Батальоны просят огня Ба... знакомые все лица! Matrix Games представляет нам очередной wargame, с набившей оскомину тематикой - вторжение союзных войск на побережье Нормандии 6 июня 1944 года. Тот самый "D-Day" - открытие второго фронта, который только придвинул поближе дату неизбежной кончины уже основательно потрепанного Третьего Рейха.
Как обычно, нам предлагается на выбор всего лишь 5 битв - одна исторически достоверная и 4 - вымышленные. Перед началом сражения вы можете выбрать за какую сторону воевать: за немцев, за англичан, за американцев или же за всех союзников скопом. Понятное дело, что в зависимости от выбранной стороны задачи и тактика разнятся. Ну, например, за союзников необходимо сперва подавить ключевые огневые точки немцев, а, играя за немцев, как раз наоборот - подготовиться к массированной воздушной атаке, заминировать все ключевые дороги, подготовится к обороне морского побережья. У союзных войск есть существенное преимущество в виде авиации, несмотря на ограничения в количестве мощных авиаударов.
В вымышленных сценариях вы, по сути, повторяете все то же самое, что и в историческом, но здесь вам дозволяется немного изменить расклад перед боем. Например, вы можете расставить все войска, включая подкрепления, на стратегической карте по своему усмотрению. Ну, и для всех сценариев можно определить еще час начала битвы, запас топлива для техники и количество амуниции для боевых подразделений.
Сам бой протекает полностью в реальном времени, но при желании его всегда можно поставить на паузу. Никаких шестиугольников здесь тоже нет, похоже, в "Matrix Games" решили от них совсем отказаться, оставив их пока только в классических сериях. Забравшись в экран с опциями, вы можете отрегулировать скорость игры или, к примеру, включить или отключить погодные эффекты (дождь, молнии).
Помимо обычной тактической карты, где вы управляете каждым юнитом (танком, взводом) в отдельности, отдавая приказ о развороте на месте (скажем, для пушек это имеет большое значение), перемещении или атаке какого-либо объекта, есть еще две дополнительные карты. Одна из них - стратегическая, где вы отдаете приказы о переброске целых батальонов, а вторая нужна для управлением резервом. Именно на второй вы руководите передвижениями вспомогательных войск, которые появляются там по прошествии определенного времени. Еще можно отдавать несколько дополнительных приказов. Например, атаковать всем близлежащим юнитам указанный объект, минировать поля, запускать разведывательные дирижабли.
Управление всем этим хозяйством организовано весьма удобно, можно кликать на отдельные юниты или же выделять какую-то группу сразу рамочкой, поэтому приобщиться к новой стратегии от Matrix Games будет не так сложно даже для новичков. Вдобавок при помощи специальных иконок, для пущего удобства, можно включать/отключать на экране изображение деревьев, искореженных останков уничтоженной техники, показатели количества амуниции и топлива у юнитов, контролируемую на текущий момент сторонами территорию и еще целый ряд прочих индикаторов.
Победа в битве определяется исходя из захваченных территорий, причем имеет большое значение, что на тех территориях находится. Так, все поле битвы поделено на несколько тысяч квадратиков, каждый из которых имеет свою "ценность". Например, квадратик с домом, мостом или портом "стоит" 100 ед., с грунтовой дорогой - 20, ну а все остальные оцениваются в 1. Причем таких "копеечных" территорий здесь подавляющее большинство (где-то 60%), а потому за стратегически значимыми объектами ведется настоящая охота.
По части графики на этот раз все выполнено на вполне достойном уровне. Порой даже бывает приятно посмотреть на десятки бомбардировщиков, делающих свое черное дело, кучки кораблей, высаживающих десант на береговую линию противника, сотни боевых подразделений, медленно перемещающихся по карте, несметное число танков, пушек и т.д. и т.п. Все это еще озаряется многочисленными взрывами, копотью от пожаров, вспышками молний. Короче говоря, посмотреть здесь есть на что, в чем вы можете убедиться, взглянув на прилагаемые скриншоты.
Недостатки, как обычно, есть, но особо к ним придираться не буду, поскольку в подобном проекте все это считается в порядке вещей. Ну, во-первых, здесь напрочь отсутствуют брифинги или какие-либо пояснения. Наверное, авторы считают, что все должно быть понятно без слов: вон на этом берегу "наши", а вон на том "враги", которых мы должны мочить, пока они не спрячутся в сортире, а потом замочить и там... Во-вторых, что опять-таки свойственно играм такого рода, наблюдается изрядная нестабильность работы. Что на практике означает регулярные вылеты в систему, которые рано или поздно обязательно произойдут, поэтому сохраняться нужно регулярно. Кстати, предусмотрена игра по сети или Интернету.
В итоге мы получили, наверное, не совсем то, что хотелось бы. Вдумчивый набор сценариев или же солидная кампания сделали бы игру значительно привлекательнее для широких масс трудящихся, переигравших в свое время с удовольствием в тот же Panzer General или Close Combat. Пока же перед нами, скорее, наметки такой игры, с весьма симпатичной для двухмерных wargame'ов графикой, впечатляющей подборкой юнитов, оригинальными идеями и вполне играбельной реализацией.