Идея иной реальности будоражила умы человеческих созданий, наверное, со времен их жуткой и героической борьбы за собственное скудное существование в темных холодных пещерах в не менее темные времена. Идеи эти, думается, были далеки от совершенства и могли возникать в маленьких и небогатых интеллектом черепах ковыряющего в носу прачеловека лишь в краткие минуты блаженной лени и неподвижности, вызванной необходимостью переварить съеденного накануне мамонта, вспучившего теперь живот до невообразимых размеров. По мере развития человечества идея инобытия также претерпевала существенные изменения, постепенно превращаясь из некоего непонятного мистического предощущения в более детализованные формы. Но идеи все-таки оставались идеями с их практически неотъемлемыми чертами: зыбкостью, размытостью и непоследовательностью существования. Отчетливое восприятие иных миров было уделом лишь слабо понятных вестников и пророков и не более понятных, но гораздо более "близких к народу" сообществ индивидуумов, сошедших с ума в расцвете младых лет.
И вот наступил век двадцатый. Потом он как-то очень резко закончился, но у человечества, если точнее у геймерской его части, возникла невиданная никогда доселе возможность - перейти в иную реальность, не порывая окончательной связи с этой (хотя вопрос спорный). При этом переход осуществлялся не путем зачастую довольно болезненного и пугающего процесса, именуемого смертью, а лишь посредством веселого попискивания модема - этого нового механического друга человека.
Речь, как вы могли понять, пойдет о виртуальных мирах. Конечно, каждая игра представляет собой такой мир, тем более игра мультиплеерная, но такие миры, как правило, исчезают, как только геймер выключает комп, в ряде случаев оставляя после себя лишь маленький трупик в виде сейфовки. Но когда количество игроков, одновременно взаимодействующих в том или ином мире, переваливает за десятки и десятки тысяч (и это только начало), когда мир становится доступным практически для любого человека в любой части света (при условии, конечно, наличия сносного компа, связи и немного лавэ) в любое время (это если сервер не висит), тогда можно сказать, что иная реальность действительно состоялась.
Наиболее распространенным и развившимся до наибольших высот является мир Ultima Online, именуемый Британией и использовавший в качестве трамплина серию блестящих RPG-проектов, поражавших неподготовленного игрока своей продуманностью, а в ряде случаев - вселенской глобальностью и широтой доступных миров. Пытаться рассказать вам все его тонкости - бессмысленное и бесполезное занятие. Все равно, что пытаться объяснить кому бы то ни было, что такое жизнь. Жизнь - это жизнь. Чтобы понять, что это такое, надо просто жить. Никаким иным способом понять это невозможно.
Мир Ultima ожидает ряд серьезных перемен. В скором времени ожидается выход UO: Third Dawn, подготавливающей геймеров к полному графическому перерождению Ультимы. Ведь сейчас, признаться, графика является одной из наиболее слабых, на мой взгляд, стороной UO. Я все понимаю: мир огромен, колоссален и по-другому его пока просто не сделать, так что я ни в коей мере не упрекаю... но для тех, кто видел Балдур, краски UO покажутся лишь призрачным видением теряющего зрение старика.
Хотя UO: Renaissance вышла, прямо скажем, не вчера, я все-таки позволю себе сказать о ней пару слов в ожидании предстоящего Third Dawn. Может, это в некоторой степени позволит приобщить наших геймеров к миру Ультимы, относительно пока немногочисленному в русской его части. Да, как вы понимаете, в UO можно играть только по сети, но, учитывая специфику отечественного компьютерного рынка, а также финансовые возможности рядовых игроков, отчасти обусловившие эту самую специфику, я думаю, не многих заманит возможность выплачивать ежемесячно по десятке-другой баксов за игру на официальных шардах (шард - это типа сервера, но только по-ультимски). Именно эта особенность в относительно недавнем прошлом полностью подавляло всякое появлявшееся желание узнать поближе, что же это все-таки такое, так как никакой другой альтернативы, как мне казалось, не было. Но оказалось, что это, к счастью для меня и к несчастью, видимо, для разработчиков, не так. Не перевелись еще на Руси добры молодцы. Так что если хорошо порыщите, то с десяток бесплатных шардов точно найдете. Я все не проверял, но ultima.com.ru вроде работает нормально. Даже на средней скорости 28-32k, как правило, совсем не тормозит, бегает живенько, лаги нечастые, особенно если учесть, что в моем районе АТСки регулярно барахлят и связь, прямо скажем, оставляет желать лучшего.
