Перед тем как пускаться во все тяжкие по поводу очередной игры, я хотел бы слегка прояснить ситуацию. Дело в том, что Zenfar трудно назвать игрой в привычном понимании этого слова, то есть продуктом, сработанным командой профессионалов и выпущенным известным издателем. Скорее, он смахивает на любительский полуфабрикат, сваянный группой фанатиков своего дела на голом энтузиазме и без сколько-нибудь серьезного финансирования. И, тем не менее, авторы осмеливаются ставить свое детище в один ряд с Diablo, Fallout и Baldur's Gate. Как говорится, сам себя не похвалишь, от других хрен дождешься.
Если пытаться сравнивать Zenfar с RPG проектами хоть настоящего, хоть недавнего прошлого, то сравнение будет явно не в пользу первого. Такого примитивизма и дилетантства еще поискать. Зато автор проекта, некто Глен Мартин, уже спешит поделиться со всеми нами очень ценными сведениями на тему "как самому сделать подобную CRPG, даже если вы никогда не занимались программированием". Выводы о творцах Zenfar'а можете сделать сами, но памятный тезис о кухарке, которая может управлять государством, наводит на грустные мысли.
Сюжет в Зенфаре не отличается изысками и наворотами. Как водится, от вас требуется завалить кучу плохих, в данном случае это раса throck'ов, и спасти мир от надвигающегося хаоса. А началось все с того, что эти самые throck'и, разобравшись с магической энергией планеты, разрушили силовые поля, делившие мир на шесть секторов. Одно, правда, пока не то не успели, не то позабыли. В результате повсюду вспыхнули войны, и мирному сосуществованию различных рас был положен конец. Сейчас гадкие throck'и задумали вынести последние ворота и окончательно дестабилизировать ситуацию. И вот здесь появляетесь вы в белом фраке...
Первым делом, после просмотра, мягко говоря, посредственного ролика (ну, что смогли, то смогли), вы попадаете на экран генерации персонажа. Правда, все, чем вы можете здесь оперировать, это выбрать один из пяти представленных классов. В зависимости от этого выбора у персонажа будут меняться его основные характеристики, подразделяющиеся на четыре категории: физические, ментальные, духовные и социальные, и скиллы, которых порядка двух десятков.
Разумеется, сразу надо определиться с типом персонажа, потому как одни хорошо обращаются с оружием, но абсолютно неспособны к магии, другие же совсем наоборот. Кстати, о магии. Магическая энергия в Zenfar'е делится на два типа: Flux и Essence. Первая является энергией, идущей изнутри самих бойцов, и проявляется в виде разрушающих и защитных заклинаний. Вторая, essence, использует энергию, идущую от поверхности планеты и специализируется на лечении, первой помощи, обездвиживании противника и т.д.
Во время странствования по Zenfar'у вы встречаете множество NPC, с каждым из которых можно о чем-нибудь поболтать. Как правило, разговор состоит из трех-пяти ключевых фраз, которые будут повторяться снова и снова при каждом новом разговоре с данным субъектом. Иногда вам поручают выполнение квестов, большинство из которых сводится лишь к банальному убийству указанной персоны. Хотя попадаются и такие, где надо кому-то что-то отдать или с кем-то переговорить.
По части монстрятника фантазия у авторов немного оживилась и явила миру непонятный суповой набор из живых существ из камня, ходячих кристаллов, воинствующих амазонок, биомеханических роботов, лесных троллей и всякой прочей дребедени. Может быть, все это звучит и вполне достойно, только, к сожалению, на визуальное отображение всего этого зоопарка без страдальческой ухмылки смотреть невозможно. Тут вам и воинствующие амазонки в доспехах, и металлический робот с розовощекой головой младенца, и снеговик, раскрашенный под елочную гирлянду... Понятное дело, что "задники" в этом плане подстать монстрам: абсолютно безвкусный ландшафт из режущих глаз кислотных оттенков оживлен лишь парочкой камушков или кустиков, за которыми прячутся тормозные твари; внутри зданий все ограничивается одним или двумя дюже навороченными техническими устройствами. Кстати, если вы захотите ими воспользоваться, то у вас должен быть хорошо развит соответствующий скилл.
