союзникам... Компания LucasArts Entertainment, чтоб она была здорова, продолжает свои бесконечные перепевы неисчерпаемой (по их мнению) темы "Звездных войн" и, в частности, эпизода первого. Опять планета Набу подвергается грязным домогательствам Торговой Федерации, опять герои становятся на пути гнусных планов... Героев, на сей раз, трое - Rhys Dallows, молодой пилот с Набу, только что поступивший на королевскую службу, наемница Vana Sage (ну куда же в политкорректной Америке без женского персонажа, тем паче темнокожего), заключившая контракт с Торговой Федерацией, однако сильно разочаровавшаяся в своих нанимателях, и космический пират Nym (негуманоид), который, понятно, никакую Набу спасать не рвался, а просто мирно грабил конвои Федерации, но тут выяснилось, что Федерация имеет нехорошие виды и на его собственную планету. У каждого из них - свой корабль. Соответственно разные миссии проходятся в шкуре разных персонажей. Кого конкретно - это жестко прописано в сценарии, и вообще, кампания линейная и совсем не длинная. В списке 19 миссий, но отнюдь не все они - настоящие миссии: часть из них - просто межмиссионные видеоролики (лично я впервые вижу такой подход, когда клипы причисляются к миссиям).
Те же миссии, которые действительно миссии, можно поделить на планетарные и космические. Подход, прямо скажем, не оригинальный - впервые я видел его лет десять назад, в леталке времен 286-х - кажется, она называлась Epic, ее выпустила та же фирма, что и Retaliator. А пять с половиной лет назад даже выходила игра под таким же названием StarFighter (точнее, StarFighter 3000, от Krisalis Software) - особыми достоинствами она не обладала, но миссии в открытом космосе и над поверхностью планет там тоже были. Причем там можно было подняться от поверхности хотя бы в стратосферу, а здесь во время планетарных миссий вы жестко привязаны к земле (к примеру, не можете подняться выше стен каньона - причем при попытках сделать это картинка глючно дергается).
По жанру очередное лукасартовское творение представляет собой нечто среднее между аркадой классической и аркадой навороченной (которые разработчики гордо, но незаслуженно называют "космическими симуляторами"). То бишь до уровня всяких там X-Wing'ов и TIE Fighter'ов StarFighter не дотягивает, да, очевидно, и не стремится - как-никак, игра чисто приставочная, и даже межмиссионный интерфейс у нее соответствующий, вызывающий у пользователя PC ощущения переноса в прошлое на много лет (мышка не поддерживается, крупные некрасивые шрифты, предложения "нажать любую клавишу" на заставке...) Тем не менее, управление чуть посложнее классических "четыре стрелки и пробел". Хотя можно управлять именно так, стрелками, но лучше все-таки джойстиком, а вот мышкой категорически не советую - она обрабатывается каким-то совершенно сумасшедшим способом. При управлении джойстиком возникают свои глюки - а именно, при поворотах образуется крен, который обратно не убирается (иными словами, вы не можете изменить крен, не меняя направление полета). Для борьбы с этим, правда, предусмотрены специальные кнопки, но это неудобно и попросту нелепо для всякого, кто когда-нибудь управлял летательным аппаратом хотя бы в симуляторах. Правда, поскольку физическая модель в игре отсутствует как класс (в том числе и при полетах в атмосфере), то неудобства эти, так сказать, косметического плана - можно летать на боку или брюхом кверху, это ровно ни на что не влияет.
Имеются также две кнопки, влияющие на скорость: одна для ускорения (при ее нажатии корабль начинает трястись, как в лихорадке), вторая для торможения.
По сути, это просто кнопки переключения скоростей: ни разогнаться как следует, ни затормозить до полной остановки невозможно. Оружия всего два, оно жестко зависит от типа корабля (который определяется героем, который определяется миссией, которая определяется сценарием - короче, выбрать вы ровным счетом ничего не можете). Основное оружие - классические лазеры, не кончаются; дополнительное может быть и лучевым, и ракетным, и может кончаться.
