В своих ранних версиях эта игра называлась Su-27. С добавлением в версии 2.0 палубной модификации Су-33 название было изменено на Flanker (это, как известно, НАТОвское обозначение Су-27). Теперь, с выходом версии 2.5, уже и это название утрачивает актуальность (хотя оно и сохранено), поскольку добавился третий доступный игроку самолет - МиГ-29К (палубная модификация МиГ-29). Если проект и дальше будет развиваться в том же направлении, то скоро можно будет запутаться в самолетах и их названиях...
Вспоминается, кстати, один реальный случай. Один летчик перегонял на какой-то аэродром Су-26. А надобно заметить для тех, кто не в курсе, что, в отличие от своих более известных могучих "родственников" - штурмовика Су-25 и истребителя Су-27 - Су-26 - это маленький винтомоторный спортивный самолетик. И вот подлетает он к аэродрому и запрашивает посадку. Ему говорят "Посадку разрешаю, только поскорее". Он сел, катит по полосе, ему - "Быстрее, быстрее освобождайте полосу!" Он подкатывает на приличной скорости к рулежке, сворачивает с полосы, докладывает и спрашивает - "А в чем дело, что за спешка-то?" "Да тут сейчас Су-26 садиться будет!"
Вернемся, однако, к нашим Flanker'ам. Сразу скажу, что внешне никаких революционных изменений нет - можно заметить, что движок малость оптимизировали, но в целом версия 2.5 смотрится так же, как и версия 2.0. Что, в общем, вполне логично - когда отличия станут революционными, версию назовут не "второй такой-то", а третьей. Однако и разработчики, и в особенности русификаторы интерпретировали эту мысль слишком уж буквально. Особенно меня убили последние, то бишь русификаторы. Чудовищный глюк русской версии 2.0, где из всей кампании переведена только первая миссия, в нетронутом виде сохраняется и теперь! Похоже, что файл кампании просто скопировали из версии в версию (ну может, пропустили через какой-то конвертер), не удосужившись даже заглянуть в него. Точно так же скопированы и многие отдельные миссии. Появились, правда, новые кампании (две штуки плюс еще одна короткая, "косящая" под отдельную миссию, но на самом деле, как и кампании, состоящая из нескольких фаз), а также новые миссии (в одной из них, например, надо помочь спецназовцам, выкрадывающим из Украины нашедшего там убежище Шамиля Басаева) - но все они остались непереведенными. То есть, насколько я понимаю, никакой русификации версии 2.5 вообще не делалось, была просто тупо скопирована халтура из 2.0 (качество перевода там ужасное, за исключением озвучки тренировочных миссий). Но и разработчики тоже хороши. Так, набор обучающих миссий совершенно игнорирует новые возможности, появившиеся в версии 2.5 и входящие в число ее основных вкусностей - мало того, что вы не можете выбрать МиГ вместо Су (то же, кстати, относится и к режиму, который обычно именуется Quick mission, но здесь назван "аркадой"), так еще и нет миссий, посвященных отработке дозаправки в воздухе и аварийной посадки на брюхо или на дорогу.
Ну что ж, придется в роли инструктора выступить мне. По поводу дозаправки, пожалуй, основной совет - еще на достаточном расстоянии до заправщика (где-то за километр, когда на ИЛС начинают отображаться требуемые скорость и высота) синхронизироваться с ним по высоте (на самом деле надо лететь не на той высоте, которую вам показывают как требуемую, а шестью метрами ниже - ибо заправочная воронка болтается ниже фюзеляжа танкера) и включить стабилизацию по высоте (кнопкой "H"). Крайне желательно, чтобы при этом самолет был оптимально тримирован по вертикали - ну да это вообще никогда не вредно. Скорость, скорее всего, точно выставить не удастся, так что, по крайней мере, добейтесь, чтобы она очень медленно отклонялась от требуемой - и не позволяйте ей отклоняться более чем на 4-5 км/ч в обе стороны. Пожалуй, с клавиатуры такой точности достичь легче, чем с управлением тягой с помощью джойстика; используйте очень короткие нажатия на клавиши. И даже при условии, что высота выставлена правильно и фиксирована, скорость удерживается в допустимых пределах, а заправщик летит прямо, охота за его воронкой (их, кстати, всего три, но еще на подходе надо выбрать какую-нибудь одну) - чрезвычайно непростая задача. Как это делать в боевых условиях, когда курс заправщика не прямой, а у вас топлива в обрез (а иначе зачем дозаправка) - я, честно говоря, просто не представляю. На автопилоте это сделать нельзя. Самое же неприятное то, что в игре отсутствует возможность связаться с заправщиком, так что неясно, как, собственно, организовать с ним встречу. Я делал для тренировки специальную миссию (редактор, разумеется, присутствует и практически не изменился), где мой самолет с самого начала возникал за хвостом заправщика. Но как дозаправляться в ходе кампании - неясно. Разве что садиться на ближайший аэродром, там тоже дозаправляют. Но аэродрома на требуемом расстоянии может и не быть...
С аварийными посадками все проще. В чистом поле реактивные истребители не садятся - это вам не кукурузник и даже не самолет второй мировой, все-таки скорость при касании - 230-250 км/ч, так что даже не пытайтесь. Зато можно сесть на дорогу - тут, в общем, никаких особых сложностей, все как при обычной посадке, только "полоса" заметно уже, чем нормальная ВПП - но зато, как правило, и длиннее (до ближайшего поворота).
Садиться на брюхо можно только на полосу. Прежде, чем это делать, следует сбросить все вооружение (Ctrl+W). Сама процедура посадки тоже вполне стандартна - разве что после касания нет нужды выпускать тормозной парашют и жать колесный тормоз. Ну, может быть, имеет смысл заходить по более пологой глиссаде, чем обычно - но она у самолетов такого класса и при нормальной посадке пологая.
