Отцы и деды Производство различных дополнений (называемых в народе Add-on'ами) к снискавшим популярность играм стало уже доброй традицией в компьютерной индустрии. Увы, большинство авторов подходит к этой проблеме спустя рукава, выпуская лишь дополнительные сценарии и карты, не отличающиеся оригинальностью и выглядящие вторично. Но, к счастью, оставшиеся стараются сделать так, чтобы купившим add-on пользователям не пришлось жалеть о потраченных деньгах, и насыщают дополнения множеством новых черт (хоть и не революционных, но почти всегда оригинальных).
К счастью, компания Lionhead Studios, выпустившая почти год назад нашумевший "Black & White", пошла именно вторым путем. Просто не могли талантливые программисты, под руководством Питера Молину, ограничится банальным набором миссий. И именно поэтому я рад представить Вашему вниманию "Black & White: Creature Isle".
Скажу сразу, что ориентирован этот add-on, прежде всего, на тех, кто уже прошел ну если не всю, то уж, по крайней мере, большую часть основной игры. И дело тут вовсе не в том, что для установки этого продолжения требуется оригинальная копия игры. Дело в том, что все задачи и авторские задумки лучше всего работают именно в случае, если Вы экспортируете в игру (что происходит автоматически при запуске add-on'а) уже обученное Создание (Creature).
Если же начать этот add-on с необученным Созданием, то практически ни один Quest не будет Вами выполнен до тех пор, пока навыки "животинки" не достигнут подобающего уровня. Безусловно, развить новое Создание Вы сможете, не особо напрягаясь, так как верные советники все также оказываются под боком, да к тому же и других богов-противников на представшем перед нами острове не оказывается. Но в этом случае Вы потратите массу времени и сил просто на то, чтоб как говорится, начать собственно само дополнение.
Итак, после столь продолжительного вступления, настала пора поведать, какую же историю рассказывает нам это дополнение. Рассказ начинается на далеком (но отнюдь не необитаемом) острове, куда добираются на своем корабле известные нам по первой части игры, постоянно поющие весельчаки-мореплаватели. Пристав к берегу (точнее, просто протаранив его), наши путешественники обнаруживают, что этот остров полностью лишен какого бы то ни было божественного присутствия. Естественно, такое положение вещей вызывает у них логичное негодование, и они с жаром начинают рассказывать местным жителям о чудесном Боге (о нас, то бишь), живущем в далеких землях. И как только небольшая часть поселенцев поверила в эти рассказы, на арене тут же нарисовался наш Питомец, который незамедлительно взял под опеку близлежащую деревню и стал творить чудеса (практически без всякого участия играющего).
Естественно, простой опекой над обитающими на острове народами интрига этого продолжения не могла закончиться. И действительно, вскоре Вы (и Ваш зверек) обнаруживаете, что остров заселен не только мирными маленькими человечками, но и большими Животными, схожего происхождения с Вашим питомцем. Эти животные могут считаться практически Ronin'ами (самураями, у которых погиб господин), так как все боги, создавшие их, либо погибли в неравной схватке с противниками, либо просто бросили своих питомцев на произвол судьбы.
Как это всегда случается в таких случаях, обиженные и обездоленные звери решили держаться вместе, для чего и поселились на этом отдаленном острове и создали таинственное Братство. Причем нашему Созданию выпадает большая честь - быть приглашенным вступить в это самое Братство, однако в этом приглашении и кроется основной подвох. Все дело в том, что в круг избранных может попасть только достойное создание, а чтобы проверить, насколько наш Питомец окажется достойным, ему предлагают пройти целую цепочку разнообразных испытаний (называемых тут Trials).
По своей сути, многие Trials аналогичны Серебряным Свиткам из основной части игры, под которыми скрывались разнообразные задания, приносящие какой-либо бонус. В Trials, естественно, никаких бонусов не будет, так как главный приз (вступление в члены Братства) маячит где-то впереди.
Описать всю палитру испытаний просто невозможно, фантазия авторов развернулась просто на славу. Есть тут и спортивные состязания с другими животными (по бегу, боулингу, бросанию шаров и т.д.), есть задачи на логику или на ловкость и, естественно, несколько экономических задач, инициированных местными жителями. Часть идей, безусловно, пересекается с основной частью игры (так, например, нам опять придется разыскивать бедную заблудшую овечку в горах), но в целом все Trials выглядят не затаскано и вполне играбельно.
Но основная проверка ждет нашего питомца совсем не на ловкость, скорость или владение магией. Самым, пожалуй, серьезным испытанием для него (да и для Вас) станет задача воспитания нового питомца. Причем это будет уже не наш питомец, а питомец нашего питомца (вот как все запущено). Дело в том, что в одном из первых испытаний наш "зверек" найдет маленькое яйцо, из которого в скором времени (и не без нашего участия) вылупится симпатичный маленький цыпленок. Именно его нам и предстоит воспитывать.
Хотя "нам" - это, пожалуй, громко сказано. Дело в том, что никакого непосредственного влияния на этот персонаж мы с Вами оказать не сможем, он будет подчиняться только своему "названному отцу", буквально ходить за ним по пятам, смотреть ему в рот и стараться перенять у него все привычки, даже манеру "говорить" (Вы бы видели, как смешно смотрится цыпленок, пытающийся ржать по лошадиному, это что-то). Если Ваш Питомец преуспеет в воспитании "подрастающего поколения", то уже вскоре у него появится реальная подмога, способная не только поддерживать экономику верующих народов, но и помогать в выполнении Trials. А в отдаленной перспективе, если наш Питомец зарекомендует себя "примерным отцом", авторы обещают, что судьба подарит ему настоящую особь противоположного пола, для, простите, спаривания и натурального продолжения рода (я сам, к сожалению, пока не настолько преуспел в воспитании "виртуальных детей", так что ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию не могу).
Главное умение, которому помимо вышеописанных испытаний, может обучиться наш подопечный и которое было недоступно в основной части игры - это строительство. Гармонично развив этот навык, Вы сможете получить значительное преимущество при использовании своего Питомца в сетевых баталиях.
Естественно, не забыты авторами и любители поединков. Есть в этом дополнении и бои, причем по мере выполнения Trials список животных, с которыми Вы сможете скрестить кулаки на специальной арене, постоянно расширяется.
К сожалению, не обошлось и без некоторых проблем. Так при установке этого add-on'а на версию игры 1.1 (т.е. с поставленным патчем, который недавно появился в сети), я столкнулся с тем, что и оригинальный B&W, и сам add-on оказались в полностью нерабочем состоянии. Пришлось переустанавливать все заново, что, естественно, меня совсем не обрадовало. К счастью, после переустановки никаких существенных проблем я больше не испытывал, но, как говорится, осадочек все же остался...
Несмотря на это, вердикт по игре у меня сложился вполне однозначный - дополнение получилось оригинальное, заслуживающее всяческого внимания, но ориентированное на профессионалов (т.е. на тех, кто близко и долго знаком с оригинальной версией игры). Покупать его или нет, решать Вам, ну а я, пожалуй, отправляюсь воспитывать вышеописанное "виртуальное потомство" дальше (хотя, конечно, следовало бы уделять гораздо больше внимания совсем другому потомству)...