- Эй, не строй из себя труса! Мне что, целый день тут торчать, тебя уламывать?!
Я тупо переводил взгляд с Геймера на компакт с Bad Mojo, и пытался убедить себя в том, что то, что предлагает мне Геймер - абсолютное безумие, на которое не способен даже полностью выживший из ума кретин.
- Ты уверен, что это безопасно? - в который раз спросил я, сглатывая обильную слюну.
Геймер беспечно махнул рукой.
- Хлопнут - перезагрузишься, - успокоил он меня. - Сэйвься почаще, и будь спок!
"Ага, перезагрузишься!" - подумал я. - "Геймеру хорошо говорить - не его ведь всякие коты да крысы живьем жрать будут... И потом, он - дух, ему то что! А вот я духом не являюсь и, надеюсь, еще не скоро стану..."
- Геймер, ты ручаешься, что...
Геймер смерил меня столь презрительным взглядом, что я поневоле проглотил окончание фразы.
- Ты согласен или нет?
Я затравленно огляделся вокруг. И мысленно вернулся к состоявшемуся час назад разговору с редактором.
"...Bad Mojo от первого лица - каково, а?! Геймер перенесет тебя в игру, и ты, превратившись в таракана, пройдешь всю игру от начала до конца! А потом напишешь обо всем, как это увидел! Это будет потрясающе! Объем продаж выпуска поднимется в два раза!.."
Конечно, не ему ведь ползать в тараканьем обличье...
...Возвращая меня к действительности, с кухни донеслись возня и чертыханье, за которыми последовали хлопки газеты, напоминавшие по звуку взрывающиеся конфетти.
- Совсем обнаглели, проклятые! - по голосу я узнал нашего коммерческого директора. - Тараканы! Никакого житья от них нет, везде лезут! Чтоб им...
Геймер ждал. Надежды на то, что он передумает, не было ни малейшей.
"В конце концов!"
Мысленно перекрестившись и мужественно посмотрев в глаза Геймеру, я выдавил:
- Что ж, я согласен.
- Вот и славно! - обрадовался Геймер, и в ту же секунду мир вокруг меня пришел в движение, и экран монитора поплыл на меня, вырастая до размеров Вселенной.
"И чего я согласился??!!!"
. . .
Уважаемый читатель. Как легко догадаться, если б я не вернулся назад, ты бы не читал эту статью.
Путешествие по миру Bad Mojo было продолжительным и увлекательным, хотя и не лишенным неприятных сюрпризов. Чтобы не загружать тебя чрезмерными подробностями, я расскажу только об основных шагах, которые были предприняты мною и Геймером, чтобы пройти игру.
Однако, кроме того, в Bad Mojo есть множество других загадок и головоломок, огромные игровые пространства и масса видеороликов, которые достойны того, чтобы их посмотреть. Все это, если захочешь, ты исследуешь сам.
С почтением, автор.
BAD MOJO ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Точно пасть фантастического животного, передо мной раскрылся люк, ведущий куда-то в темное чрево трубы. Рядом было еще три трубы, но входы в них были наглухо задраены. Таким образом, выбора у меня не было.
"Где этот предатель Геймер?" - подумал я, шевеля длинными антеннами-усиками, и направился к трубе. "Бросил меня тут одного..."
Застенок
Позади меня - решетка, ведущая назад к четырем люкам. Я нахожусь в комнате хозяина заведения. Вокруг меня - вода, она является непреодолимым препятствием.
Бодро перебирая шестью ножками, я бегу вверх, пока путь мне не перегораживает новый ручеек (из тех, что зовутся реками). Тогда я поворачиваю налево, и вскоре, через пару-другую игровых экранов (для меня это тогда не выглядело как игровые экраны, но тебе, читатель, так будет понятнее), вижу пролегший поверх воды вход в застенок.
Взбежав по этому подобию моста, я оказываюсь на трубе, и вижу перед собой нескольких своих сородичей, - сородичей не по разуму, но по физиологическому строению. Не доходя до них, я пробегаю по значку в виде объятого пламенем глаза (это - мое личное восприятие), и смотрю свой первый видеоролик.
Я бегу по трубе налево. Пробегаю под газовой горелкой, и на следующем экране сбегаю вниз по тоненькому проводку. Едва оказавшись на полу, я слышу Геймера. Его голос звучит внутри моей головы, заставляя усики-антенны вибрировать.
"Три вверх, один направо."
