Умный в гору не пойдет.
Умный в гору поедет. Усевшись играть за новый симулятор внедорожников, я и представить себе не мог, что же меня здесь ожидает. Как быстро выяснилось, игрушка не имеет ничего общего с привычными и знакомыми по десяткам игр гонками, а скорее представляет собой своеобразную вариацию на тему вымирающих ныне соревнований "Кэмел Трофи". Судите сами: во-первых, вы - единственный участник этого мероприятия, во-вторых, время прохождения очередного участка здесь абсолютно никого не колышет. Разработчики даже не потрудились приклеить к экрану соответствующий индикатор. Таким образом вас приглашают принять участие в своеобразном автомобильном adventure, где требуется отыскивать на бескрайней карте контрольные точки, одновременно выказывая недюжее мастерство управления внедорожником в экстремальных условиях.
Итак, для затравки вы можете выбрать себе по вкусу из трех испытаний: "Skill", "Navigation" и "Explore". В первом случае вам разрешается пользоваться картой, и найти контрольные точки (это могут быть вкопанные в землю столбы или кузова машин) в такой ситуации не так уж и сложно. Во втором варианте единственным вашим спутником будет компас. Искать "точки" становится уже намного сложнее. И замыкает шествие первоначальных испытаний третий вид, в котором вам следует найти большее количество точек, чем в предыдущих заданиях. Освоившись с этими тремя видами, вы можете перейти к следующему испытанию - "Discovery". Вообще-то, я не считаю его самым сложным, поскольку ориентиром, ведущим к цели, здесь служат следы от автомобильных шин. Правда, первоначальной трудностью является нахождение этих следов (никаких ориентиров не предусмотрено), но это уже мелочи по сравнению со всем прочим.
На этом ваши мучения не заканчиваются. Следующим будет "Endurance" и в самом конце, по завершении всех предыдущих этапов, вас ждет "Freedom". В этом режиме вы уже вольны самостоятельно выставлять некоторые показатели заезда.
Несмотря на большое количество игровых режимов, хочу отметить, что по большому счету все они похожи друг на друга, и трудности возникают исключительно в ориентировании машины на местности. А вот со второй напастью (вождением навороченных джипов в архисложных условиях) вам придется бороться постоянно. Поначалу я, было, думал, что все ограничится несложной аркадной моделью, благо все предыдущие симуляторы постоянно этим грешили, но оказалось, что именно реальной физике авторы уделили здесь наибольшее внимание. А посему пришлось заново учиться управлению машиной с двумя ведущими мостами в гористой местности. Процесс, прямо скажем, весьма неординарен - для наглядности представьте себя в роли альпиниста, только вместо цепких конечностей у вас четыре колеса, хоть и ведущих. До этой игры я наблюдал за подобным только по телевизору - это когда водитель редко переключается с первой передачи, стараясь передвигаться как можно аккуратнее, буквально по миллиметру объезжая немыслимые валуны, выползая из терпких луж или же взбираясь на почти отвесные горные кручи.
Кстати, в дополнение к этому, мягко говоря, непростому управления авторы приложили еще и целую охапку ущерба, который может получить ваш автомобиль во время своих приключений. Причем, прошу заметить - имеется ввиду не банальная деформация кузова, а поломка всевозможных внутренних деталей и узлов машины. Например, при усиленном "жужжании" на склоне (при попытке его покорения) может заклинить двигатель, при столкновении с деревом разбиться фары и потечь радиатор (когда вся вода вытечет движок, понятно, сам заглохнет). Еще могут ломаться рессоры, оси, топливный бак, коробка передач. Причем с некоторыми поломками вы сможете продолжить заезд, с другими уже никак - машина будет дымиться и вообще перестанет подавать признаки жизни. Конечно, по окончании заезда машину вам починят, но до этого еще придется еще, ох, как помучиться. Между прочим, вы всегда можете выбрать из приличного количества машин, в гараже их навалом. Правда, к сожалению, отличаются они по большей части внешним дизайном, но никак не техническими характеристиками, которые бы реально меняли ее поведение на местности. Такое ощущение, что модель сделали всего для одной машины, а потом просто "шкурки" меняются.
По успешном окончании очередной трассы вам вручат одну из запчастей для вашего автомобиля. Это может быть новая подвеска, сцепление, или что-нибудь из той же области. По возможности и желанию все это можно установить на автомобиль, повышая его ходовые характеристики. Помимо этого, вы еще можете самостоятельно отрегулировать некоторое количество технических показателей (если быть точным - 7): вес и жесткость подвески, автоматическое переключение ведущих мостов, приоритет передач, ну и т.д. Здесь же, кстати, сразу можно посмотреть, как будет теоретически вести себя автомобиль в управлении на различных поверхностях: лед, грязь, камни, песок. И поверьте, совсем не лишним здесь является почти полная перекалибровка машины при смене карты.
Кстати о картах. Поначалу вам будут доступны три карты: гористая, болотистая и снежная, далее набросают еще. Кстати, после прохождения испытания "Skill" в "The Northern Forest" вам дадут такое интересное приспособление, как лебедка. Дальше вы сможете ей пользоваться, чтобы затаскивать машину на гору или вытаскивать ее из трясины (автомобиль тут запросто может увязнуть в болоте по самую крышу и вытащить его оттуда другим способом оочень сложно). Для этого достаточно прицепить один конец троса к дереву и на малом газе двигать вперед.
А теперь мне хотелось бы коснуться графического оформления, которое, на мой взгляд, заслуживает самых наивысших оценок. Причем очень достоверно смоделирована не только сама машина (спустя непродолжительное время она становится буквально заляпанной грязью с ног до головы, ну то есть от бампера до бампера), но и окружающий ее пейзаж: горы, снова горы, опять горы, все время горы и еще иногда - лагерь "домиков на колесах" близ дороги, высокогорный мост через реку, навороченная строительная техника в лесу. Более всего для характеристики всего этого великолепия подойдет такое определение - "любо-дорого посмотреть", "глаза разбегаются", "в зобу дыханье сперло", "верните челюсть на место" (выбрать по вкусу). Скажу даже больше, давненько в автомобильных симуляторах я так не восхищался окружающей обстановкой.
А помогают в этом всевозможные камеры (их тут штук 8-9), из которых только две я нашел абсолютно неудобоваримыми: первая - вид из-под днища (вот, блин, удовольствие - две оси с покрышками наблюдать), вторая - вид капота (по идее это должен был быть вид из кабины, но до него руки не дошли, к тому же если машина едет в гору, то даже видно (из кабины!) переднюю ось и колеса.
В заключение мне хотелось бы сказать, что игра представляет собой наиболее реалистичный симулятор внедорожников, из всех, которые мне приходилось наблюдать. Заметьте, это не попсовые гонки с абсолютно нереальной физикой, а именно максимально приближенное к реальным условиям маневрирование на немыслимых горных кручах. То есть тут почти все сделано по-честному - если нырнул в глубокую лужу, шансов выбраться немного; если полез на чересчур крутой холм, то, скорее всего, с него свалишься. Хорошо, если на все четыре колеса, а не на бампер или крышу. Зато и выполнение заданий, казавшиеся поначалу элементарной задачкой для первоклашек, становятся со временем действительно увлекательным процессом. В общем, "Off-Road 4x4" из тех игрушек, в которых "главное - не победа, а участие". Да и своей исключительной оригинальностью она способна удивить многих, а ведь это в последнее время удается все реже и реже.