Фабрика хитов - в действии Наверное, большинство из вас, увидев в названии игры слово "Golf", сразу же недовольно поморщатся и, в спешке осенив себя крестным знамением указательного пальца левой ноги и сплюнув для порядку трижды через левое плечо со словами "Чур, меня, чур...", пойдут читать обзоры более приземленных и массово почитаемых игрушек. Действительно, сам по себе гольф и его симуляторы (зачастую со сложными встроенными редакторами) настолько своеобразен, что его поклонников в России можно, наверное, собрать в кружок у одной из лунок. И, тем не менее, меня не покидает уверенность в светлом будущем этой игрушки в России, ведь по большей части SimGolf напоминает так любимых нынче в народе "The Sims", которых... научили играть в гольф.
А стоял у истоков этого творения один из отцов-основателей и легенда игровой индустрии - сам Сид Мейер, и соответственно с блеском воплотил задуманное в жизнь. Думаю, что этот маститый игровой гуру, отлитый в бронзе еще при жизни, в особых представлениях не нуждается, но на всякий случай, упомяну, что он в свое время стоял у истоков становления целых жанров, и почти все его игры становились безоговорочными хитами: Pirates!, Civilization, Railroad Tycoon, Gettysburg и прочая, прочая, притом что, по большому счету, для причисления к лику святых ему бы вполне хватило одной "Цивилизации".
Ну, а SimGolf - это совместное детище конторы Мейера, Firaxis Games и компании "Maxis", известной нам по SimCity и The Sims. Полагаю, некоторые из вас уже бросили чтение и убежали за новой игрой, резонно надеясь, что имя мастера послужит гарантией безупречного стиля и неизменно высокого качества. Действительно, все, что выходит из-под пера Сида Мейера, сразу же занимает почетные места на Выставке Достижений Игрового Хозяйства. Разговаривать здесь лучше шепотом, с благоговейным трепетом взирая на орденоносные геймерские реликвии, способные растопить сердца даже весьма далеких от компьютерных игрушек посетителей. Эх, что-то я расчувствовался, видимо, нескончаемые и бессонные недели, проведенные в свое время за "Цивилизацией" оставили-таки необратимые изменения в сознании, отчего и словосочетание "Sid Meier" в названии свежей игры моментально вызывает желание выгнать всех домашних куда подальше, повесить на дверь табличку "не беспокоить", вставить в приветливо урчащий привод диск и погрузиться в пучину бездонного, безграничного и всепоглощающего геймерского "Щастья"... Кто не испытал это на себе, тот вряд ли поймет...
Вы все еще здесь? Тогда продолжаем. Как вы уже, наверное, поняли, перед нами - игра, сочетающая в себе сразу несколько жанров. Как в любом порядочном бизнес-симуляторе здесь необходимо отстраиваться, развивая и облагораживая инфраструктуру своего гольф-клуба; как в "The Sims" можно наблюдать за изменением поведения, характеристик (фактор веселья, общее отношение к клубу, энергия, голод, жажда) и даже изменять различные игровые показатели у гольфистов, посетителей вашего клуба, включая и такие несущественные, но зато весьма забавные, как возраст, пол, цвет рубашки или прически, физиономию; ну и как в настоящем симуляторе гольфа вы можете самостоятельно сыграть матч (конечно, по весьма упрощенной схеме) с профессионалом или же поучаствовать в турнире на собственноручно отстроенных полях своего новенького с иголочки гольф-клуба.
Начнем, пожалуй, со строительства, так как в этой игре это один из самых важных и ключевых моментов. Кстати, если кому интересно, то интерфейс здесь практически один в один слизан с "The Sims", поэтому и особого привыкания к себе не требует. Итак, для начала, выбрав один из четырех уровней сложности (чем сложнее, тем меньше начальных денег дают, труднее развиваться) и месторасположение вашего гольф-клуба (всего их здесь 16, большинство распложено в Северной Америке, еще чуток есть в Европе), вам дается всего одно центральное здание клуба и большое непаханое поле для дальнейших изысканий. Первым делом следует построить несколько лунок, чтобы посетители уже начали играть и в ваш карман потек тонкий ручеек финансовых вливаний, который спустя непродолжительное время превратится в полноводную реку всевозможных денежных отчислений.
Строительство лунки включает в себя всего два обязательных элемента: стартовую площадку и саму лунку, с флажком. Далее можно облагородить свои поля песчаными участками, ямками-ловушками, искусственными трещинами (это чтобы игрокам жизнь медом не казалась); а для услады глаз добавить водоемы с живописными мостками через них, посадить кругом цветочки, проложить тропинки и заставить их лавочками, чтобы игроки не уставали; даже существенно изменить рельеф местности, чтобы крутым профессионалам было интереснее играть. В общем, придумывать свои вариации "на тему" и фантазировать здесь можно практически до бесконечности. Причем, чем больше у вас будет лунок, тем круче статус клуба, и вам станут доступны все новые и новые здания.