Продолжая критиковать графический движок, хочу сказать, что локации здесь умещаются исключительно в один экранчик, так что о скроллинге говорить не приходится. Переход на новую осуществляется на границе текущей или же в особых порталах. Если честно, я уже и запамятовал, когда же мне встречалось подобное...
Кстати, буйная фантазия разработчиков воплотилась не только в монстрах, но в местной Палате мер и весов. Непонятно на кой, но создатели наделили свой мир собственными единицами измерения роста и веса: амбер и дионд. Один амбер равен примерно десяти дюймам, а один дионд двум фунтам. Уж лучше бы движком занялись, право слово... В качестве же местной валюты, на которую вы можете купить у встречных торговцев оружие и прочие, далеко не бесполезные в быту предметы, выступают денодсы.
Поначалу вы бродите в одиночку, но это продолжается недолго. Уже вскорости к вам присоединятся еще трое. Сразу скажу, все, что касается искусственного интеллекта в этой игрушке, это просто какой-то кошмар. Ваши бойцы не только не умеют самостоятельно принимать какие-либо решения, но и зачастую даже отказываются выполнять и ваши указания. При этом постоянно застревают в других локациях, цепляются за здания, не идут куда направили. Короче, откровенно тормозят и тупят. А когда начинают атаковать противника, то могут вообще размахивать ручонками, стоя к нему спиной, или же воодушевлено постреливать из бластера совсем в другую сторону. Наблюдать за всем этим со стороны весьма тоскливо.
От озвучки Zenfar'а странно было бы ожидать чего-то иного. Редкие музыкальные фрагменты любительского качества будут радовать ваш слух лишь изредка, а в основном приготовьтесь к тому, что придется слушать тишину. NPC'ники разговаривают тоже от случая к случаю, то есть практически никогда.
Понятное дело, что заниматься пользовательским интерфейсом здесь никому и в голову не приходило. Все ограничивается тремя слотами для сохранения, в которые вы даже не сможете записать свое название, и еще двумя опциями - началом новой игры и выходом. Да, нажимать что-то на клавиатуре я вам настоятельно не рекомендую, игра реагирует только на мышь. Единственная кнопочка, на которую была отмечена хоть какая-то реакция, это "Esc" - при ее нажатии игра просто вылетает в "окошки".
Каких-то серьезных выводов я на этот раз делать не буду. И ежу понятно, что если подходить к оценке игры с тех же позиций, что и к серьезным проектам, то тогда все закончится советом выкинуть эту гротескную пародию от недоучившихся программистов куда подальше, либо подарить ее на день рожденья своему самому заклятому другу. Ну, а ежели рассматривать все это, как первый проект небольшой группки энтузиастов, которые, как если верить их лидеру, и программированием-то не факт, что занимались когда-то, то выходит вполне неплохо, очень даже неплохо. В любом случае, даже простенькие RPG последних лет вроде Shattered Light или The Tainted могут чисто расслабиться. Бояться конкуренции со стороны Zenfar'а явно не приходится.
Самое же вкусное я, как и положено, припас напоследок. Правда, кому-то такая новость будет абсолютно по барабану, зато истые Зенфарцы тут же начнут бить сломанными клавиатурами в тамтамы, связанные из выпотрошенных системных блоков и будут плясать у ритуального костра в чреве сдохшего монитора как минимум неделю. Ладно, не буду больше томить - продолжение "культового" Зенфара уже не за горами и его конструирование идет полным ходом. Вот только, судя по уже появившимся скриншотам, он практически ни на йоту не будет отличаться от того, что мы сейчас уже имеем: ни графикой, ни интерфейсом, ни, надо думать, геймплеем. Короче, всем смеяться полчаса (одним от счастья, другим от горя).