Игровой жанр Adventure исстари популярен в среде наших разработчиков. Но, к сожалению, в большинстве случаев игры, выходящие из-под их пера в этом жанре, не выдерживают основных канонов и, как следствие, оказываются практически не играбельными. Как правило, придумав сюжет разной степени интересности и нарисовав красивые картинки, разработчики считают процесс завершенным и выпускают игру в открытое плавание. Но в жанре Adventure есть еще масса нюансов и тонкостей, без которых игра не только навсегда останется ущербной калекой, но и может утерять напрочь все остальные достоинства.
Предлагаю Вам убедиться в правомерности этих слов на совершенно конкретном примере. А точнее на новой игре от фирмы "Сатурн Плюс" под названием "Агент: Особое задание". Эта команда уже второй раз за последние полгода пытается штурмовать российский рынок своими произведениями. Причем первая попытка, с игрой "Приключения поручика Ржевского", на мой взгляд, оказалась, как ни странно, куда более удачной.
Итак, начнем препарировать их новое детище. Как следует из вступления, к графической реализации игры и ее сюжетной линии у меня серьезных претензий не возникло.
Визуально вся игра выполнена в классическом варианте, где на фоне красиво нарисованных пейзажей действуют плоские мультипликационные персонажи. Причем, графика очень похожа на их предыдущее творение ("Ржевского") и заслуживает твердой "четверки с плюсом". Пожалуй, единственным слабым местом стали несколько роликов, которые выглядят весьма посредственно на общем фоне игры.
Сюжет близок к детективному и повествует о приключениях тайного агента Громова, пытающегося распутать внезапную смерть криминального авторитета в уездном городе Н. Иных подробностей приводить не буду, дабы не испортить впечатления тем, кто решиться играть в "Агента" самостоятельно.
Казалось бы, все на месте. Но вот теперь самое время обратить внимание на мелочи, которые на деле оказываются весьма весомыми.
Первое важнейшее правило любого хорошего квеста - логичность и естественность всех действий и событий, происходящих на экране. Увы, практически все приведенные ниже казусы из игры "Агент" скорее говорят о совершенно обратном феномене, а значит, играть Вам придется, не руководствуясь интуицией, а скорее вопреки ей.
Начнем с предметов. Мало того, что в Inventory невозможно посмотреть описания этих милых вещиц, так еще и их использование авторы умудрились заморочить до безобразия. Вот, например, наш герой оказался перед трубой, из которой хлещет вода, причем находится эта труба на довольно большой высоте. В арсенале у нас есть "табурет" и "гаечный ключ". Казалось бы, все просто - сначала используем "табурет", а следом за ним "ключ". Но вот чудо, такой алгоритм совершенно не работает. Оказывается, сначала внутри Inventory нам надо "скомбинировать" эти два практически несовместимых предмета и только потом использовать полученного генетического урода ("табуретоключ") на трубу.
Если Вы думаете, что приведенная выше ситуация - случайность, то спешу Вас разочаровать, такой прием применяется в игре весьма часто. Так, буквально в самом начале, подобным же способом приходится открывать дверь, "скрестив" фомку с охотничьим ножом.
Но на этом нелогичности не заканчиваются и плавно перетекают из предметной области в сюжетную.
Так, уже вскоре после начала игры, наш герой обнаруживает, что ему нужны наличные деньги для покупок в магазине. Ни один диалог с доступными персонажами намека на возможность заработать не дает. Тогда приходится действовать проверенным методом "научного тыка", т.е. перебирать доступные предметы (благо их было не очень много) на всех персонажах. Какого же было мое изумление, когда "использование пистолета на охранника ресторана" привело к тому, что наш Агент умудрился под залог этого оружия выпросить у бравого парня денег взаймы. Честно говоря, даже предположить, что в роли ломбарда в городе Н. выступают ресторанные вышибалы я, уж поверьте, никак не мог.
С персонажами дело в игре вообще обстоит весьма вяло. Мало того, что их контингент крайне незначителен, так еще и эти немногие крайне неразговорчивы. Хорошо, если они на все попытки поговорить хотя бы повторяют пару реплик, чередуя их. Бывают и более клинические случаи.
Так большинство ключевых фигур после произнесения фразы, которая должна натолкнуть Вас на необходимые действия, вовсе замолкает, не реагируя ни на какие попытки общения. Как вам понравится пьяница, который в диалоге намекает, что ему неплохо бы выпить еще (стимулируя Вас к поискам оного напитка), но после этого разговора вообще становится "неактивен" (курсор не изменяет формы) до тех пор, пока Вы не придете к нему с бутылкой. А если я забыл, чего он хочет? Разве сложно, хотя бы последний диалог повторять...
Такая ситуация лично меня сильно удручает, т.к. не только не логична и не стандартна для большинства квестов, но просто ненормальна и для реальной жизни. Причем, кроме моего расстройства, такая скупость героев на слова крайне отрицательно сказывается на "подсказках", которые ненавязчиво должны продвигать Вас по сюжету игры.
Причем, страдает этим "синдромом молчаливости" и сам главный герой. Он готов отпустить колкую реплику по отношению практически любого несущественного предмета интерьера, но зато в нужные моменты стойко молчит, как настоящий агент. Например, находим предмет "лестница". При его "упаковывании" в инвентарь наш герой говорит: "Первое куда я залезу по ней - будет чердак". Отлично, идем к чердачному окну, и смело используем лестницу. Ничего не происходит, и агент наш молчит, как партизан. Оказалось, что до того как приставлять лестницу, нужно было окно разбить кирпичом, но ведь герой мог бы и намекнуть, хоть словечком, что, мол, некуда лезть, мол, закрыто...
Заключительная заморочка, которой встретит Вас "Агент" - это циклические блуждания буквально в "трех соснах". Мест, доступных для посещения, в уездном городе Н. не так уж и много, зато персонажи и предметы появляются в них только в задуманное авторами время. А значит, Вам придется при любой неясной ситуации "обходить дозором" все доступные локации в поисках: не появился ли на них кто-то или что-то.
Вывод из всего вышесказанного, увы, весьма печален. При неплохом сюжете и даже очень хорошей графике играть в "Агент: Особое задание" утомительно. Несоблюдение многих канонических мелочей жанра Adventure привело к тому, что игра, которая вполне могла стать значительным событием, вызывает только вздох горького разочарования и мимолетную мысль: "Эх, опять на пол-оборота не докрутили..."