То, что доктор прописал Не знаю, кто как, а лично я никогда не хотел быть врачом, и вообще от медицины стараюсь держаться подальше, а вопросы о здоровье считаю дурным тоном (если все в порядке - зачем спрашивать, если нет - зачем напоминать?) Так что, когда вместо очередного авиасимулятора мне принесли симулятор совсем другой профессии - а именно, санитара "скорой помощи" - энтузиазма это у меня не вызвало. Попробовав поиграть, благополучно уморив первых же двух пациентов и не дослушав слова, с которыми меня выперли со службы (абсолютно справедливые, но все равно обидно), я и вовсе испытал жгучее желание засунуть эту пару дисков куда-нибудь подальше. Но статью писать было надо, так что я, как говорят в американских фильмах, дал себе еще один шанс, постарался на сей раз разобраться получше, а разобравшись - втянулся и с интересом доиграл до конца!
Итак, 911 Paramedic - это еще одна игра, в которой, вопреки обыкновению, вам надо не убивать плохих парней, а наоборот - спасать хороших... и не только хороших; среди ваших пациентов будут, например, жертвы криминальных разборок, скорее всего, не безгрешные. Но - сами понимаете, врач должен руководствоваться клятвой Гиппократа и ничем иным.
Строго говоря, в 911 Paramedic вы не врач, вы - младший медицинский персонал (именно так переводится "paramedic"). Вашей главной задачей является оказание первой помощи на месте и доставка пациента в госпиталь, где им уже займутся врачи (в игре сам процесс доставки не присутствует). Однако предварительный диагноз вы тоже ставите, и заполняете соответствующие бумаги.
Но до постановки диагноза надо еще дожить - больному, разумеется. Каждую миссию предваряет видеоролик с ездой по городу, во время которого вам по рации сообщают первичные сведения - те, что поступили при вызове. Далее вы оказываетесь на месте, и тут-то начинается самое интересное.
Вы можете задать несколько уточняющих вопросов самому больному (если он в сознании) или его родственникам, а можете, не теряя времени, сразу приступать к делу. В вашем распоряжении несколько комплектов медицинского оборудования, предназначенных для самых разных случаев. Прежде всего, необходимо провести визуальный осмотр и проверить основные жизненные функции - дыхание, пульс, давление; в зависимости от ситуации, может потребоваться также снять электрокардиограмму, измерить уровень глюкозы (при подозрении на диабет), посветить в глаза или в горло. В зависимости от результатов обследования, выбираются дальнейшие действия - от наложения повязок и прикладывания кислородной маски до трахеотомии и электродефибриляции. Звучит пугающе? На самом деле, ничего страшного - если в реальной жизни у вас нет медицинского образования, играйте на низшем уровне сложности. Там вам не только растолкуют, что означают результаты наблюдения и изменения в состоянии больного, но и покажут, каким инструментом надлежит воспользоваться для следующего действия. На нормальном уровне нужный инструмент уже не подсвечивают, но по-прежнему дают пояснения и советы в информационном окне. Наконец, на высшем уровне сложности вам предоставляют только голые факты - пульс столько-то, давление такое-то, частота дыхания такая-то, при пальпации прощупывается то-то и то-то, а уж что с этим делать, решать должны вы сами. Можно, правда, пользоваться режимом подсказки, но за это на старших уровнях снижают очки. Помимо собственно подсказок, полезную информацию можно почерпнуть и из справочника - однако во всех режимах чтение требует времени, а больной нуждается в срочной помощи.
Наконец, после того, как вы выполнили все необходимые процедуры, надо заполнить бумаги, где указываются жалобы больного, подлежащие контролю параметры, предварительный диагноз и срочность транспортировки (максимальная - третья); по всей видимости, за основу взят реальный формуляр, заполняемый американскими работниками "скорой помощи". Причем в процессе заполнения формуляра время продолжает идти (думаю, что в реальности бумагами занимаются все-таки уже в машине). Наконец вы ставите свою подпись - и вам сообщают ваши результаты, оценивая как правильность действий, так и оперативность. После чего вы можете посмотреть, какие ваши действия и заключения были правильными, а какие - ошибочными. Если вы недовольны своими результатами, то запоминайте ошибки и загружайтесь из старой записи (если, конечно, вы позаботились записаться в начале миссии).
Надо сказать, что правильно поставить диагноз бывает весьма нелегко, даже если вы правильно провели обследование. Например, если у больного травма головы, это еще не повод ставить крестик напротив "Head injure", а если он попал в аварию, это не обязательно "Car incident". И то, и другое может оказаться, к примеру, "Multiple trauma". В каких-то случаях несколько подходящих вариантов поглощаются одним, более общим, а в каких-то - и вовсе игнорируются (например, в первом же вызове девице с травмой головы и артериальным кровотечением следует поставить диагноз "передозировка наркотиков"). Сложной медицинской логики, по которой осуществляется этот выбор, я так и не постиг, но все же довольно часто мне удавалось поставить диагноз правильно. Впрочем, поскольку диагноз этот - предварительный, оценку за ошибку снижают не сильно.
