Потерявшийся Quick Save Достойные внимания новинки в стратегическом жанре появляются на удивление редко. И хотя все разработчики наперебой рассказывают нам о том, какая необыкновенная стратегия с доселе невиданной графикой и потрясающими воображение возможностями выходит из-под их пера, в большинстве случаев это оказывается всего лишь рекламным трюком. И поэтому, когда на обложке диска я читаю: "Вооружившись хорошо проработанной историей, мощным трехмерным движком, игра объединяет уникальную систему живых ресурсов с детально проработанной системой боев, что делает ее Стратегией с большой буквы", мне, честно говоря, становится весьма не по себе и кажется, что авторы очередной раз морочат мою уже местами седую голову.
Однако стратегия, с обложки которой я только что процитировал Вам рекламный слоган, и на самом деле заслуживает пристального внимания, хотя и не полностью соответствует вышеозначенной высокопарной фразе. Называется она "Battle Realms" и любезно представлена нашему вниманию компанией "Руссобит-М" (о качестве русского перевода чуть позже).
Итак, давайте разбираться по порядку, предложенному самими авторами, и начнем с "хорошо проработанной истории". Пожалуй, в этой игре ценна даже не столько сама история, сколько общий неповторимый восточный колорит всего происходящего действа. Все, начиная от заставки и меню, продолжаясь в музыке и интерфейсе, и заканчивая анимэ-юнитами (с непропорционально большим оружием и гротескными фигурками) моментально погружает нас в атмосферу, абсолютно непривычную, но тем еще более любопытную и притягательную.
А сама история поведает нам о возвращении в родные края из дальних странствий наследника одного из древних кланов. Который, оказавшись на родной земле после долгих скитаний по чужбине, сразу же начинает восстанавливать утраченный (с его точки зрения) порядок и оказывается втянутым в противоборство четырех воинственных группировок: кланов Змея и Дракона против кланов Лотоса и Волка.
За один из первых двух кланов нам и придется проходить единственную боевую кампанию в игре. Причем выбор клана обставлен в игре действительно весьма оригинально. В первой миссии наш герой становится свидетелем нападения группы вооруженных воинов клана Змея на деревню клана Дракона. Дальше все определяется тем, на чью сторону мы встаем в этом бою: если защитим несчастных крестьян от бандитов - то воевать нам за клан Дракона, а если поможем воинам проучить нерадивых работников (естественно, у каждой из сторон собственная, весьма праведная, мотивация) - то быть нам предводителем клана Змея.
Дальнейший сюжет развивается весьма похоже для обоих кланов, да и глобальная цель у нашего героя все равно остается неизменной (вернуть некий магический предмет, приносящий могущество его роду и наказать противников за своеволие на не принадлежащих им землях). Все бои проходят на одних и тех же картах, но в зависимости от стороны цели (и стартовые позиции) на каждой из карт могут несколько изменяться. Более того, часто игра предлагает нам выбрать порядок, в котором мы будем захватывать или преодолевать вражеские территории. Иногда этот выбор - чистая фикция, но порой определенный порядок прохождения может дать нам дополнительные бонусы в лице новых героев-союзников. Последние, обладая значительным боевым и магическим потенциалом и возможностью постепенно восстанавливать свое здоровье, они могут оказаться незаменимыми в борьбе с превосходящими силами врага.
Дальше на очереди, предложенной авторами, идет "мощный трехмерный движок". И тут мне, пожалуй, нечего добавить. Визуальный ряд игры действительно завораживает, и хотя авторы и не дают нам возможности вращать камеру вокруг собственной оси, такая фиксация ракурса позволила им сосредоточиться на множестве мелких деталей без ущерба для общей производительности игры. Тут Вы встретите и потрясающе реалистичную воду с плавающими в ней рыбками, и лес, в чаще которого снуют зверьки и медленно опадают листья, и поразительных по анимации и разнообразию внешнего вида солдат, и еще много такого, чего просто невозможно описать словами. Игра завораживает с первых же секунд, и оторваться от ее красоты порой бывает крайне тяжело.
Идем дальше и начинаем рассмотрение "уникальной системы живых ресурсов". С этим утверждением положение складывается несколько двоякое. С одной стороны, мы имеем стилизованную под Восток стандартную систему ресурсов - в лице риса и воды, которые необходимы как для строительства зданий (особенно из риса, это, видимо, круто и подвластно только азиатам!), так и для тренировки войск.
С другой стороны, основным ресурсом выступают сами крестьяне, "производство" которых поставлено на поток и не требует от игрока никаких усилий. И этот ресурс, безусловно, является живым и обеспечивает нам как экономическое, так и военное могущество. Кроме того, есть и еще один дополнительный "живой ресурс", делающий многие аспекты тактики этой игры поистине новаторскими. Это ресурс - Лошади.
Представьте себе, что на лоне природы пасется довольно большое число диких коней. Специально обученный крестьянин может их изловить и загнать в подчиненные Вам конюшни. А вот дальше Вам откроется подлинное чудо: с этого момента любого солдата Вы сможете сделать конным (будь то лучник, копейщик или самурай), более того, при потере своего боевого скакуна Ваш боец не погибнет и вполне может оказывать дальнейшее сопротивление в пешем строю. Одним словом, кони и люди - это две независимых боевых силы, грамотное сочетание которых может дать Вам не только преимущества в скорости и дальности, но и обогатить солдат специальными видами атак.
