Появление все новых мутаций жанров и направлений вынуждает разработчиков отчаянно метаться в поисках формулы идеальной игры. Некоторым удается найти нечто подобное, другие же так и остаются непонятыми подавляющим большинством геймеров. Если же обратиться к нашему сегодняшнему объекту исследований, real-time'овой стратегии с элементами action, Hostile Waters, то, на мой взгляд, разработчикам из Rage все же удалось найти тот самый рецепт, в котором удачно сочетаются целый ряд элементов: интересный и лихо закрученный сюжет, вдумчивая трехмерная стратегия и убойное, непрерывное действие, удобное управление, потрясающая графика и не менее впечатляющий звук. Одним словом, перед нами самый что ни на есть хит, прошу любить и жаловать.
Темные силы их злобно гнетут.
Сюжет отправляет нас в недалекое будущее, а именно в 2042 год. На Земле уже двадцать лет как закончилась война, люди живут себе припеваючи в мире и спокойствии, но... темные силы, понятное дело, не дремлют. Они создают тайную организацию под названием Cabal и развивают бурную антинародную деятельность на группке мелких островков в Тихом океане. Для борьбы с коварными злопыхателями принимается решение реанимировать позаброшенный военный проект - суперкорабль Antaeus, который был заморожен после войны, и сейчас на свете осталось только два таких корабля. Один из них "оживить" так и не удалось, поэтому вы являетесь капитаном единственного "оружия возмездия", на плечи которого возложена благородная миссия по спасению всего человечества.
Кстати, вам предстоит сражаться не только с силами Cabal'а, под самый занавес преступный синдикат сам обратится к вам(!) с нижайшей просьбой о помощи. Дело все в том, что опыты с пришельцами, которых они учили строить заводы и фабрики, приспосабливаться к земным условиям, закончились весьма удручающе. Чертовы алиены стали настолько разумными, что стали уничтожать всех и вся на своем пути, и остановить их уже никто не мог. В общем, если не вы, то покроется скоро Земля новой "чумой" инопланетного происхождения с кончиков ушей до самых пят...
Мы не люди, мы только притворяемся.
Конечно, самой оригинальным фишкой в этой игре является ваш корабль-база Antaeus. С его помощью вы можете создавать и модернизировать свою боевую технику, собирать ресурсы в виде остающегося на поле боя металлолома. В качестве пилотов всех ваших юнитов выступают так называемые "soulcatcher'ы" - компьютерные чипы, на которых записаны некогда реально существовавшие люди со всеми своими навыками, повадками и характерными особенностями. Каждый из них специализировался в свое время на управлении определенным видом техники, поэтому если вы вдруг захотите запихнуть танкиста в вертолет, то он будет при этом грязно ругаться и доказывать вам, что вы поступаете крайне неправильно. Во время боев ваши подопечные тоже постоянно выплескивают в эфир свои накалившиеся эмоции. Причем зачастую их речь изобилует далеко не литературными выражениями ("Ha-ha, fuck you!... Ransom here!"). Зато ощущения от такого боя остаются самыми запоминающимися, будто вас и в самом деле постоянно окружает команда преданных, но абсолютно безбашенных сорвиголов.
Ежели случится такая неприятность, как гибель очередного танка, вы всегда сможете склепать новый и посадить в него только что убиенного бойца. Вот это находка, вот это и называется гуманным подходом. Ни тебе рек крови и моря трупов, ни скупых похоронок и траурных погребальных процессий. Снимаю шляпу.
Правда, наштамповать сколько хочется танков здесь не получиться, все миссии рассчитаны таким образом, что управляться придется с весьма ограниченным количеством техники. Потому что у вас или закончатся чипы (с каждой новой миссией количество доступных soulcatcher'ов прибавляется, но лишь на одну-две штуки, не более), или же ресурсы. Конечно, вы всегда можете построить вертолет или джип вообще без всякого AI, только в таком случае, если вы не будете управлять им лично - он так и будет стоять на земле безжизненной грудой металлолома.
Ресурсы (обломки сгоревшей техники, куски железных вышек, дотов...) здесь собирает специальный такой "харвестер" по фамилии Scarab. Его достаточно перенести при помощи транспортного вертолета в зону большого скопления металлического мусора, и он сам начнет его коллекционировать.
Управление в Hostile Waters осуществляется двумя способами. Первый - стратегический: перед вами располагается большая общая карта (в этот момент игра ставится на паузу), где вы и раздаете приказы каждому из своих юнитов по отдельности: куда ехать, в каком порядке и кого атаковать, куда перевести найденный груз, ну и т.д. Причем помимо основных команд имеются и дополнительные, позволяющие ставить перед техникой более развернутые задачи.
