Встречают по одежке, провожают по уму Время от времени, наряду с играми от больших контор-производителей в свет выползают и детища таких микроскопических компаний, которые заметить невооруженным глазом практически невозможно. И, тем не менее, порой и этим "недомеркам" удается сделать действительно интересный продукт, о котором, кстати, дальше и пойдет речь. Компанию Bullseye Software основал некто Дональда Хилл-младший еще в 1981 году. Причем в жанре авиасимов компания отметилась не единожды, выпустив до сего дня "Fokker Triplane", "P-51 Mustang", "Dogfight City" и "Flying Circus", причем платформой для базирования сей эскадрильи был выбран Macintosh.
Теперь настала очередь для выхода "SkyFighters 1945" - авиационного симулятора времен Второй мировой, оказавшегося из тех самых, что "встречают по одежке, а провожают по уму". Первое впечатление, производимое игрой, мягко говоря, неважное, так как графика в игре соответствует лучшим образцам... 1997-98 годов. Но уже после первого полета начинаешь ценить и весьма реалистичное поведение самолета в воздухе, и грамотный AI; и как результат - отменнейший геймплей, который захватывает сразу же и надолго, а выпускает из своих цепких лап очень, знаете ли, неохотно.
Если попытаться определить место этого симулятора в череде всех прочих, то я бы поступил так. Для начала надо разделить все летные симуляторы на чисто игровые, где все управление сведено к минимуму, а бесконечная стрельба и красочные взрывы преобладают, и на те, которые действительно являются настоящими симуляторами, в которых простому чайнику от авиации лучше и не соваться. Так вот, SkyFighters 1945 находится гораздо ближе к настоящим симуляторам, чем к игровым, хотя по части полетной модели до лучших образцов жанра ему, конечно, далеко.
Когда вы впервые попадаете в игру, сразу же бросается в глаза нарочито примитивное меню. Правда, его преимущества выявляются очень скоро, поскольку в любой момент игры вы можете всего за пару секунд включить или, наоборот, отключить те или иные параметры, поменять опции, включить повтор своего пилотажа и т.д.
Полетать вы здесь можете на одном из восьми самолетов на выбор. Это американский P-51D, немецкий Messerchmitt Bf-109, японский A6M Zero, английский Spitfire, наш "Як" (без опознавательного номера), Focke Wulf 190, F4U Corsair. В воздухе вы встретите и других представителей летного воинства, в том числе бомбардировщики (Heinkel 111, B-25 Mitchell, Ju-87, B-17), которыми порулить не дадут, но сопровождать или разносить - сколько душе угодно. Из внутреннего убранства в самолете заслуживает внимание только кокпит, который отрисован с достаточной степенью достоверности. Причем в "Яке" все надписи будут на правильном русском, а в японском Zero на правильном (надо думать) японском, то бишь иероглифами. А вот то, что вы увидите еще изнутри кабины, если начнете вращать головой по сторонам, ловя внезапно исчезнувшего из поля зрения противника, напоминает лишь груду неряшливо подогнанных друг к другу полигонов.
Графика снаружи, увы, тоже далека от совершенства. Создатели явно экономили на каждом полигоне в отображении ландшафтов и строений и вырисовывали только самое необходимое вроде авианосцев или посадочных полос, да и те получились, мягко говоря, кое-как. Правда, если не сильно вглядываться, то с высоты птичьего полета, да еще над облаками все выглядит вполне пристойно. Модели самолетов сработаны уже на порядок качественнее, хотя, как я уже говорил, с признанными лидерами в жанре профессиональных авиасимуляторов им тягаться явно не светит. Но все же видно на внешнем виде, как убираются шасси и закрылки, поворачиваются элероны на крыльях и руль поворота за хвостовым килем.
Система повреждений, по большому счету, отсутствует. Не считать же таковым один- единственный индикатор повреждений. На управляемости, кстати, полученные пробоины сказываются не сильно. Не стоит надеяться и на внешние проявления. Хотя нет, вру. Когда подбиваешь вражеского типа, за ним тут же вырастает шлейф дыма, похожий на абсолютно правильный по форме конус.
Но графика графикой, а есть вещи и поважнее. Например, то, как ваша машина слушается рычагов управления и то, как ведут себя ваши противники. Уверяю вас, что спустя непродолжительное время вы уже забудете о том, что лишь недавно сильно плевались и начнете с неподдельным азартом вести затяжные и по-хорошему изматывающие воздушные бои. Кстати, во время особо дальних перелетов можно и увеличить скорость игры.
Управление обычное для авиасимов. Пожалуй, одним из самых трудных моментов является посадка на проплывающий мимо авианосец, ну да не мне вас учить. Конечно, гораздо предпочтительнее рулить самолетом при помощи навороченного джойстика и прочих специальных прибамбасов, чем посредством заедающей в совершенно ненужных местах мышки, но это уже отдельный разговор.