Набор этих зданий будет меняться в зависимости от "темы", которую вы выберите: например, здания, построенные в эффектном стиле города-казино Лас-Вегаса или же строения в духе строгих английских замков. Всего таких тем 4, при этом основные функциональные здания везде одинаковы, меняются лишь некоторые. Вот, скажем, если у одних будет аэропорт, то у других - морской порт, а у третьих - вообще вертолетная площадка; где-то можно построить казино, а где-то церковь. Правда, по большому счету, все это не суть важно, поскольку все равно для повышения рейтинга своего клуба (ключевая цель игры) вы должны построить все доступные вам здания, потом еще произвести их upgrade. К сожалению, финансовая составляющая в SimGolf сведена к минимуму (ее тут практически нет, вы не можете посмотреть статистику ни по одному отдельному зданию, только сразу общую), поэтому управлять зданиями не придется, их просто нужно построить, а дальше о них можно благополучно забыть.
Итак, что же тут можно строить. Во-первых, неплохо бы сперва понатыкать баров, поскольку гольфисты очень, знаете, любят покушать. Конечно, перед строительством баров отчасти их жажду могут утолить нанятые вами разносчики содовой и катальщицы тележек с напитками, но бары все-таки лучше. Далее, не лишним будет построить магазинчик с соответствующими товарами, тренировочное поле для отработки ударов, гараж для автомобилей (гольфисты начнут весело рассекать по зеленому газону на аккуратных мини-мобильчиках), большой и фешенебельный отель (игроки будут счастливее), солидный тематический парк (возрастут сборы), водный спортклуб (посетители станут членами гольф-клуба и отчисления возрастут) ну и т.д. Да, чуть не забыл, спустя некоторое время вы можете построить апартаменты на территории своего клуба, потом туда станут наведываться всякие заезжие звезды, а простым посетителям такое звездное соседство весьма нравится, что в свою очередь непременно скажется на их настроении и, как следствие, на повышение рейтинга клуба в целом.
Как только вы все застроите и деньги потекут рекой, землевладелец может предложить вам купить ближайшие окрестные территории для расширения своих владений. Конечно, стоить такая покупка будет недешево, но она того стоит, потому что все свободное место на своем участке к тому времени вы уже давно застроите, а желание творить все еще не пропадет, в общем, будет где развернуться в дальнейшем.
Далеко не последнюю роль в работе вашего клуба играет и технический персонал, который вы можете нанимать или увольнять, расставляя их в различных частях парка и определяя им сферу деятельности. К уже упомянутым разносчикам прохладительных напитков можно добавить смотрителей газонов (если за ними не следить, то довольно скоро они зарастут бурьяном и корягами) и маршалов с рейнджерами, которые существенно ускорят саму игру. К сожалению, кнопочки изменения скорости игры здесь в отличие от "The Sims" нет, поэтому авторы придумали такое вот оригинальное решение. Эти товарищи резво бегают от игрока к игроку и начинают их подгонять, дают советы, местами даже покрикивают, в общем, всячески пытаются организовать стихийное сообщество гольфистов, отеческими пинками сопровождая их побыстрее к следующей лунке. Еще для развлечения игроков любителей можно нанимать на работу профессиональных игроков или знаменитостей, которые будут ходить рядом с ними, отвешивать комплименты и восхищаться их "незаурядной" игрой.
Известно, что улучшать всегда можно до бесконечности, поэтому даже хорошо работающий и прибыльный парк иногда не мешает слегка модернизировать. Конечно, речь идет главным образом о лунках, потому что все остальное здесь вторично. Так, посмотрев статистику по каждой лунке (процент попаданий, точность и т.д.), поглазев на графики и карту удовлетворенных посетителей, а также почитав доклад SGA (SimGolf Association), оценивающей ваш клуб по целому ряду показателей (Fun Factor, количество лунок, общая длина, игровое время...), вы можете бесконечно перекраивать заново ваши поля, делая их разнообразнее и изощреннее в игровом плане.
Когда же надоест заниматься текущим гольф-клубом или вы посчитаете, что сделали здесь все по максимуму, всегда можно отправиться на мировую карту и начать строительство очередного клуба в следующей точке земного шара, расширяя и свою империю гольфа.
