Европа в огне Долгое время я не знал, с какой стороны подступиться к обзору игры Europa Universalis. Дело в том, что игра настолько эпохальна и в тоже время детализирована, при этом она сочетает в себе войну, экономику, дипломатию и религию, смешанные, практически, в равных пропорциях. Может быть, начать с некоторых цифр? Пожалуй, я так и сделаю.
Итак, Europa Universalis детально описывает триста лет развития человечества с 1492 по 1792 год. Именно в это время границы мира раздвинулись до Нового Света, а Старый Свет изменил свое лицо, благодаря открытиям в различных областях человеческого знания и действиям сверхдержав того времени, старающихся расширить свои владения. В игре происходят более 200 реальных исторических событий, влияющих на ход игры. Огромная карта мира разделена более чем на 800 провинций, каждая из которых имеет свое название. Мировой океан поделен на пятьсот с лишним территорий. Землю населяют 90 народов, каждый из которых описан предельно достоверно, и каждым из которых можно управлять, чтобы создать свою собственную империю и изменить политическую карту мира.
Игра построена по принципу сценариев, каждый из которых описывает какой-нибудь исторический период (включая Grand Campaign, охватывающий все триста лет). Каждая нация, участвующая в сценарии, имеет свою цель, и не всегда цели соседних государств взаимоисключающи. Так как в сценарии могут участвовать до восьми государств, каждый сценарий можно играть восемь раз, каждый раз рассматривая описываемый конфликт с новой стороны.
Развитие и рост империи происходит за счет присоединения новых территорий. На новых территориях можно построить торговый пост (чтобы получить быстрый доход) или основать колонию (чтобы получить прибыль в дальнейшем, когда колония превратится в полноценную провинцию). И тот, и другой подходы имеют свои плюсы и минусы. Все зависит от текущей ситуации и личных пристрастий игрока.
Деньги, поступающие в бюджет империи, распределяются между несколькими отраслями - исследования наземных и морских вооружений, поддержка стабильности, торговля и инфраструктура. Доля каждого направления может быть в любой момент откорректирована. В конечном итоге все это отражается на общей стабильности империи. Чем выше стабильность, тем больше возможностей по управлению империей открывается перед игроком, чем она ниже, тем более беспомощным он становится.
К сожалению, не часто удается основать колонию на ничейной земле. Очень часто провинции бывают заселены аборигенами или принадлежат соседнему государству. В этом случае все решает армия.
С одной стороны, военная составляющая в Europa Universalis сделана просто (есть всего три вида войск - пехота, кавалерия и артиллерия), с другой стороны успех кампании не всегда напрямую зависит от силы армии. Помимо стабильности, о которой упоминалось выше, на боевой дух солдат, например, влияет религия противника. К сожалению, армии не вечны. Даже не вступая в открытые столкновения с противником, с течением времени размер армии уменьшается. То ли это естественная убыль, связанная с болезнями солдат, то ли это следствие дезертирства. Особенно неприятно терять корабли флотилии, перевозящей армию или посланной на поиски новых континентов.
Но не всегда необходимо собирать огромную армию, чтобы расширить свои владения. Иной раз можно решить все с помощью слов. Этим целям служит дипломатия. Взаимоотношения между главами государств колеблются от открытой ненависти до предложений заключить брачный союз между членами королевских семей. Подарками или оскорблениями можно изменить отношения в ту или иную сторону. Можно добиться объявления войны или превратить соседа в своего вассала.
Europa Universalis во многом похожа на Civilization, такой же масштаб, такая же проработка деталей. Но, в отличие от Civilization, действие в Europa Universalis происходит непрестанно. Поэтому нужно постоянно держать в голове и учитывать при принятии решений массу деталей, начиная от состояния собственной экономики, до положения во всех пограничных государствах. Зато в результате успешных действий под руководством игрока оказывается могущественная империя. Только нужно быть готовым к тому, что игра затянется на долгое время. Ведь покорение мира не терпит суеты.