Что ж, так тому и быть. Лавируя между тараканьими ловушками, бегу вверх, и на втором экране встречаю попавшуюся в мышеловку крысу. Произвожу (чисто из любопытства) беглый осмотр несчастного животного, и едва не оказываюсь съеденным, когда пробегаю мимо его рта. Поделом мне за неосмотрительность!
Еще один экран вверх, и по крысиной спине направо - надо не попасть под удар крысиного хвоста, он мелко подрагивает и кажется опасно живым.
Передо мной - паутина, причем обитаемая: навстречу мне появляется паук. Передернувшись от страха, я быстренько сохраняюсь.
Перед паутиной лежит зажженный окурок. Собравшись с духом, я разворачиваю окурок зажженной частью к пауку, и сам становлюсь за окурком. Паук прыгает на меня с весьма очевидными намерениями, но наталкивается на раскаленный кончик окурка и погибает.
Не так уж и сложно! - думаю я.
"Иди в Cockroach Corral," - вещает Геймер.
Так...
Мимо паутины бегу вниз, дальше вниз через крысиный скелет, и вбегаю в Cockroach Corral. Преодолеваю липкие дорожки, переходя по тараканьим трупам. Чтобы преодолеть последнюю дорожку, подтаскиваю хитиновый панцирь к мертвому таракану. Н-да, нелегка тараканья жизнь!
"Вверх."
На выходе из Cockroach Corral - ножка стола (выглядит как колонна). Поднимаюсь по ней.
Комната Хозяина заведения
"По кромке до розетки," - наставляет Геймер.
Очутившись на столе, бегу вверх до конца стола, затем поворачиваю направо, и следую вдоль провода до стенной розетки. Когда я перебегаю через провод, под моей тяжестью он немного сдвигается. По штепселю, не до конца вынутому из розетки, пробегает искра, и включается пылесос.
"Тебе туда", - сообщает Геймер, подразумевая перегороженный пылесосом проход. Как мило.
Перехожу вниз на один экран (если пойти налево, то развевающаяся обложка от пачки скинет меня на пол), и затем бегу налево до края стола. Спускаюсь с поверхности стола по ножке на перекладину, проходящую горизонтально поверхности стола.
Бегу по перекладине, пока не обнаруживаю провод от пылесоса, петлею нависающий над банкой с какой-то мастикой. Карабкаюсь по левой стороне петли, надеясь, что провод просядет под моим весом, и оголенный край попадет в мастику. Уж не знаю, что во мне так много весит (мозги!), но так оно и получается. Шум пылесоса стихает - еще бы, контакты-то замкнуло!
Возвращаюсь назад к розетке, и бегу дальше направо. Там забираюсь на шланг от пылесоса и бегу по нему до тех пор, пока подо мною не оказывается ведро с мусором. Толстый закрученный кабель ведет в ведро, и я бегу по кабелю.
Блуждаю по кабелю, пока не выбираюсь на свет с другой стороны ведра (в целом мой маршрут выглядит так: вниз, направо вдоль дна, наверх).
Я нахожусь на столе с красками (причем, всюду разлито немыслимое количество смертельной для меня краски - никакого уважения к тараканам!).
Теперь куда?
"От дырки до дырки."
Звучит обескураживающе. Ладно! Спускаюсь на один экран вниз, затем пробираюсь по кисточке, и пролезаю в дырку над ручкой кисточки. Пробегаю еще один экран вниз, и выныриваю наружу через другую дырку в столе. Сделано!
"Электрощитки."
Сбегаю еще экран вниз, затем поворачиваю один экран направо, и лезу по заляпанной засохшею краскою палке к щиткам напряжения.
Подбегаю к правому щитку. Передо мной три кнопки; когда я пробегаю по ним, каждый раз вспыхивает электрическая дуга. Вскарабкиваюсь по щитку наверх, и вижу четыре циферблата.
"Семь-Шесть-Пять-Восемь," - говорит Геймер.
Скоро я выясняю, что первый циферблат постоянно указывает на семерку, а значения на следующих трех меняются на единицу, когда я проползаю по находящимся внизу кнопкам. И таким образом, ползая по кнопкам, я вывожу стрелки на циферблатах к значениям 7-6-5-8 (слева направо). Как только я это делаю, левая кнопка обугливается.
"Это сэкономит уйму времени в конце игры," - разъясняет Геймер.
