Верной дорогой идете, товарищи... Игрушки, созданные, так сказать, "по мотивам", как правило, пользуются куда большим спросом, нежели просто безымянные творения без рода и племени. Наверное, именно поэтому компания Wanadoo, ранее известная как Index, положила в основу своего приключения в стиле Horror сюжеты известного американского писателя-мистика начала прошлого века - Говарда Р. Лавкрафта. Сей славный муж прославился тем, что писал о странных и необычных явлениях, происходивших, казалось бы, в самой обычной жизни. Любимыми его темами были оккультные науки, магия, мистерия, фантастические превращения... Во многих его произведениях, так или иначе, фигурирует "книга мертвых" Некрономикон, написанная, якобы, одной древней расой. Причем сам Лавкрафт как-то сказал, что все его рассказы основаны на вере в то, что среди нас живут другие существа, сосланные сюда в наказание и вынужденные оставаться неопознанными, которые только и ждут момента, чтобы захватить тотальную власть над всем и вся.
Об этом, кстати, и повествует данная игра. Но не будем забегать вперед, а начнем обо всем по порядку. 1927 год, Восточное побережье Соединенных Штатов, небольшой городок Провиденс, что недалеко от Бостона. Между прочим, в этом самом городе родился и провел свою молодость сам Лавкрафт. Итак, вы выступаете в роли Уильяма Стэнтона, который расследует странное поведение своего друга детства Эдгара Уэчерлея. К вашему расследованию вскоре подключается отец Эдгара и местный доктор Эглтон. Постепенно вырисовывающаяся перед вами картина начнет пугать своими кошмарными перспективами. Дело в том, что Эдгар увлекся трудами своего шаманившего предка, преуспевавшего полтора века назад работорговца по имени Грегори Хершелл. Так вот Эдгар продолжил его опыты по вызыванию давно почивших мертвяков и всяких прочих мерзопакостных тварей. Надо сказать, что опыты эти проходили вполне успешно и конечной целью Эдгара, душой которого вскоре и завладел Хершелл, стало открытие порталов в мир древних, из которого бы на Землю высыпали бесконечные полчища кровожадных монстров, и дни всего человечества оказались бы сочтены. Понятное дело, что вам предстоит раскрыть этот коварный заговор и захлопнуть дверку в иные миры в самый последний момент.
Ну, а теперь я хотел бы поведать вам о своих впечатлениях об игре, которые, надо сказать, довольно неоднозначны. С одной стороны все тут вроде бы на месте и сделано вполне добротно, но с другой - эта игра настолько линейна и предсказуема, что на повышенный к себе интерес рассчитывать явно не приходится. А ведь приключение, на то и приключение, чтобы вы сами могли все вокруг исследовать, и, придя к каким-то выводам, продолжать движение вперед, причем зачастую по нескольким отличным направлениям. То есть определенная свобода (или имитация таковой) обязательно должна быть, а иначе вообще теряется весь смысл игры. Здесь же вам не дозволяется сделать даже полшага в сторону от четко прописанной сюжетной линии, а это напрочь отбивает всяческую фантазию и делает из вас некое подобие вагонетки, медленно ползущей к финальному тупику по своим прямым рельсам. Для наглядности могу привести несколько подобных примеров: вы не можете открыть дверь, пока вас не пошлют именно в эту комнату; вы не сможете поговорить с человеком, который сидит перед самым вашим носом, потому что вас об этом еще не попросили; второй раз посмотреть на портрет - ни-ни; вы даже не в состоянии просто забрать лежащую на полке книгу в библиотеке, потому как профессор еще вам на нее не указал. Или еще один дурацкий момент, которые в игре, к сожалению, не редкость - представьте, что вы идете по длинной-предлинной улице и монотонно обстукиваете десяток-другой дверей по сторонам, в надежде хоть кого-нибудь разыскать. Так вот, единственное, что вы услышите в ответ, будет "пшел вон!" или "проваливай отсюда!".
В общем, тоска, надо сказать, зеленее не бывает. Еще можно отметить кардинально отличие второй части игры от первой. В первой вы просто бегаете по городку и собираете сведения о поведении своего дружка и всех необъяснимых странностях и явлениях, которые были замечены в городе ранее. Кстати, как только вы раздобудете карту, перемещение к любому дому станет вообще секундным делом, и вам больше не понадобится этот дурацкий мопед. Понятное дело, что никаких трудностей ее прохождение не вызывает, вам всегда укажут, куда именно надо идти на этот раз, или с какой персоной стоит обмолвиться парой словечек. Не успел я, честно говоря, и глазом-то моргнуть, как на экране загорелась надпись "вставьте второй CD".
Вторая часть лично меня порадовала уже намного больше. Хотя полнейшая прямолинейность и отсюда никуда не девалась, но здесь, в отличие от банального сбора элементарных предметов и пустопорожних разговоров в первой части (ролики, конечно, весьма симпатичные, но ведь мы не кино смотрим), придется основательно пораскинуть мозгами. Практически на каждом экране есть какой-нибудь замороченный паззл, на разгадывание которого может уйти уйма времени. Поэтому необходимо копаться в старых книгах, письмах, записках, чтобы попытаться отгадать зашифрованный код, смешать в нужных пропорциях раствор или даже вызвать с того света нелицеприятной наружности покойничка.
По части графики "Некрономикон" использует уже морально устаревший движок, где перемещение от точки к точке совмещается с возможностью в каждой из них повертеть камерой в разные стороны. Аналогичный подход используется уже довольно давно ("Амерзон", "Египет 2") и заменять его чем-либо производители отчего-то не торопятся. Кстати, похожее оформление было и у недавнего Myst III. Я имею в виду, конечно, не сам стиль, а только перемещение и вращение камерой. Работу же самих художников я бы оценил от силы на "удовлетворительно" - большинство помещений слишком темные, да и городской ландшафт живописным никак не назовешь. Конечно, многочисленные видеоролики пытаются как-то скрасить это досадное упущение, только вместо так всеми жадно ожидаемой мистики и страшных магических обрядов на экране уныло бродят одни "говорящие головы".
Со звуковым сопровождением в игре дела совсем уж плохи. Парочка мелодий, одна из которых проигрывается в тот момент, когда вы открываете Inventory, вот и все "богатство" местного музыкального ряда. Плюс добавьте к этому еще какое-нибудь неказистое завывание ветра во время шастанья по городу или же крики запертого существа в глубоком подземелье. В общем, откровенно слабовато.
Но не будем уж совсем сгущать краски. Может быть, мне игра и показалась немного недоделанной, но все же определенный интерес у поклонников жанра она, я так полагаю, способна вызвать. Да и потом нельзя не признать, что некоторая толика своеобразного обаяния у нее все же нет-нет, да имеется. Да и головоломки под конец в состоянии хоть немного порадовать нас своей неординарностью. Конечно, хитом этой игрушке никогда не стать (даже в самом радужном сне), но поклонники Лавкрафта и фанаты "страшилок" со счастливым концом могут попробовать найти тут что-то интересное и для себя.