В отличие от ранее виденных мною "спасательных" игр, кампания в 911 Paramedic строго линейная. По ходу кампании вас трижды повышают в должности (в последний раз - после последней миссии); до этих повышений вы имеете доступ не ко всему медицинскому арсеналу. Миссий около трех десятков. Среди них есть самые разные случаи - аварии и пожары, сердечные приступы и вагинальные кровотечения у беременных, ножевые и огнестрельные ранения, диабетическая кома и прободение язвы, насилие в семье и падение на металлический штырь... Самые, пожалуй, тяжелые случаи - это парень, расстрелянный из автомата, и младенец с синдромом внезапной смерти; тут надо действовать очень быстро. Обратная крайность - старушка с неопределенными жалобами на плохое самочувствие, которой, похоже, просто стало скучно.
Среди баек российских врачей ходит история про такую же старушку, которая основательно достала станцию "скорой помощи" своими вызовами. И вот приезжает к ней очередная бригада, меряет пульс, давление и т.д. - все в норме. Но старушенция симулянткой выглядеть не желает и требует, чтобы ей, по крайней мере, чего-нибудь вкололи (и на что только люди не идут ради желания пообщаться!) Врач, мысленно чертыхнувшись и выбрав в своем арсенале что-то безвредно-тонизирующее, соглашается. Старуха с готовностью заголяет зад... и тут вся бригада сгибается пополам: на заднице у "пациентки" зеленкой написано послание от предыдущей бригады: "Не верьте, бабка все врет!"
Но это в России. А попробовали бы вы провернуть такую шутку в Америке - мало того, что мигом вылетели бы с работы, да еще и за моральный ущерб вовек бы не расплатились. Так что, хотя я, вооружившись здравым смыслом, и вписал в формуляр "в транспортировке не нуждается", оказалось, что это неправильно: нуждается, хотя и с низшим приоритетом.
Графически игра ближе всего к понятию "слайд-шоу". Между миссиями имеются видеоролики (которые почему-то часто тормозят со страшной силой, подтверждая только что данную характеристику), а в самых миссиях вы наблюдаете весьма реалистичные (потому как снятые с натуры), но практически неподвижные картинки (разве что больные, находящиеся в сознании, периодически дергают руками и ногами, но именно дергают - на плавное движение авторов не хватило). Благодаря этому реализму, кстати, игру следует отнести к категории "не для слабонервных". Особо шокирующих кадров, типа вываливающихся кишок, в ней нет, и даже рука с оторванными пальцами показывается уже перевязанной - но все же особо чувствительным натурам кое-какие сцены аппетит испортить могут (см. скриншоты). Вместе с тем отмечу, что по части благопристойности в игре все в порядке: хотя виртуально в ней можно (а в ряде случаев - нужно) осматривать разные интимные части тела, реально вам их покажут только прикрытыми бельем. Кстати, когда у одной девицы с пышными формами я ощупал грудь (с самыми честными намерениями - у нее были подозрения на перелом ребер!), меня обозвали извращенцем.
Интерфейс полностью мышечный... в смысле, мышиный.
Все пациенты почему-то изображаются лежащими на полу. Когда дело происходит на улице, все логично, там кроватей нет; но дома-то с какой стати? Понятно, когда человек упал, и его нельзя переносить, пока не оказана первая помощь - но когда он только что, в предмиссионном ролике, сидел на диване и разговаривал?
Когда крупным планом показывают применение тех или иных инструментов, они практически не сопрягаются с изображением той части тела, к которой применяются: то есть если вы ткнете, куда надо, то все будет выглядеть нормально, но если мимо - трубка, вставляемая в нос или в горло, превосходно "вставится" куда-нибудь в язык, например.
Но это мелочи. Есть более серьезные глюки. В одной из миссий мой правильный диагноз был обозван неправильным - и рядом показан правильный (точно такой же). В другой вообще прицепили данные от другой миссии, и в итоге мальчика, пораженного электричеством, пришлось спасать от пулевых ранений грудной клетки.
Миссии сопровождаются голосовыми репликами, но те из них, что не относятся непосредственно к ответам на ваши вопросы и к проводимым вами измерениям, носят случайный характер. Что само по себе, может, и не страшно, но иногда одна реплика звучит дважды, да и сакраментальная фраза "Мы его теряем!", произносимая без всякой связи с реальным состоянием пациента, мягко говоря, не к месту.
Вообще игре не достает гибкости и реальной интерактивности. Учитывается только перечень выполняемых вами действий, но не учитывается их порядок, что неправильно. Советы и комментарии в информационном окне даются в предположении, что вы следуете правильному порядку (задуманному разработчиками) - и, соответственно, могут терять адекватность, если вы от него отступите.
Жаль также, что в игре нет справочного режима, где можно просто спокойно почитать статьи энциклопедии - делать это во время миссии, как я уже говорил, чревато гибелью больного из-за упущенного времени.
Но в целом - идея интересная, и уровень реализма неплох (четыре консультанта-медика, как-никак). Думаю, в первую очередь 911 Paramedic будет интересен и даже полезен студентам медицинских вузов и техникумов. Но и для дилетантов - вполне играбельно и познавательно.