Пройдя направо от испорченного щитка, я путешествую вниз по ручке от швабры. От основания швабры поворачиваю налево, и бегу, пока не наталкиваюсь на некую металлическую конструкцию, которую опознаю как ножку от раскладушки. Следую вдоль ножки вниз, пока мне не удается на нее забраться. Залезаю на раскладушку и бегу по покрывалу, пока не оказываюсь у подушки. Обогнув подушку, натыкаюсь на недоеденную пищу на пластиковой тарелочке; по кромке тарелочки перекочевываю на стоящий рядом с кроватью столик.
На столике стоит допотопный радиоприемник. Взбираюсь на радиоприемник, и проскользаю на его обратную сторону. Забывшись, прошу у пробегающего мимо таракана закурить. Тот, должно быть, посчитав меня за чокнутого, спешит скрыться от меня в механизме радиоприемника, а Геймер хохочет. Непонятно с чего обозлившись на того таракана, устремляюсь за ним следом по серебристому цилиндрическому катоду, и этим включаю радио. Приходит хозяин, танцует под звучащую музыку, затем выключает радио (должно быть, вняв моим молитвам приглушить этот несносный шум).
Опасаясь, что хозяин может передумать и включить радио, чего мои слуховые органы могут не пережить, я скоренько выбираюсь на верх радиоприемника, и нахожу бутылочку с надписью "Doctor Doze". С разбегу врезаюсь в ее донышко, и наружу выкатывается синий шарик - снотворное. Загоняю синий шарик в стоящую рядом с радиоприемником банку с пивом; хозяин выпивает пиво и засыпает на раскладушке.
Я переселяюсь обратно на раскладушку; какое-то время с удовольствием бегаю по лицу спящего хозяина. Затем, учуяв запах табака (ура курению!), спускаюсь с раскладушки на пол, и на полу под раскладушкой (где-то в центре) нахожу коробку с сигарами. Тут звучит победная музыка; блаженно пожевывая кусочек табака, я пробегаю по крышке от коробки в трубу.
Санузел
Первое же, что я выясняю, оказавшись на новом месте, это то, что стены покрашены мокрой краской, и попадание на них не сулит мне ничего хорошего. Залезаю в дырку, и оказываюсь рядом с неким хитрым механизмом. Бегу вперед и вниз. Поворачиваю рычажок (интересно, какой же все-таки у меня вес?). На пол спускается дорожка - бумажное полотенце.
Выбираюсь назад, и двигаюсь вниз, вниз по бумажному полотенцу, пока не оказываюсь на полу.
"Налево и вниз."
Бегу налево до стены, и затем вдоль стены вниз. Какой-то шальной таракан, не разбирая дороги, мчится вперед меня, и я вежливо пропускаю его. Через мгновение из дыры в стене выныривает крысиная морда, хватает недотепу-таракана, втаскивает его внутрь и с хрустом пожирает. Я, даром что в теплом хитиновом панцире, исхожу холодным потом. Все таки, хорошо быть вежливым - ведь, не пропусти я этого таракана вперед..!
- Мне туда? - с ужасом вопрошаю я, имея в виду крысиную нору.
"Туда. Сбрось на нее лезвия," - советует Геймер.
Огибаю крысиную нору по широкой дуге и забираюсь на стену - в этом месте стена не покрашена. Бегу наверх, пока не обнаруживаю себя на раковине. Поворачиваю один экран налево, и следую вверх до зеркала. Зеркало разбито, один из осколков отсутствует, и через дырку я вползаю в настенный шкафчик. Поднимаюсь вверх два экрана, и на третьем нахожу слот с надписью "For Used Razors". Пролезаю в щель - здесь туча использованных бритвенных лезвий. Сталкиваю металлический болт, целый поток лезвий серебряным дождем низвергается вниз, и до меня доносится пронзительный крысиный визг. Попал!
Прежним путем спешу назад к крысиной норе. Хозяин проснулся, он совершает известные манипуляции около писсуара и оставляет после себя тлеющий сигаретный окурок.
Крыса лежит на ложе из лезвий, одно воткнулось ей в шею. Это тебе за моих братьев-тараканов, крошка!
Бегу дальше по норе. Передо мной открывается проход в стене, и я ныряю в него.
На кухне
Я среди труб. Растерявшись от неожиданности (где я?), я слепо метаюсь по трубам в разных направлениях, пока не обнаруживаю выход через вентиляционную решетку (она находится внизу слева). Спускаюсь на пол.
"Через швабру - к плите," - напоминает о своем присутствии Геймер.
Бегу налево. Добежав до плиты (она - первая после холодильника, с задника которого я выбрался), я поднимаюсь наверх - там значок видеоролика.
