Ни для кого на Западе (на том самом, на "диком") не является секретом, что во Второй мировой войне победа была достигнута только неимоверными усилиями союзнических войск на фронтах борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. Об этой самоотверженной борьбе пишутся исторические романы, снимаются героические фильмы, а также частенько делаются патетические игры.
И ладно еще, когда в игре нам рассказывают о сверхчеловеческих подвигах всеобщего любимца и родоначальника жанра FPS агента Билли Блазковича (B.J.Blazkowicz), приключения которого иначе как фантастический роман и не воспринимаются. Но вот когда вся эта героика и выдающаяся роль союзников преподносится самым серьезным тоном, не знаю, как Вам, а мне становится несколько грустно.
И, видимо, именно поэтому в целом впечатление от новой игры "Medal of Honor: Allied Assault", которую многие (и я в том числе) давно и с нетерпением ждали, оказались у меня гораздо ниже, чем можно было бы того ожидать, исходя из предварительных анонсов. И хотя игра эта имеет множество неоспоримых достоинств (о которых я Вам непременно расскажу чуть ниже), ляпов и недостатков в ней тоже оказалось предостаточно. А поскольку обрамляется все это сюжетом об "уникальной" военной карьере неизвестного героя Пауэлла, который в одиночку борется с толпами превосходящих сил противника, мы получаем уже отнюдь не тактический shooter (который многим виделся в этой игре), где нужно больше думать, нежели стрелять, а банальный Action, где автомат в руке оказывается гораздо удобнее любого пистолета с глушителем.
Хоть игра и пытается радовать нас разнообразием заданий на миссии и мест, где они проходят, в целом в ней оказывается гораздо больше рутинной и совершенно не запоминающейся пальбы, нежели удачных находок. Большинство игровых уровней оказываются слишком линейными и зажатыми в жесткие рамки нарисованного, почти кукольного окружения. У меня с завидным постоянством возникало дикое ощущение, что все события развиваются в качественно отстроенной, но совершенно искусственной декорации.
Нет, безусловно, не все в игре так грустно, есть и настоящие шедевры, например, миссия, демонстрирующая нам высадку в Нормандии. Я, правда, совершенно не понимаю, каким ветром туда занесло "товарища" Пауэлла, который по задумке командования явно специализируется на секретных операциях, но сама атмосфера передана просто восхитительно. Я еще никогда не чувствовал себя таким уязвимым и незащищенным (вокруг свистят пули, товарищи массово гибнут у тебя на глазах, да и собственная продолжительность жизни без достаточной сноровки не превышает десятка секунд). А если учесть, что этот эпизод еще и полностью слизан по сюжету, целям и скриптованным событиям с фильма "Спасти рядового Райана", то проходить его было просто одно удовольствие, как будто попал прямиком в кино...
Кроме этого, были в игре еще запоминающиеся поединки со снайперами, катание на настоящем танке, разгром вражеского аэродрома очередями из станкового пулемета (установленного на движущемся джипе), бег в противогазе по складам с горчичным газом... но, увы, в целом весь игровой процесс все же вызывает ощущение незатейливости и рутины.
И, пожалуй, больше всего огорчает то, что ни к какому "stealth-режиму" игра вообще в нас не поощряет. Хотя для агента, действующего в тылу, такое поведение должно было бы быть вполне естественным. Кроме, пожалуй, одной миссии, где, переодевшись в военную форму, наш герой проникает на базу подводных лодок (периодически показывая охране свои документы), во всех остальных ситуациях гораздо проще идти напролом, нежели пытаться сделать что-либо скрытно. В боевых операциях, где нам ассистируют "коллеги" (о коих я еще скажу чуть ниже) и бои происходят на открытой местности, это выглядит хоть как-то органично, но при проникновении в охраняемый штаб противника, такая тактика должна была бы сразу подписать нашему агенту смертный приговор. Но этого почему-то не происходит...
