18 июня 1815 года близ местечка Ватерлоо сошлись англо-голландские войска под командованием Веллингтона и французская армия под командованием Наполеона Бонапарта. Сражение, решившее судьбу Европы, продолжалось 5 часов. Поначалу Наполеону удалось добиться преимущества, однако прибытие прусской армии кардинально изменило ход битвы, положив в итоге конец периоду Ста дней и в итоге всей наполеоновской эпохе - одной из самых блестящих и кровавых в европейской истории. В битве приняло участие около 190 тысяч человек (заметим, что это не самое большое число за период наполеоновских войн - на Бородинском поле, к примеру, сошлось почти 270 тысяч).
И вот теперь компания Breakaway Games собирается преподнести нам компьютерную версию этого сражения. Любители стратегий, конечно, помнят и другие игры, целиком посвященные одной из великих исторических битв - такие, как Gettysburg! и Antietam! Сида Мейера; и действительно, Waterloo: Napoleon's Last Battle продолжает эту линию и делается на движке Antietam! Решение использовать уже несколько устаревший движок (не обеспечивающий качественных крупных планов и даже не всегда хорошо отображающий рельеф) может выглядеть спорным, но, с другой стороны, подобного рода игры представляют интерес не графическими наворотами, а исторической точностью и масштабностью.
Об этих последних качествах свидетельствует уже хотя бы размер документации - она занимает сотню страниц, включая, конечно, не только правила игры, но и разнообразные исторические сведения. Само собой, в игре воспроизведены все характерные топографические параметры, а также численность каждой из воинских частей. Воспроизведена исторически достоверная униформа - а ее у участвовавших в сражении полков было более 60 видов.
По стилю игры Waterloo: Napoleon's Last Battle весьма напоминает все ту же Antietam!, с некоторыми, впрочем, усовершенствованиями. Играть, как водится, можно за любую из сторон. Побеждает тот, кто первым набирает необходимое число очков; очки присуждаются за занятие определенных территорий и уничтожение войск противника. Юниты могут закрепляться внутри построек, так что по ходу боя вам не раз придется наблюдать сцены осады и штурма. Это, в свою очередь, открывает возможность для новых тактических приемов, таких как захватить здание небольшими силами, забаррикадироваться внутри, спровоцировать врагов на штурм и ударить им в тыл из засады.
Интерфейс управления отдельным юнитом прост и удобен. Но что, однако, в игре неудачно, так это отсутствие возможностей для стратегического управления своими. То бишь, хотя все юниты и обладают достаточным AI, чтобы постоять за себя, не требуя постоянного внимания полководца - однако командовать ими приходится по отдельности (а их, между прочим, порядка сотни), и все это - в режиме реального времени. То есть вместо того, чтобы отдать приказание одному генералу - или даже вовсе препоручить ему инициативу на данном участке фронта - вам приходится лично разбираться с каждой из его частей. Ну не маразм, спросите вы? Маразм, отвечу я. Тем паче, что дело не в слабости AI: судя по действиям противника, AI в игре весьма неплох. Впрочем, до выхода игры еще остается некоторое время, так что есть все-таки шанс, что это будет исправлено.
Помимо исторически достоверной битвы, в игре имеется еще три десятка альтернативных сценариев, а также прилагается редактор, позволяющий вам создавать собственные сражения. Впрочем, даже играя в рамках одного сценария, вы не будете все время сталкиваться с одним и тем же развитием событий, что позволяет проходить игру не один раз.
Многопользовательская игра также поддерживается - до 8 игроков смогут сражаться по локальной сети и Интернету.