Что же в UO:R изменилось по сравнению с просто UO или UO: The Second Age?
Большинство новшеств будет интересно только для игрока, давно подсевшего на Ультиму, но тем не менее. Кстати, практически все нововведения, как уверяют разработчики, пропатчивались к оригинальной UO, начиная с декабря 1999, так что покупать отдельным диском Renaissance не имеет смысла, но это, по-видимому, касается лишь официальных шардов, так что рядовому российскому геймеру совершенно по барабану. Среди наиболее заметных является появление двух новых земель: Felucca и Trammel. Правда, расположены они не на обычной карте и к физическому миру, как я понял, имеют весьма отдаленное отношение. Чтобы попасть в них, нужно раздобыть moonstone - магическая такая фиговина. Проверить механику этого процесса мне не удалось, так как потратить на это пару недель, может быть, и заманчивая перспектива, но только кто мне за net платить будет?
Среди других новшеств: теперь можно иметь только один дом. Кто не в курсе: в Ультиме можно строить себе дом, но разработчики, отчасти с целью вырабатывания наркотической зависимости в игроке, отчасти преследуя цель не захламлять всю территорию давно покинутыми постройками, придумали одну фичу: если вы не посещаете свой дом 9 реальных дней, он разрушается. С прирученными вами животными и того хуже - как правило, их преданности с трудом хватает на сутки, потом поминай, как звали. Такая вот история. Понятно, что чем больше дом построил, чем больше денег и времени в него вложил, тем жальче будет с ним расставаться. А если в отпуск надо?.. Бегайте по пляжу и ищите компьютер с выходом на Канарах, Кавказе, Крыму (или где вы там расслабляетесь). Можно, правда, и отдать ключ от дома (где деньги лежат) хорошему знакомому, но по Интернету откуда узнаешь, хороший он или плохой. Насчет же денег - можете не беспокоиться, это я для красного словца. Все разумные ультимщики крупные суммы наличности с собой не носят, а хранят деньги в банках на специальных счетах.
Бой остался практически прежним, лишь у пары видов оружия появилась пара специальных возможностей типа парализации, но это все мелочи. Куда интереснее дело с монстрами. Теперь они стали поумнее и могут обходить препятствия, подниматься по лестницам и переходить мосты (можете себе представить, какой был AI до этого). Некоторые монстры, владеющие магией, теперь оставляют часть ее для собственных нужд: лечения, телепортации, защиты - а не выбрасывают все свои магические силы на игрока, оставаясь "голыми и беззащитными". Некоторые монстры теперь могут звать на помощь. Но в основном это касается "социальных" монстров типа орков.
Отравленное оружие теперь имеет тенденцию портиться, даже если вы им не пользуетесь. Причем, чем сильнее яд, тем быстрее оно портится. Некоторые изменения произошли и с умениями (скиллами). Их здесь, кстати, не так много, как я ожидал. Основное изменение коснулось рыбной ловли: если раньше для роста умения, достаточно было сидеть на бережку и бросать удочку, то теперь этого мало. Надо искать более глубокие и труднодоступные места: рыбачить с обрыва в грозу с закрытыми глазами, поджав одну ногу и прыгая на другой. Это, правда, всего лишь художественная фантазия, но если все так и дальше пойдет, то она вполне может стать реальной.
Вот по большей части и все изменения. Что готовит нам Third Dawn - увидим в самом ближайшем будущем, а пока можно подразмяться и освоиться. Советовать вам, стоит ли играть или не играть в Ультиму, я не буду. Все зависит от потребностей, свойств и желаний души, а также ряда других фактором, основным из которых является время. UO - не игра, в которую можно зайти, отыграть положенные столько-то часов игрового времени и со спокойной совестью положить пылиться на полку, ожидая продолжения или на худой конец add-on'a. Все дело в том, что UO не может закончиться... Когда со всей ясностью осознаешь этот факт, он несколько обескураживает. Если вы играете в UO, то вы играете в нее, по идее, бесконечно. Так что решение играть или не играть в UO - решение глубоко личное. Ведь это все равно, что завести себе вторую жизнь, пока еще несколько кривую, графически несовершенную, но все-таки жизнь, способную увести от текущих проблем и подарить другие. Решать вам, но если у вас есть МНОГО свободное времени и МНОГО net'a, то грех хотя бы не попробовать. Ведь об этом мечтали еще прачеловеки, переваривая мамонтов. Не обманите их затерявшейся во временах надежды.