"Я должен был умереть под Ватерлоо, возможно, чуть раньше. Умри я под Москвой, у меня, возможно, была бы репутация величайшего полководца, которого когда-либо знал мир. Я должен был умереть под Ватерлоо..."
Наполеон Бонапарт.
Всем поклонникам детальных исторических баталий можно радостно бить в барабаны и подбрасывать в воздух чепчики. Компания Breakaway Games выпустила так давно ожидаемую многими игру по мотивам одной из самых засветившихся исторических битв. На этот раз игра полностью посвящена всего одной битве, зато какой - последней битве Наполеона Бонапарта, дважды императора всея Франции. Именно под Ватерлоо, что находится в Бельгии, южнее Брюсселя, Наполеон Бонапарт, он же Наполеон I, потерпел свое последнее поражение и затем сослан на остров Святой Елены.
"При наличии отваги можно предпринять все, но не всего можно достигнуть".
Наполеон Бонапарт.
Незадолго до этого Наполеона уже разок разбила коалиция европейских держав, и он вынужден был отречься от престола. Потом его сослали на остров Эльба, где он и томился целый год в ожидании своего второго пришествия во власть. А случилось это потому, что династия Бурбонов, правившая после свержения Наполеона, не смогла выправить тяжелую послевоенную обстановку в стране и вызывала все большее недовольство в народе. В общем, Наполеон с тысячей своих сторонников покинул остров, высадился на юге Франции, провозгласил себя императором (уже в который раз) и сразу же направился прямиком к столице. Народ, уставший от всевластия вернувшихся с Бурбонами аристократов, его приветствовал как победителя, войска сами вливались в стройные ряды его все разрастающейся армии. 20 марта 1815 года Наполеон, не сделав ни единого выстрела, вступил в Париж. Так начались последние "сто дней" правления великого императора.
Европейским державам вновь пришлось объединиться, чтобы вытащить, наконец-то, эту зудящую французскую занозу из тела многострадальной матушки-Европы. Они (Австрия, Россия, Англия и Пруссия), кстати говоря, даже провозгласили Бонапарта "врагом человечества". Дальше стала собираться просто гигантская (планировалось довести войска антинаполеоновской коалиции до одного миллиона человек) по численности армия, которая, не мешкая, выступила к границам Франции. Первыми у французских границ, в Бельгии, оказались англо-голландские войска А. Веллингтона и прусские Г.Л. Блюхера. Наполеон, было, хотел расправиться с ними поодиночке, и даже смог одержать несколько промежуточных побед, но так и не смог помешать их окончательному объединению. Веллингтон, пока оставался в одиночестве и дожидался союзника, даже изрек свое знаменитое: "Night or the Prussians must come". Как известно, сперва пришла ночь, а уже на следующий день, к вечеру, подоспела и прусская армия. 18 июня 1815 года песенка неугомонного императора была спета...
Waterloo: NLB создавался на том же самом движке, что ранее "Gettysburg!" и "Antietam!" Сида Мейера, а посему и каких-то серьезных отличий от вышеупомянутых игр вы здесь не найдете. Конечно, назвать графическое исполнение в "Ватерлоо" вершиной художественного вдохновения у меня язык не повернется, но в подобных играх во главу угла ставится не столь краски, сколько достоверность, точность и строгое следование реальным историческим фактам. А все это здесь присутствует, причем в избытке. С другой же стороны, движок, видимо, пока никто не собирается менять, поскольку он и раньше вполне удовлетворял всем требованиям, необходимым для детального и дотошного отображения батальных исторических побоищ, включающих многие десятки отрядов, пехоту, кавалерию и артиллерию, подробную карту местности, ну и т.д.
Помимо основного игрового раздела, авторы включили сюда более чем детальный информационный раздел, который включает в себя чуть ли не сотню страниц очень убористого текста и позволяет детально разобраться в политической обстановке во Франции того периода, положении на фронте, всех тонкостях самой битвы при Ватерлоо, характеристиках всех боевых подразделений, и еще много чего другого. Одним словом, более детальную историческую справку по этому вопросу вы вряд ли где еще найдете.
"Случай - это единственный законный царь вселенной".
Наполеон Бонапарт.
Сама битва разбита на 30 сценариев (как строго исторических, так и довольно вольно трактуемых), что позволяет разобрать ее, что называется "по кирпичикам" и многократно проигрывать различные этапы боя, постоянно меняя разные параметры. Например, вы можете изменять сложность игры (от полковника до императора, причем хоть во время самого боя), занимать позицию то за французов, то за союзников, ну и менять еще кое-какие установки по мелочи. Конечно, вы можете сыграть здесь и всю битву при Ватерлоо целиком, есть и такой сценарий, но мне почему-то думается, что опытные wargame'еры оставят такой сладкий кусок на десерт.
Для победы вам нужно, как и раньше, захватывать различные населенные пункты, зарабатывая при этом очки (victory points). Причем прямо во время боя вы можете посмотреть, сколько очков на данный момент на счету у каждой из сторон.
Для новичков предусмотрены 6 тренировочных сценариев, которые позволят им полностью разобраться со всеми основными игровыми аспектами. Да и стратегам со стажем тоже будет не лишним вспомнить былое, одновременно открывая для себя что-то новое, например, операции, включающие в себя атаку или защиту зданий.
"Каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл".
Наполеон Бонапарт.
Как и раньше, все управление боевыми единицами на поле боя происходит полностью в реальном времени. Причем вы можете многократно увеличивать скорость игры, если вас не устраивает та медлительность, с которой отряды перемещаются по карте. Однако именно эта кажущаяся "медлительность" гораздо в большей степени соответствует реалиям сражения и позволяет оценить ситуацию и возможности, существовавшие у обеих сторон в тот злополучный для кого-то (не будем тыкать пальцем) день. Кстати, всегда есть возможность поставить игру на паузу и уже без спешки раздавать указания всем своим юнитам. AI у них все такой же, то есть немного соображать они умеют (отступить при сильных потерях, атаковать внезапно появившееся подкрепление неприятеля...), но в большинстве случаев каждый отряд придется "за ручку" отводить в назначенное место или указывать цель для атаки.
Звуковое оформление выдержано примерно в тех же самых тонах, что и прошлые игры. То есть во время боя вы будете слушать канонаду из пушек, лошадиное ржание, скрип разворачивающихся повозок, ружейные и пушечные залпы и т.д. В заключение хочу добавить, что для особо творческих личностей, увлекающихся рубрикой "сделай сам", в игру включен редактор сценариев, который позволит вам создавать свои собственные битвы. Ну, и напоследок еще пару слов по поводу мультиплеера: игра поддерживает играть до восьми человек по сети или Интернету.
В итоге поклонники столь редко нынче радующего своими новинками жанра получили еще одну стоящую игру, которая позволит им оценить все "прелести" незавидного положения Наполеона в тот ужасно дождливый летний день. Может быть, вам повезет несколько больше, и вы сможете все-таки показать Веллингтону с Блюхером, где собака порылась. Кто знает, кто знает...