Посмотрев видеоролик, возвращаюсь на пол, и бегу прежним курсом налево, на противоположный конец кухни, где упираюсь в швабру. Забегаю с другой стороны, чтобы найти сухой проход, и по ручке от швабры вскарабкиваюсь наверх, на кухонную раковину.
Теперь я бегу направо. Лавируя между кусками пищи и лужами крови и жира, я прибегаю к плите, на которую пробираюсь, балансируя по перекинувшемуся на нее кухонному ножу.
На плите я бегу вверх, затем налево, и между двумя кипящими кастрюлями пробегаю к центру плиты. Тут с одной из кастрюль срывается капля варева, и я оказываюсь заперт. Что ж... В крайнем случае перезагружусь.
Толкаю пробку от бутылки, и по ней перебегаю через вал пролившейся пищи. Бегу вниз и пролезаю в дырку. Находясь внутри плиты, бегу вверх на один экран, нахожу крышечку регулятора "Pilot" и поворачиваю ее. Огонь гаснет, и воздух наполняется шипением выходящего наружу газа. Н-да, нашкодил... Ладно, у меня все равно не было иного выхода.
Выбираюсь прежним ходом назад на плиту. От дыры бегу вниз, налево, пробегаю по ручке от плиты и еще на один экран вниз. Пробегаю мимо маленького таракашки, попавшего в западню и оглашающего округу жалобным писком.
Бегу дальше вниз и поворачиваю наверх между ручейками застывшего жира так, чтобы оказаться под таракашкой. Как только я всем корпусом наваливаюсь на опоясывающий таракашку ручеек в самом его узком месте, таракашка вспрыгивает мне на спину. Мало мне того, что себя не знаю, куда девать, так теперь еще и всякую мелочь спасать надобно...
Прежним путем возвращаюсь к дыре на плите. Пробегаю через уже остывшую правую ближнюю горелку и, двигаясь по плите в обход (вверх, налево, вниз), выбираюсь на мост из кухонного ножа.
"К раковине," - наставляет Геймер.
Привычно маневрируя среди пищевых продуктов и их остатков, пробегаю весь путь назад до кухонной раковины. Слышу звук, как будто вращаются турбины. Это в сливной трубе раковины крутятся лезвия, перемалывающие соскальзывающую в трубу пищу.
Пробегаю по чайной ложке, и с нее на конец рукоятки десертного ножа. Нож под объединенным весом меня и таракашки переваливается на рукоятку, ложка соскальзывает в трубу и разламывает перемалыватель. Слышится победная музыка.
Проскальзываю в трубу, и бегу по ней, пока не начинается очередной видеоролик.
Бар
Вверху направо тянется здоровенная синяя рыбина. Если обследовать ее, встретятся два значка, вызывающие видеоролики. Но мне, по словам Геймера, надо не наверх, а вниз - там находится бейсбольная бита, титаническим мостом соединяющая эту половину бара с соседней.
Оказавшись на второй половине бара, я бегу один экран вниз, и затем направо до тех пор, пока дорогу мне не пересекает ручеек пролитого ликера. Сажусь в скорлупку от земляного ореха, предположив, что она может оказаться лодкой. И правда, движимая волшебными силами, она перевозит меня через глубокий поток.
Подбегаю к Bartender's Companion. Двигаю указатель от крайнего левого рецепта к крайне правому. Bartender's Companion показывает рецепт приготовления коктейля Bad Mojo (едва вообразив себе подобный коктейль, я уже чуть не опьянел). Запоминаю рецепт и бегу на первую половину бара: плавание на ореховой скорлупке, пробежка над пропастью по бейсбольной бите - полный джентльменский набор. Очутившись на первой половине, сразу сворачиваю направо, туда, где по стойке "смирно" выстроилась шеренга бутылок со спиртным.
Следуя рецепту, забираюсь поочередно на Grenadine, Curacau, Brandy и Vodka (причем каждый раз добираюсь до самого горлышка). И поздравляю себя с окончанием следующего этапа.
Моя комната
Я сижу на ножке стола. Геймер запрещает лезть вниз, стращая тараканоядной кошкой. Поэтому я лезу наверх.
"Включи вентилятор. Ищи его где повыше."
Я взбираюсь на стол подле настольной полки, и немедленно устремляюсь вверх по ее кромке. Добравшись до верхней части полки, бегу вдоль нее, отыскивая вентилятор.
Вентилятор сломан - у него перерублен один из двух проводков. Я смыкаю проводки, вентилятор включается и по-новому рассортировывает лежащие на столе бумаги. Оставив вентилятор где он есть, я бегу дальше по полке и спускаюсь по другой ее стороне, чтобы посмотреть видеоролик.