Второй уже гораздо более интересный - вы можете не только наблюдать за поведением своих юнитов со стороны, переключая закрепленные за ними камеры, но и управлять любой своей боевой единицей самостоятельно (это, конечно, не "Battlezone", но заимствование определенных идей налицо). Причем некоторые миссии как раз и рассчитаны на прохождение всего лишь при помощи одной единственной бронемашины. Смотрится это все очень неплохо. Даже несмотря на упрощенное управление и бесконечные патроны, да и вид не из кабины, а от третьего лица, тем не менее, увиденное оставляет самое положительное впечатление.
Если же в особо жаркие моменты боя вы вдруг почувствуете, что уже начинаете понемногу упускать ситуацию из-под контроля, то просто передайте управление своей единицей AI, и вы увидите, на что способны действительно профессиональные военные. Причем они так резво носятся по округе, с ювелирной точностью уничтожая огневые точки противника или атакующее звено вертолетов, что остается только удивляться и поражаться их отменной выучке и боевым навыкам. Противник, кстати говоря, тоже не лаптем щи хлебает. И если с танками особых проблем, как правило, не возникает, то вертолеты научились так ловко уклоняться от ваших очередей, что возиться с ними приходиться весьма основательно.
По окончании миссий статус "людей-карточек" постоянно повышается, им присуждаются очередные звания, навешиваются награды. Одним словом, из миссии в миссию ваш отряд будет прибавлять и расти во всем, что касается ведения боевых действий.
В отличие от вашей системы воспроизводства техники, противник пользуется совсем иной. Поэтому для того чтобы он перестал клепать бесконечное количество танков и самоходок, необходимо сперва пнуть его в самое больное место - нефтяные вышки. После этого рекомендую, для еще большей дезориентации в пространстве, вынести станции слежения и радарные установки. И уже на закуску заняться сильно укрепленными и защищенными со всех сторон базами и заводами.
К сожалению, большим разнообразием техники разработчики нас не побаловали. Всего имеется порядка десятка юнитов. Зато вы можете сами навешивать на свои юниты разнообразные пушки и специальные устройства, вроде невидимости, самовосстановления, дополнительной брони. Потом у вас всегда есть возможность "перековать" ненужную технику и быстренько соорудить что-то более полезное в данный момент. Например, вы увидели, что ваши маневренные джипы не справляются с укрепленными вышками врага - относим их на переработку на корабль и тут же делаем вместо них парочку истребителей или тяжелых бронированных танков.
Счастливым обладателям GeForce'ов посвящается.
Теперь поговорим немного о графике. Пожалуй, немного найдется на сегодняшний день игр, где этому вопросу уделялось бы такое внимание, как в HW. Все настолько красиво и зрелищно, что поначалу вместо участия в сражениях просто летаешь по округе и наслаждаешься местными достопримечательностями. Неутомимо работающая в живописной пальмовой долине цепочка нефтяных вышек, суетящиеся по своим делам мелкие людишки на базах или в заводских двориках, деловито разъезжающие вдоль стен танчики, бороздящие облака вертолеты... А добавьте к этому еще смену дня и ночи, завораживающие взрывы нефтехранилищ или силовых подстанций, разлетающиеся на тысячу кровавых кусков тушки пришельцев, погодные эффекты вроде оглушительной грозы с громом и прожигающими все небо насквозь молниями, и вы поймете, что дизайнеры в HW не зря на свой хлеб масло мазали. Конечно, для того чтобы любоваться всеми этими неземными красотами, вам потребуется не самая слабая "машина", но игра того, можете мне поверить на слово и посмотреть на скриншоты, действительно стоит.
Звук просто превосходный. Причем радуют ухо не только спецэффекты во время самого побоища, но и вдохновенные мелодии.
В заключение я хотел бы отметить, что Hostile Waters - это действительно отменная игра, которая наверняка понравится подавляющему большинству игроков. И графика, и даже сюжет (что бывает, прямо скажем, не часто), и играбельность - все настраивает на самый оптимистический лад. Разве что остается немного посетовать на отсутствие мультиплеера, но и двух десятков имеющихся миссий, которые не проскакиваются кавалерийским наскоком, вам хватит надолго. Причем далеко не всегда все сводиться к банальному уничтожению вражеских сил. Иногда потребуется пробраться в особо охраняемый завод; или, оставаясь незамеченным, исследовать чужую территорию; спасти ученых; или вот, например - в одной миссии сперва придется разыскать и притащить радиационную цистерну, чтобы потом ее взорвать, уничтожив таким образом мощный радар. В общем, остается только похвалить авторов за успешное скрещивание "думающей" стратегии и крутого action'a. Может, именно этого всем нам для полного счастья сейчас как раз и не хватает?