Если внимательно последить за развитием игровой индустрии, то с каждым годом все отчетливей становится видна закономерность плавного перехода популярных лэйблов из категории жанровых определений в разряд полноценных вселенных. Если раньше пальма первенства среди звездно-космических вселенных безраздельно принадлежала "Star Wars", то сейчас с ней активно конкурирует "Star Trek", под чьей маркой выходит все больше интересных и качественных игр. Но, похоже, вскоре и еще один лейбл вступит в бескомпромиссную борьбу с корифеями за превосходство в космосе, и имя ему "X-COM".
Исстари это известное игрокам со стажем название однозначно ассоциировалось с качественными стратегическими играми, но сначала на наш суд был представлен X-COM Interceptor, представлявший жанр космических симуляторов, сегодня мы препарируем X-COM Enforcer, представителя Action/Arcade, и уже не за горами выход X-COM Alliance, заявленного в жанре Tactical Action. Что же касается X-COM Enforcer, то жанровая принадлежность подразумевает непомерную крутизну главного персонажа, несметные полчища врагов и, конечно же, разнообразие средств их уничтожения.
Сравнивать эту игру с прародителями бессмысленно, т.к. она похожа на них лишь тем, что во время непрекращающихся боев Вам встретятся уже знакомые по начальным сериям расы пришельцев.
В качестве графического инструмента был избран движок от Unreal Tournament, позволивший создать весьма приятные по архитектуре уровни и насытить игру морем спецэффектов. Воссоздано или придумано заново около двух десятков типов врагов, нескончаемым потоком захлестывающих Вас из недр локальных телепортеров. Противостоящий им герой (робот Enforcer) крут по определению - используемые им 12 видов оружия и 12 PowerUp'ов делают процесс уничтожения чужих занятием весьма увлекательным. Не забыт авторами даже столь важный элемент развития, когда каждый убитый противник оставляет после себя некие бонусные очки, которые можно потратить между боями на совершенствование себя любимого и своего арсенала. И в заключение, 40 разнообразных уровней создают достаточный простор для деятельности и призваны создать у зрителей полную иллюзию эпохальной игры.
Однако ожидаемого чуда так и не происходит. При наличии всех предпосылок, способных сделать игру легкой, увлекательной и интересной, авторы умудрились добавить несколько столь несуразных собственных идей, что свели все ранее заявленные преимущества чуть ли не к нулю.
Начнем по порядку. Уже к 6-му уровню становится очевиден перебор с количеством врагов. Играя на нормальном уровне сложности, постоянно приходится попадать в условия, когда пришельцы наседают на бедного Enforcer'а в таком количестве, что ориентироваться в пространстве становится просто невозможно. Известный прием: "циклический Strafe с постоянно нажатой кнопкой Fire", конечно же, в большинстве случаев спасает положение, но интерес к процессу плавно угасает. Чувствуешь себя уже не спасителем вселенной, а косарем в разгар уборочной страды, и становится абсолютно все равно в кого стрелять и зачем. А это, согласитесь, грустно.
Усугубляется вышеописанная ситуация просто ужасной системой вооружения. Нет, сами по себе виды оружия вопросов не вызывают, и даже претендуют на оригинальность, но вот способ их получения, мягко говоря,... В общем, не нашел я мягкого слова.
Дело в том, что Enforcer может в каждый момент времени нести всего один вид оружия, и все бы было ничего, если бы этот вид можно было выбирать по своему желанию. Ан нет, с поразительной частотой и совершенно случайным образом на Вашем пути будут появляться все изученные на данный момент виды вооружений. И стоит случайно наступить на такой "подарочек", как наш герой, не задумываясь, сменит свою экипировку. Кроме того, патроны отсутствуют в игре как класс, и пополнение боезапаса происходит лишь при удачном подборе вооружения, аналогичного текущему в руках у героя.
Если бы игра протекала в чуть более спокойном ритме, возможно, Вы успели бы сообразить и обежать стороной "коварный бонус", подложенный авторами на пути, но такой возможности в большинстве ситуаций у Вас, увы, не оказывается. Поэтому процесс смены оружия протекает хаотически, контролю почти не поддается и может быть описан примерно следующей зарисовкой: стреляем из Shotgun'а, вжик, стреляем из огнемета, вжик, стреляем из лазера, вжик... и так до состояния полной прострации.
Двигаемся дальше. Следующее удивление, граничащее с негодованием, вызывает отсутствие функции Free Look в вертикальной плоскости. Эта черта, ставшая уже стандартом de facto для всех игр с видом от третьего лица, названа авторами Unsupported (неподдерживаемой) и для ее включения Вам придется почти побывать в роли хакера, подкорректировав руками несколько настроечных файлов игры. Советую Вам проделать это сразу же, т.к. в режиме по умолчанию (с камерой жестко закрепленной по горизонтали за спиной героя) играть просто невозможно: курсор прицела постоянно убегает за верхний край экрана, откуда достать его в разгар боя оказывается достаточно сложно. Уж если авторы оказались такими ярыми противниками Free Look, могли хотя бы область движения курсора ограничить видимой на экране...
Все миссии в игре имеют практически линейный характер, т.е. двигаясь по уровню нашему герою нужно пробежать от одной точки до другой. Однако все происходит в трехмерном мире, а значит, есть шанс, что Вы собьетесь с основной дорожки в поисках Secret-зон или "бонусов". Для помощи в подобных ситуациях авторы предусмотрели специальный голографический курсор-стрелку, которая должна (по их мнению) помогать Вам в поисках основного направления. Но даже эта черта вышла у них криво.
Дело в том, что этот курсор всегда показывает лишь абсолютное направление на некоторый объект (будь то выход или не уничтоженный Вами телепортер), никак не сообразуясь с текущей картой местности (как компас всегда указывает лишь направление на север). В связи с этим помощь от него оказывается весьма относительная, особенно если Вы заблудились в лабиринтах городских улочек, то такое целеуказание может еще больше сбить Вас с толку.
В результате всех этих авторских "новаций" X-COM Enforcer вместо того свежего ветерка, который бы смог вдохнуть новую жизнь в жанр Action/Arcade, оказывается мало играбельной, хоть и весьма симпатичной "повседневкой". Интерес к процессу уничтожения толп пришельцев улетучивается с каждым пройденным уровнем и постепенно исчезает уже к середине игры. Я даже не возьмусь определить целевую аудиторию этой игры, для детей она, по-моему, окажется слишком сложна из-за чрезмерного количества монстров, а для взрослых - чересчур примитивна из-за слабости геймплея. Хотя... может, я и недооцениваю подрастающее поколение.