Все вышеизложенное касалось стандартного игрового режима, но для новичков авторы предусмотрели еще и упрощенный (так называемый режим песочницы - "Sandbox Mode"). Здесь все то же самое, за парочкой исключений - сразу доступны все локации и денег у вас бесчисленное количество, поэтому можно строить сразу все и вся и не забивать себе голову, сколько пойдет на оплату персонала, или сколько еще необходимо накопить для покупки дорогостоящего Theme Park'a. Не реалистично, зато на халяву и практично :).
Как я уже упоминал выше, вы можете не только наблюдать со стороны за игрой гольфистов (хотя это тоже весьма забавно), но и сами участвовать в матчах и даже чемпионатах. Вашим альтер эго в этой игре является некий Gary Golf, без особой цели слоняющийся вокруг да около. У него можно менять все те же самые показатели, что и у других игроков, плюс еще 10 особых скиллов, куда входит кучка специальных ударов, восстановление и удача. Эти скиллы вы можете повышать, так как вам периодически будут выдаваться бонусные очки именно с этой целью. Естественно, поначалу способности Gary весьма далеки от совершенства, поэтому соваться в серьезные турниры не советую, запинают, как беспородную дворняжку, случайно сунувшуюся в подъезд шикарного, дорогого дома. Лучше всего для начала основательно "раскачать" эти способности, играя матчи с любителями или профессионалами, не ввязываясь в крутые турниры.
Сама "игра в игре" выглядит следующим образом. Вы лишь выбираете направление, расстояние и один из нескольких типов ударов до очередной лунки. Все это реализовано, как и все гениальное, весьма просто, зато наблюдать за этим ничуть не менее интересно, чем за иными профессиональными спортивными симуляторами. Если мячик с первого раза не закатится (что скорее всего), то второй и все последующие удары Gary будет осуществлять сам какого-либо участия с вашей стороны.
Ну, и напоследок коснемся графического исполнения игры, которое, несмотря на основательно затасканный изометрический вид, заслуживает самых положительных оценок. Карту можно вращать (как в Sims или Tropico) и использовать zoom, правда, увеличение можно было бы сделать и побольше, уж больно хочется поближе рассмотреть ударную технику и вообще поведение гольфистов, с высоты птичьего полета все это выглядит немного иначе. Что касается зданий, то все строения и многочисленные предметы по благоустройству территории очень симпатично нарисованы, плюс много оживляющих картинку элементов: бурлят фонтанчики, плещутся волны, летают воздушные шары или дирижабли (с огромной надписью "Firaxis" на борту, ну как тут не восхвалить себя любимых!). Игра просто пронизана чувством юмора, начиная от карикатурных физиономий при создании персонажа и заканчивая комичным поведением игроков на поле.
Если игрок положил удачный мяч, то он начинает прыгать и дико радоваться (камера в эти моменты увеличивает его изображение, хотя набор квадратных пикселей величиной со спичечную головку этому не очень-то и способствует), ну а если промазал и мячик угодил, к примеру, в пруд, то падает на колени или в сердцах бьет клюшкой по полю. Одновременно с игроками по полю расхаживают, помимо персонала, еще и представители местной фауны: овцы, фламинго, олени, крокодильчики, змеи, не очень-то, кстати говоря, пугая своим видом посетителей.
Звуковое сопровождение сильно напоминает тех же приснопамятных The Sims, те же легкие и приятные фоновые мелодии, сопровождающиеся радостными воплями игроков или недовольными бурчаниями маршалов, постоянными щелчками фотоаппаратов, указывающих на чей-то немыслимый удар. А так как на игровом поле может быть сразу несколько десятков гольфистов, то можете себе представить, какой здесь постоянно царит кавардак, в положительном, конечно, смысле.
Таким образом, SimGolf от "сами знаете кого" получился удачным и играбельным. Я, например, несколько раз уже почти, было, решался выйти из игры и дописать, наконец, статью, но что-то меня так от нее и не отпускало, заставляя то "обустроить всего одну новую лунку", то "сыграть еще одну кор-о-тенькую партейку (на 18-то лунках!)", то в рейтинге 10 самых крутых дизайнеров подняться с четвертого места до третьего... до последнего оттягивая момент окончательного кликания на "Exit". В общем, неожиданно удачное сочетание "Симов, играющих в гольф" привлечет на свою сторону, во-первых, поклонников "The Sims", во-вторых, фанатов гольф симуляторов (не шумите, граждане, они тоже люди, только редко появляются на публике), ну и, в-третьих, просто поклонников Большого Сида.
Кстати, по аналогии с The Sims, вы можете воспользоваться всевозможными дополнительными сервисами разработчиков, что позволит продлить интерес к игрушке. Например, можно обмениваясь своими полями с единомышленниками, или же просто скачивать новые поля и гольфистов.