Военные действия в странах третьего мира продолжаются! Напомню, что результатом разведки боем в Арулько стало триумфальное возвращение в страну справедливого и всеми уважаемого монарха Энрико Чивальдори. Уровень жизни аборигенов пошел в гору, а о тайной полиции и перестрелках народ Арулько успел основательно подзабыть. Казалось бы, чего еще желать маленькой банановой республике. Но оказалось, что довольны были далеко не все: горнодобывающая компания Ricci Mining and Exploration в результате переворота в стране потеряла все свои шахты, а, следовательно, прибыль. Видимо, хорошо этой компании жилось при Дейдранне...
Итак, компания Ricci передислоцировалась на территорию соседней страны Траконы и угрожает Чивальдори ракетными ударами, если шахты не будут возвращены компании. Естественно, Энрико обращается за помощью к нам, перечисляет на наш счет несколько десятков тысяч долларов и, думая, что этого достаточно, ждет хороших новостей.
Пилот вертолета, нанятый Энрико, чтобы доставить команду головорезов в Тракону, оказался тем еще растяпой. Мало того, что он умудрился устроить небольшое крушение, так еще и уселся на бесценный ноутбук, сломав при этом антенну. Отсутствие выхода в Интернет говорит о том, что ни о каком дополнительном найме бойцов и речи быть не может, да и электронные послания от Энрико некоторое время останутся непрочитанными. В общем, приходится обходиться своими силами без малейшей поддержки извне. Противник же ведет себя очень жестко, не в пример мягкотелым отрядам Дейдранны. Поэтому, подходить к процедуре найма перед игрой нужно со всей ответственностью. Для хардкорщиков, проходивших "Агонию власти" парой наемников, могут оказаться сюрпризом 27 супостатов в одном из первых секторов почти в начале игры, которые к тому же, вооружены далеко не хлопушками и не гнушаются метать гранаты и снимать драгоценные хит-поинты наемников длинными очередями.
Нет особого смысла рассказывать о графическом исполнении игры, звуке и интерфейсе, ибо "Цена свободы" реализована на том же движке, что и "Агония власти". Гораздо полезнее будет осветить нюансы геймплея, которые довольно сильно изменились со времени оригинального второго JA.
Тракона - крохотная страна со всех сторон окруженная горными цепями, поэтому такой свободы передвижения, как в "Агонии власти" нет и в помине. Здесь имеет место строгое движение по секторам в заданном направлении, хотя иногда дается и некоторая свобода в этом отношении. В стычке с превосходящими силами противника (двое против двадцати семи, например) помогают два старых боевых товарища - ночь и камуфляжный набор. Также желателен хороший навык меткости у наемников (ИМХО, лучше брать вообще снайперов со значением навыка не ниже 90) и ведение оборонительного боя. Последний означает, что, наткнувшись на противника и отправив его на тот свет парой выстрелов, лучше не соваться дальше, а посидеть тихонько в углу, поджидая врага, привлеченного звуками перестрелки и выбить из него все хит-поинты на стадии перехвата.
Любимый финт ушами снайперов из "Агонии власти", а именно ведение огня с крыш зданий, здесь работает не очень хорошо. Дело в том, что противник стал умнее и, в черте города, предпочитает контролировать ситуацию, тихонько сидя спиной к стене. Чтобы его увидеть, приходится вставать, а торчащий во весь рост на крыше наемник - это потенциальный труп.
В бою в черте города помогают те же оборонительные приемы, ведение огня из зданий, темное время суток и прицельные выстрелы в баки с различными огнеопасными веществами. Возможно, вышеизложенное - это не единственная тактика игры, однако, IMHO, самая эффективная. Каждому уважающему себя наемнику необходимо иметь камуфляжный набор, аптечки, устройство ночного видения, усилитель слуха и, естественно, любимый ствол. При наличии этих вещей в инвентаре бойца, ночные сражение проходят, как правило, почти без потерь при соблюдении правильной тактики боя.
Игровые опции "Цены свободы" предусматривают расширенный набор оружия. Думается, любители пострелять из различной экзотики будут этому рады. Типов оружия в игре море. Начиная всеми известными M14, АКСУ и H&K G41 и заканчивая британской Enfield L85A1 и французской FA-MA5. Российское вооружение представлено серией АК, самозарядным карабином Симонова (СКС), снайперской винтовкой Драгунова (СВД) и так называемым "винторезом" - страшной по убойности винтовкой. Тяжелое вооружение представлено более скромно: ПТГ (противотанковый гранатомет), М79 (40-мм гранатомет), 60-мм миномет и пр.
Есть в игре и новые возможности. Это карта укрытия наемника, карта видимости противника и информация о радиусе поражения оружия выбранного бойца. Очень полезные возможности, особенно карта укрытия, включающаяся клавишей Delete. С помощью этой карты можно получить информацию о месте, которое хуже всего простреливается видимыми противниками. Рекомендую не пренебрегать этой возможностью - облегчает бой и избавляет от совершенно ненужных ранений.
Пока Sir-tech занимается доводкой Wizardry 8, а до релиза JA3 как до Альфы Центавра, любителям Squad Simulation не остается ничего другого, как спасти Арулько от новой угрозы. "JA2: Цена свободы" - полноценный продукт, характеризующийся более жестким геймплеем, возросшим AI противника и, как следствие, большей сложностью. Для хардкорщиков игра предоставляет уровень сложности под названием "Железная воля" - на этом уровне сложности нельзя сохраняться во время боя. Могу сказать сразу - это слишком жестоко.