Можете полюбоваться с внешнего вида (F2), как ваш самолет едет на брюхе по полосе, высекая искры и оставляя за собой шлейф пыли и дыма. Имеется, однако, явная недоработка - при таком приземлении должен стоять жуткий визг и скрежет металла по бетону, да и трясти должно изрядно, однако все эти эффекты отсутствуют. Зато теперь хотя бы слышен взрыв попадающей в тебя ракеты (но подобающая при этом встряска все равно не наблюдается).
В целом же физическая модель традиционно радует. Если в версии 2.0 она показалась мне несколько упрощенной, то в нынешней версии все опять в порядке, включая и вибрации, и срыв потока, и прочие тонкости. Сесть мне удалось не с первого раза - пришлось привыкать к правильным параметрам глиссады. Был замечен глюк из серии "перебдели" - самолет в принципе не может двигаться по земле. Т.е. если вы съезжаете с полосы (не на рулежку, разумеется) - он останавливается, как вкопанный, и не двинется с места даже при полной тяге. Еще один глюк из той серии - любое столкновение в воздухе приводит к взрыву обоих самолетов. А ведь это совершенно не верно, подтверждением чему служит недавняя история с американским самолетом-разведчиком, столкнувшимся с китайским истребителем. Надо учитывать относительную скорость самолетов. Если я ткнулся в хвост заправщика, двигаясь всего на 3 км/ч быстрее его, ни к каким катастрофическим последствиям это приводить не должно.
Ну и, кроме того, авторы игры преувеличенно хорошего мнения о наших автопилотах, полагая, что тот же Су-33 может сесть на палубу в автоматическом режиме. Не верьте. Не может. Хочет (в смысле, хотят его конструкторы), но пока не получается. (Впрочем, сия самонадеянность была и в прошлой версии.)
Забавный аспект физической модели - пролетая на бреющем полете, можно рвать провода ЛЭП. При этом слышен звук и летят искры, но вам (и самолету) от этого хуже не становится.
Режимы оружия и радара - традиционно реалистичные, тут, в общем, и не прибавишь ничего. Впрочем, помимо кампании и отдельных миссий, имеется также ранее упомянутый "аркадный" режим, где вы можете, не заморачиваясь маршрутами и брифингами, выбрать себе какой-нибудь один тип (самолеты, наземные объекты, РЛС, корабли) и вид целей и по-быстрому поохотиться в случайно выбранном районе и в случайное время суток. "Аркадный" я ставлю в кавычки, поскольку в нем можно летать и в условиях полного реализма. Но можно и выставить опциональные аркадные поблажки - бессмертность, бесконечный боезапас и аркадный радар, знакомый нам по многим симуляторам современных истребителей - это когда все цели сразу видны на экране, их не надо специально искать и захватывать, достаточно лишь переключаться между ними, и тут же отображаются ракеты, выпущенные вами и противником. Кстати, о вражеских ракетах. В реальном режиме они, как вы понимаете, по радару не ползают, а дисплей предупреждения об угрозе в стандартном ракурсе не виден (можно, конечно, "повернуть голову", ибо кокпит виртуальный, но делать это мышкой в бою не слишком удобно). По идее, должна быть звуковая индикация угроз, но ее почему-то не слышно.
Разработчики утверждают, что AI стал еще круче. Наверное, они правы, но он и раньше был неплох, поэтому радикальной разницы я не заметил. Но валят действительно на раз, только успевай уворачиваться и отстреливать ловушки. А вот явное нововведение: корабли научились воевать друг с другом (кстати, вы теперь можете в редакторе задавать им маршруты). Улучшено также взаимодействие со своими - теперь им можно отдавать достаточно богатый набор команд (их полный список вызывается по клавише ""; кстати, эти команды тоже остались непереведенными). Но - связываться таким образом можно лишь с собственным звеном (с любым из самолетов или со всеми). А хотелось бы еще, по-хорошему, с землей и с заправщиком.
Что касается графики, то, хотя, как я ранее отметил, в целом игра смотрится так же, как версия 2.0, изменения к лучшему есть (глюки, впрочем, тоже). Движок уже не страдает жуткими торможениями на большой высоте; впрочем, он серьезно тормозит при наличии большого количества самолетов и вообще динамических объектов, что было бы простительно, если бы эффект не наблюдался даже тогда, когда вы эти объекты не видите. Улучшено отображение взрывов, огня, повреждений и разрушений (хотя до идеала пока еще далеко); корабли тонут плавно. Хорошо смотрятся отражения в стеклах кабины. Местность превосходно смотрится с высоты (и на большом расстоянии), но вблизи рельеф все еще страдает угловатостью (это относится и к горам, и к водоемам). Здания, расположенные на склоне холма, торчат из этого склона (то бишь их фундамент с внешней стороны висит в воздухе).
Весьма неприятная недоработка - некоторые миссии очень долго грузятся, в особенности это относится к новым кампаниям, а дождаться загрузки save'ов в этих кампаниях вообще невозможно (ну, в принципе возможно, если ждать минут 15).
Из глюков, объяснение коих неизвестно, были замечены: повисание - однажды, выпадение в винды - дважды, и еще дважды странный глюк с пропаданием самолета, который, очевидно, проваливался в какое-то параллельное пространство - на внешних видах не было видно его, на внутренних - окружающего мира. Происходило это во время нетривиальных пилотажных фортелей, но разработчиков это не оправдывает.
Ну, а в общем и целом - очередной Flanker, как всегда, достоин внимания любителей реалистичных авиасимуляторов.