Посредине стола громоздится факсовый аппарат. Я заползаю на него и прошмыгиваю по кнопке COPY. Факс выдает длинную распечатку. Я бегу на распечатку, и по ней спускаюсь на стул (или что это такое?). Поблуждав по стулу, обнаруживаю телевизионное управление. Отодвигаю сигарету, чтобы дать сигналу доступ к телевизору, и пробегаю по кнопке POWER. Телевизор демонстрирует очередной видеоролик.
Перемещаюсь на один экран вниз. Взобравшись на спину бабочки (еще одно проявление волшебства, должно быть), совершаю головокружительный полет по комнате, после чего, с отяжелевшим желудком и восторженным настроением, десантируюсь на лабораторный стол. Здесь Роджер Саммс (то бишь я) ставил свои тараканоненавистнические эксперименты.
"От аквариума на пол."
Бегу налево; добравшись до аквариума, не останавливаюсь и пробегаю еще один экран. Вниз идет витая веревка. Бегу по ней, и тут меня накрывает кошачья лапа. Я прощаюсь с жизнью, а где-то на уровне моего подсознания веселится Геймер. Подставил, мешок с костями! - бормочу я в адрес Геймера примерно эти слова. Но, по счастью, кошка, потянув за веревку, опрокидывает аквариум. Аквариум разлетается вдребезги, и кошка, испуганно мяуча, убегает. Про меня она при этом, конечно же, забывает.
С тобой я позже разберусь, - грожу я ухохатывающемуся Геймеру, и пробираюсь по полу между лужами разлившейся воды. Свернуть некуда; вскоре я оказываюсь около злополучного медальона, который сжимает моя рука (та рука, которая человеческая).
Тут следует еще один видеоролик (как я понял, без него нельзя перейти на следующий этап). Я, из любопытства, исследую собственное лицо в луже натекшей из аквариума воды, и бегу назад на лабораторный столик.
"Вытяжка," - говорит Геймер.
На лабораторном столе я бегу направо до стены, затем карабкаюсь по стене вверх до паутины, сворачиваю один экран налево, поднимаюсь на один экран там, где паутина расступается, и просачиваюсь в решетку вытяжки.
Финальный этап
Я снова оказался в точке, где начал свои странствия: среди четырех люков. Сейчас открыты все четыре, но мне надо в тот, который был открыт тогда, в начале игры. Его отличительная черта - слева от него лежит разбитая шестеренка.
"Ты на часах," - сообщает мне посерьезневший Геймер. - "Если ты не выполнишь все заключительные действия вовремя, дом взлетит на воздух, и ты улетишь вместе с ним." Когда это "вовремя", он не уточняет.
Как и в начале игры, позади меня решетка, ведущая назад к четырем люкам. Но теперь водяной поток внизу перегорожен упавшей монетой. Явный намек на то, что я должен по ней перебежать.
Дальше я все делаю так быстро, как только могу. Бегу к коробке с сигарами под раскладушкой (общее направление - налево и вниз), и перемещаюсь в ванную. В ванной, следуя инструкциям Геймера, забираюсь на писсуар, нахожу тлеющий сигаретный окурок (хозяин бросил его вскоре после того, как я устроил крысе Варфоломеевскую ночь) и сталкиваю его на пол. Подталкиваю тлеющий кончик к находящейся рядом бумаге, и что есть духу мчусь назад в свою комнату. Из последних сил добегаю до талисмана (говорила мне мама: займись спортом!)...
И все. Домик сгорел, но все живы. Happy End, все счастливы, и я - самый счастливый. Потому как Геймер вернул меня обратно в человеческий облик, и я нахожусь в родной редакции SBG Magazine.
Послесловие
Редактор довольно потирает руки. Репортаж о моих тараканьих буднях раз десять откорректировали, отрецензировали и еще раз пять откорректировали. Я уже почти научился ходить не на четвереньках, а в полный рост, и не шарахаться в сторону при виде кошек.
Что касается Геймера, то он прочитал мою статью о готовящемся к выходу новом квесте - Zork Nemesis, и хочет забросить меня в него, как только этот квест появится в продаже. Меня это не пугает, потому что в Zork Nemesis герой - человек.
Правда, говорят, главное злодейское существо игры, по имени Nemesis, похищает человеческие души. И потом над ними, то есть над душами, всячески измывается.
В любом случае, будущее покажет, как чего будет. Может, редактор не захочет делать Solution по Zork Nemesis...