"Что же при такой общей разочарованности заставило автора пройти эту игру?" - резонно можете спросить Вы. Пожалуй, тут основную роль сыграл весьма грамотно проработанный AI противников. Именно враги расцвечивают яркими красками кажущиеся порой рутинными операции. Уж чего только не вытворяют эти хитрые "фрицы": прячась за углом, высовывают только руку с автоматом, чтобы дать очередь в узком коридоре; при малейшей опасности занимают положение лежа, да еще норовят перекатываться, дабы снизить вероятность попадания; а уж про то, как они прячутся и поджидают Вас за углами и смешно разбегаются от брошенной гранаты, я даже и упоминать не буду.
Иногда, конечно, возникает ощущение, что компьютер несколько мухлюет, как бы заглядывая в "Ваши карты", но, к счастью, проявляется это не слишком часто. Например, группа немцев прячется от огня Вашей снайперской винтовки за углом ближайшего дома, и они будут сидеть там до тех пор, пока у Вас не кончатся патроны и не начнется перезарядка, а уж в этот момент не преминут атаковать всем скопом (более того, если начать перезарядку с непустой обоймой - эффект будет тот же). Можно, конечно, считать, что все это происходит из-за того, что противники обладают абсолютным слухом, но в это как-то верится с трудом.
К сожалению, насколько хорошим и проработанным смотрится AI противников, настолько же бесполезным оказывается тот же AI в головах Ваших соратников, кои имеют место быть в нескольких миссиях игры. Они обладают просто убийственной (в прямом смысле слова) бравадой, прут буквально напролом и моментально погибают на Ваших изумленных глазах. Если добавить к этому полную невозможность хоть как-то управлять этими бойцами (никакой системы команд, даже примитивной, типа "Стой"/"Иди за мной", не существует в принципе), можете себе представить, насколько они могут быть полезны.
А в довершение ко всему, даже если Ваших коллег по счастливой случайности не убили немцы, то их легко может прикончить игровой скрипт. Да, да, не удивляйтесь, очень во многих миссиях гибель товарищей просто невозможно предотвратить, даже отстрелив всех врагов на уровне... Они погибают просто потому, что так написано авторами в сценарии и, честно говоря, такие "убийства" лично меня чертовски раздражают.
В заключение нашего повествования не могу не сказать несколько лестных слов в адрес моделей оружия. В игре все не слишком многочисленное вооружение имеет реальные прототипы и ведет себя настолько естественно, что не стыдно было бы перенести такую модель поведения в какой-нибудь приличный тактический shooter. Вдобавок отдельной похвалы заслуживают звуки, производимые этими средствами уничтожения, поверьте мне на слово - это настоящая симфония и, пожалуй, более натуральных перестрелок мне еще слышать не доводилось.
Я специально ничего не стал писать в этой статье про графику игры. Хвалить ее мне не очень хочется, так как от движка Q3 можно было бы ожидать и большего (например, в "Return to Castle Wofenstein" графика мне показалась гораздо более приятной). А ругать ее тоже особенно не за что, поскольку и модели удались, и здания местами весьма симпатичные, и... Так что будем считать, что я просто воздержался от оценки и предоставляю Вам возможность оценить этот аспект игры по screenshot'ам в нашей галерее.
В результате вывод таков: если не подходить к этой игре серьезно, а воспринимать ее просто как очередной, почти аркадный shooter, то примерно половину можно пройти буквально на одном дыхании. Дальше становится скучнее, так как никаких особых новаций (в лице противников (памятное явление парашютистов в RtCW), задач или еще чего) нас уже не ожидает. Игра, конечно, делает отчаянный всплеск в последней миссии, которая удалась авторам на славу, но все же цельного впечатления не оставляет. Кажется просто, что нам показали небольшой телесериал о войне, причем с несколько заниженным бюджетом на производство.
Возможно, многие со мной и не согласятся, но лично мне в память врезалось гораздо больше ярких эпизодов и запоминающихся деталей из недавно вышедшего "Return to Castle Wofenstein", нежели из только что пройденного "Medal of Honor". Вообще странно, что их не разнесли подальше во времени, никак не покидало ощущение, что все это где-то уже видел. Дежа вю, однако.