Наконец, что все-таки приподнимает игру над классической аркадой - наличествует взаимодействие со своими. Правда, простенькое, всего четыре команды - доложить статус, атаковать мою цель, защищать мою цель и прикрывать меня. С выбором цели дело обстоит еще примитивнее - всего два режима: выбрать то, на что смотрит прицел, и автоматический выбор следующей враждебной. Свои довольно неплохо орудуют лазерами, но более тяжелое вооружение, похоже, не применяют по религиозным соображениям - во всяком случае, большие корабли приходится гасить практически полностью самому.
Как обычно в играх аркадного типа, действуют двойные стандарты - то бишь что позволено вам, не позволено врагу. Вы можете, например, врезАться в землю - не без вреда для здоровья, но все-таки без гибели с первого же раза. Ваш корабль остается полностью функциональным, какие бы повреждения он не получил - если только они не означают полную гибель. Враги же в планетарных миссиях, даже не будучи добитыми до конца, красиво дымятся и падают - точь-в-точь сбитые истребители Второй Мировой, по кинохронике которой Джордж Лукас, как известно, и выстраивал тактику для своих "звездных войн". В космических миссиях, впрочем, этого не происходит. В целом врагов много, но они легко убиваются.
Вообще в миссиях основную проблему составляет не столько угроза погибнуть, сколько изобилие целей. В каждой миссии имеется несколько основных целей (без выполнения которых вас не пустят дальше) и несколько бонусных (способствующих получению наград - которые, впрочем, труда не стоят, ибо придумать нормальные медали разработчики поскупились и просто рисуют маленькие кружочки). Причем те и другие могут добавляться по ходу. Само по себе это еще не так страшно - если бы вы только понимали, что от вас хотят. Когда в горячке боя, в котором участвуют десятки различных боевых машин, вам что-то кричат по-английски, не сопровождая это субтитрами и не давая никакой дополнительной информации (типа выделения подлежащего защите объекта) - толку от таких указаний немного. Так что первые миссии проходятся легко, а потом возможны напряги, даже на легком уровне сложности (всего их три, причем можно менять уровень в начале каждой миссии). Но тут можно вооружиться принципом "отстреливать врагов и не мешать союзникам" - авось, они и сами сделают, что надо. Правда, в последней миссии, в худших аркадных традициях, злодея придется забивать самому, а потом - ну вы уже поняли, не так ли? - правильно, удирать по коридорам с огромного вражеского корабля, прежде чем тот взорвется.
В качестве нелепого приставочного рудимента в игре присутствует возможность вводить коды миссий, хотя на самом деле доступ к следующей миссии осуществляется обычной загрузкой из записи (запись, кстати, создается автоматически). Вы можете также загрузить какую-нибудь из уже пройденных миссий (и видеороликов).
Графика вполне достойная - разве что палитра темновата, приходится выкручивать яркость почти на максимум (гамма-коррекции нет). Очень реалистично, к примеру, выглядят стены каньона, неплохо смотрятся водопад и озеро. Взрывы не самые крутые - разлета осколков не наблюдается - но вполне приемлемые. Ну а корабли уже давно в играх научились рисовать прилично - было бы странно, если бы StarFighter оказался исключением. Видов, по-аркадному, два - сзади и изнутри, причем во втором случае кокпит, как таковой, отсутствует - показывают только прицел и картинки статуса вашего корабля (справа) и выбранной цели (слева). Никаких цифр, типа высоты и скорости, при этом не отображается.
По части глюков было замечено выпадение в "винды" - один раз и зависания - три раза. Причем два зависания удалось благополучно прервать (т.е. миссия после этого нормально продолжилась) по Ctrl-Alt-Del.
В общем, достаточно симпатичная аркадная леталка с небогатым набором миссий и кораблей и без каких-либо новых идей.