В наше время, когда компьютерные технологии идут в основном по пути усложнения, когда каждая вторая игра лежит на стыке двух жанров, а каждая третья на стыке трех, все труднее встретить новинку, воплощающую одну, доведенную до совершенства идею.
Современные 3D Shooter'ы уже давно не исповедуют идеи "чистого действия" (Pure Action). Каждый новый стремится удивить нас либо закрученным сюжетом, либо повышенным натурализмом, либо еще чем-нибудь в этом роде. Авторы уже давно и основательно забыли истоки, с которых все начиналось, забыли Wolf 3D, забыли DOOM, наконец. А ведь предназначение этих первых игр было просто в Стрельбе (и слово это должно писаться именно с большой буквы).
Только в беспорядочной пальбе по противникам, число коих порой превосходило все допустимые пределы, каждый мог найти незабываемый кайф, получить порцию адреналина и спустить накопившиеся отрицательные эмоции. Эти игры не требовали никакого напряжения головного мозга, все задачи в них сводились к комбинациям "Найди-красный-ключ-от-красной-двери" и убей их всех. Весь успех дела всегда решало лишь развитие мозжечка и спинного мозга. Рефлексы правили бал, и это было здорово.
Безусловно, все время проводить за такими бездумными развлечениями ни в коем случае не стоит. Но иногда очень хочется вспомнить старое время и просто немного Пострелять. К сожалению, вытаскивание из запасника DOOM'а оказывается уже не столь привлекательной идеей, все-таки и графика с тех пор шагнула далеко вперед, да и запустить его под Windows может оказаться не вполне тривиальной задачей. Что же прикажете делать?
До недавнего времени, я знал лишь один ответ на этот сакраментальный вопрос. Заключался он в сражениях по сети с коллегами по работе. Но со временем и эти поединки приедаются и теряют былую привлекательность. Все потенциальные противники уже изучены вдоль и поперек, лидеры определились, а ты так и не смог стать чемпионом. И тогда вновь просыпается огромное желание оказаться самым сильным и самым метким перед лицом огромной толпы порой туповатых монстров.
И вот в "игровой аптечке", наконец, появляется лекарство, способное дать ветеранам возможность вспомнить свою молодость, а новичкам почувствовать себя по настоящему крутыми. На мировую арену борьбы со злом вступает Серьезный Сэм, чтобы как в былые времена спасти мир от нашествия тупых и злобных пришельцев, и дать нам дозу адреналина, смешанную с чувством победы, о котором мы давно мечтали.
Небольшая хорватская компания Croteam умудрилась провести буквально революционный прорыв на рынок компьютерных игр со своей новой разработкой "Serious Sam". Во-первых, игра обладает поистине потрясающим движком, поддерживающим все современные новаторства графической области (о чем однозначно свидетельствуют картинки в галерее). А, во-вторых, она возрождает те самые традиции Pure Action, о которых я только что с такой ностальгией говорил.
Я даже не стану утруждать Вас пересказом сюжета, так как в принципе он здесь не играет никакой роли, и, как обычно, лишь подводит нас к факту борьбы одного супергероя с полчищами злобной нечисти.
Итак, все действие происходит в древнем Египте, куда наш Серьезный Сэм был заброшен для искоренения истоков зла, захлестнувшего Землю в далеком третьем тысячелетии. Причем, египетские пейзажи выполнены авторами с таким завидным натурализмом, так что в перерывах между кровавыми баталиями Вы сможете просто полюбоваться шедеврами древней архитектуры.
По своей сути вся игра состоит из непрекращающихся последовательных поединков с телепортирующимися буквально "ниоткуда" толпами монстров. Стоит Вам выйти на мирно выглядящую площадь, как почти моментально со всех сторон начинается тотальная атака. Самым действенным приемом в такой ситуации является, конечно же, древнейший "Circle Strafe" с беспорядочной стрельбой во всех противников, попадающих в поле зрения. При этом, игра заранее готовит Вас практически к каждой такой битве, ненавязчиво подкидывая к входу в очередное помещение патроны, аптечки или броню. Причем, чем обильнее оказываются найденные Вами дары, тем более кровавая бойня ждет своей очереди за открывающейся дверью.
Соскучиться авторы Вам не дадут ни на секунду. Для этого ими припасено более двух десятков различных монстров, которые хоть и не блещут чудесами искусственного интеллекта, приятно удивят Вас своим количеством, разнообразием размеров и методов атаки. Например, толпа безголовых бомберов-камикадзе, несущихся на Вас с разных сторон с дикими криками, не столько пугает, сколько полностью дезориентирует в пространстве. А чего стоят огромные быки, с которыми можно поиграть в настоящую корриду, стреляя в лоб и быстро отходя с их прямолинейного маршрута.
Одним словом, находок в этом зверинце слишком много, чтобы иметь возможность описать их все в рамках этого обзора. Вот уж где воистину лучше один раз увидеть живьем, уж больно они хороши, просто загляденье!
Кроме рядовых тварей изредка Вас встречают и настоящие Монстры (или Боссы, если выражаться общепринятой терминологией). Поединки с ними заставляют несколько поднапрячься, но удовлетворение от победы сторицей окупает эти затраты. Причем, идеи авторов, касающиеся этих Боссов, иногда просто поражают. Так, в одном месте, в роли глобального врага (со своим индикатором жизни) выступал не многометровый монстр, а сотня или две маленьких кусачих тварей, похожих на лягушек, сыпавшихся на голову бедного героя нескончаемым дождем.
Но, монстры монстрами, но не стоит забывать и о второй важнейшей составляющей таких игр - об оружии. И тут родители Сэма тоже не ударили в грязь лицом. Не пытаясь изобрести велосипед, они предоставили в наше распоряжение арсенал привычных и знакомых каждому с детства средств уничтожения. Револьвер, двустволка, автомат Томпсона, шестиствольный пулемет, ракетница, гранатомет - кому из Вас нужно давать комментарии по поводу этого милого сердцу инвентаря? Все мы давно знаем и любим эти игрушки, а заботливо разложенные авторами патроны, позволяют нам пользоваться ими практически в произвольной композиции.
Единственным оружейным нововведением является огромная древняя пушка, стреляющая стофунтовыми ядрами (возможно, снятая с пиратского фрегата, но не понятно как попавшая в Египет). Не могу сказать, чтобы это оружие было необходимо в игре, но, видимо, полностью избежать соблазна придумать что-нибудь свое авторы все же не смогли.
Двигаемся дальше. Глядя на список возможных режимов игры "Serious Sam", невольно ловишь себя на мысли, что авторы игры пытались угодить буквально всем. Тут и кооперативный режим для борьбы с монстрами целыми рабочими коллективами, и режим Split screen для разборок с друзьями за одним компьютером (совершенно, кстати, не свойственная жанру вещь), и даже возможность играть от третьего лица, для особых ценителей крепких мужских спин. Таким разнообразием подходов вряд ли может похвастаться хоть один из существующих на рынке 3D Shooter'ов.
Что же мы имеем в результате? Тот бесшабашный Action, что полгода назад не слишком удачно пыталась вернуть нам игра "Kiss: Psycho Circus", наконец обрел свое истинное воплощение. Если Вы хотите по-настоящему оттянуться, вспомнить молодость или просто приятно и весело провести пару часов, то ничего лучше "Serious Sam" я Вам сегодня предложить не могу.
Не надо относиться к этой игре слишком серьезно. Несмотря на ее название, она легка для восприятия и предлагает только то, что предлагает. Любые попытки искать в ней что-то большее просто обречены на провал и могут лишь испортить впечатление. Это Pure Action и больше ничего!