Но и это еще не все новаторства игры. Так совершенно оригинально решена идеология использования воды. Кроме того, что этот ресурс является просто накапливаемым, водой еще можно орошать рисовые поля, для регенерации их ресурсов, да к тому же еще и тушить пожары, которые возникают в Вашем лагере, когда противник начинает использовать зажигательные стрелы и снаряды. Кстати об "огне и воде", если Вы видите, что на всей территории противника идет моросящий дождь, можете смело забыть о своих зажигательных стрелах - они, скорее всего, потухнут еще в полете...
Переходим к производству войск. И здесь все тоже очень необычно с точки зрения канонов жанра. Для производства солдата, нужно направить крестьянина на обучение в соответствующее здание, и спустя непродолжительное время на свет появится лучник, мечник, либо еще какая боевая тварь, в зависимости от типа здания (иногда у крестьян даже пол меняется от усердных тренировок, и на свет появляются Гейши-целительницы). Но это еще полдела, если уже обученного "лучника" послать тренироваться на "копьеносца", то результат не замедлит удивить Вас - на свет появится совершенно новый юнит (в данном примере Воин-Дракон).
Таким образом, экспериментируя с обучением в разных зданиях, Вы при наличии всего трех основных военных построек можете получить 7 (и даже, скажу по секрету, 8) различных боевых единиц и одну целительницу. Кроме того, каждого бойца можно усадить на коня, что дает еще одну степень свободы. А напоследок Вам еще предстоит увлекательная "головоломка" по подбору оптимальных по составу отрядов, т.к. я с уверенностью могу утверждать, что толпа из обученных во всех трех зданиях юнитов далеко не всегда гарантирует Вам удачное боевое решение (к тому же такое войско требует очень значительного времени на подготовку).
Для облегчения нашей задачи по организации тренировки войск авторы изобрели очень удачную систему цепочек обучения. Если "выпускную точку" от одного здания поместить на другое, то последовательное обучение будет происходить на полном автомате: крестьяне, рождаясь в своей хижине, бегут обучаться стрельбе, затем сами бегут обучаться рукопашному бою, затем седлают лошадей и самостоятельно выдвигаются к месту сбора (или боевых действий, если угодно). И это не сказка, а реально работающий механизм.
Отдельного упоминания заслуживает система модернизации наших войск. В игре Battle Realms возможности совершенствования характеристик войск лежат в прямой зависимости от наших боевых успехов. За победы в боях нам начисляются так называемые инь/янь очки (причем, чем дальше от лагеря происходит бой, тем больше очков можно заработать). Именно эти очки мы и сможем тратить на развитие навыков и преумножение магических свойств подопечных войск.
Итак, в заключении нам осталось только разобраться в тезисе о "детально проработанной системе боев". Тут опять у меня сложилось двойственное чувство. С одной стороны, и местность играет свою немаловажную роль, и AI вражеских крестьян совсем недурен (ребята ухитряются возводить резервные лагеря при малейшей угрозе уничтожения основного), и сражения с применением приемов восточных единоборств выглядят очень зрелищно. Однако, с другой стороны, управлять своими подопечными в бою совершенно невозможно, стоит Вашим бойцам сцепиться с противником, как разобраться, что происходит в сложившейся куче-мале, абсолютно нереальная задача. А главное, пауза в игре отсутствует как класс!
И это притом, что у войск есть магические способности, есть герои со своими умениями, но тактической мысли развернуться абсолютно некогда. Конечно, Вы можете навыделять групп из разных родов войск, заучить назубок все клавиатурные shortcut'ы и тогда, возможно, Вам станет доступна некоторая тактическая свобода, но это скорее из области фантастики... В целом же вся тактика игры сводится к подбору неких оптимальных на Ваш взгляд групп и попыткам натравить их на группы противника, с переменным успехом вплоть до нахождения оптимальной для данной миссии комбинации.
На закуску, увы, о грустном, а точнее - несколько обещанных слов о русификации, предоставленной нам компанией "Руссобит-М". К тому, что голоса актеров, озвучивающих русские версии игр, звучат как во второсортной пьесе, мы все уже давно привыкли. Но вот к тому, что в процессе перевода игры в нее вносятся дополнительные "глюки", привыкнуть крайне сложно. Так в русской версии Battle Realms напрочь отвалилась операция Quick Save, которая при сумасшедшем темпе некоторых миссий игры может считаться крайне важной (особенно в свете отсутствия паузы). Естественно, можно сохраняться через меню, но делать это часто весьма утомительное занятие, а делать это редко - смерти подобно.
На мой вопрос об этой досадной ошибке служба поддержки "Руссобит-М" дала весьма любопытный ответ (цитирую): "К сожалению, такая проблема есть, пока это не лечится. Мы уже передали эту проблему разработчикам. Приносим свои извинения". Не очень понятно, о каких разработчиках здесь идет речь, так как эта функция прекрасно работает в оригинальной английской версии игры. Ну да ладно, спасибо хоть извинения принесли, будем теперь ждать патч, что еще нам горемычным остается...
Вывод. Если закрыть глаза на столь странные огрехи русификации, описанная игра однозначно заслуживает внимания всех поклонников стратегического жанра. Да, в ней есть свои недочеты, но новаций, красоты и азарта - гораздо больше. Не знаю пока, чем порадует нас компания Blizzard, выпустив долгожданный Warcraft 3, но для разминки перед этим потенциальным шедевром вполне стоит обратить свой взор в сторону Battle Realms.