Наиболее отчаянным летунам я бы порекомендовал отключить "Stall Limiter", поскольку при больших углах атаки "Stall" начнет жутко трезвонить и ничего путного выполнить не удастся. Машина вполне реально подвержена "болтанке", а при чересчур усердном заваливании носа к земле может свалиться в штопор. Кстати, если перегрузки будут слишком большими, больше 5G, то у вас тут же потемнеет изображение (типа в глазах, что вполне соответствует действительности), и машина начнет плохо слушаться управления. Правда, как правило, такие состояния не длятся слишком долго.
Еще я бы сразу рекомендовал включить "snapview", поскольку по умолчанию эта опция отключена. Эта такая фича, при которой вы всегда будете возвращаться к виду кокпита "прямо по курсу", после того как отпустите кнопки других видов из кабины. Во время непредсказуемого воздушного боя лишние секунды, уходящие на возврат в этот режим могут стоить вам жизни.
Да, раз уж заговорили о различных видах, то тогда я пройдусь по ним более основательно. С этим делом в данном симе дела обстоят просто замечательно. Судите сами - в игре более двух десятков переключаемых камер. Во-первых, вы можете посмотреть 10 видов собственного самолета (чтобы внезапно невзначай не грохнуться, лучше в этот момент включить автопилот), причем приближая или удаляя изображение. Идем дальше, вы можете переключиться на столько же видов любого другого самолета (в игре их максимум 8). Помимо этого есть еще виды с земли, "живописные" вензеля в воздухе, вид с падающей бомбы (с нескольких ракурсов). Но, конечно, наиболее интересен вид из кабины пилота вражеского самолета. Причем вы не просто тупо пялитесь в приборную панель, а смотрите на все происходящее "глазами" этого самого пилота. То есть вы вместе с ним лихо вращаете головой, следите за резким передвижением других самолетов. Ощущение, скажу я вам, просто непередаваемое. Будто этот пилот и в самом деле "пилот", а не всего лишь кем-то прописанный "бот". В общем, снимаю шляпу.
К сожалению, вооружение в игре откровенно тяготеет к простой аркаде. Нескончаемые пулеметные очереди, падающие бомбы, отличий в стрельбе из различных типов самолетов тоже замечено не было, хотя это, конечно, и неправильно. В общем, как-то простенько.
Миссий в SkyFighters 1945 "всего" 30 штук (включить можно сразу же любую из них) и проходят они на пять больших картах. Причем некоторые вполне реальные вроде Ла-Манша с частью Франции и Англии или Мальты с Сицилией, а некоторые вымышленные. Одни начинаются прямо в воздухе, на других придется стартовать с наземного аэродрома или авианосца. Поначалу идут несколько штук тренировочного типа, а потом попрут и настоящие, боевые. Цели и задания в них самые разнообразные и вам, надо думать, с лихвой хватит: найти и потопить судно, завалить столько-то самолетов, разбомбить мост, атаковать конвой, защитить свое звено бомбардировщиков, следовать за напарником и т.д. и т.п. Ну, а для тех, кому сразу же не терпится поколотить ближнего, предусмотрена возможность включения режима "Dogfight only".
Помимо одиночного режима в игре имеется и мультиплеер, поддерживающий игру по сети или Интернету до восьми человек. Судя по отзывам тех, кому это удалось на себе испытать, все бегает на удивление хорошо.
Ах да, чуть не забыл, при желании вы можете даже сами раскрасить корпус своего самолета, подредактировав для этого прилагающийся картинку-файлик. Ну, например, наклепать побольше звездочек, соорудить звериный оскал на моторе или написать сразу через оба крыла "Петя - эта круто!". Я сам так как-то прикололся, а потом гордо рассекал облака на непонятного цвета самолете, зато с яркими буквами на фюзеляже и под крыльями, недолго от души радуясь сотворенному эффекту, ну, то есть до тех пор, пока какой-то подлец не сбил.
Подытоживая все выше сказанное, хочу еще раз отметить, что игра на самом деле заслуживает внимания и гораздо интереснее, чем это может показаться на первый взгляд. Конечно, если вы во главу угла ставите исключительно графику и навороченный движок, то тогда вам лучше ее даже и не запускать. Но если вам все-таки нравятся игры, играть в которые намного интереснее, чем на них смотреть из-за плеча своего товарища в компьютерном клубе, тогда этот симулятор вам придется по душе. В общем, если бы товарища Дональда Хилла-младшего со всей его игрушечной компанией пригласила к себе солидная контора вроде какой-нибудь Microsoft... Раз уж смог сотворить практически из ничего вполне играбельный и достойный внимания всей интересующейся авиа-вопросом публики продукт.