Совсем недавно "Акелла" порадовала всех поклонников вольной пиратской жизни, выпустив в целом удачную игрушку "Корсары" (на Западе - Sea Dogs). И вот теперь настала очередь их нового продукта из той же оперы - Age of Sail II. Увы, и на этот раз приходится говорить о том, что далеко не все то, о чем так долго и увлеченно говорили разработчики, совпадает с действительностью. Так, например, не раз подчеркивалось, что русско-турецкая компания будет исключительно в русской версии, а она нашлась и в изданной в Америке. Упоминался некий тренировочный курс, где из сопливого юнги в два счета сделают закаленного морского волка, но, увы, данная версия ничем подобным похвастаться не может. Хватает и прочих недостатков, но, сразу скажем, что от этого игра не становится менее обстоятельной. Нет, на самом деле, подобных по детализации сражений парусников на сегодняшний день просто не существует.
Итак, для начала пройдемся по положительным моментам, кои здесь, бесспорно, превалируют, а уже потом попинаем создателей за просчеты. Начнем с графики. Движок использовался тот же самый, что и для "Корсаров" (Storm), правда, для теперешних нужд его пришлось слегка модифицировать. Дело в том, что раньше ему приходилось вытягивать только с десяток больших кораблей одновременно, теперь же на поле боя могут плавать в одночасье аж шесть десятков(!) кораблей. Причем откровенно поражают возможности масштабирования, это когда вы можете удаляться в поднебесье и оттуда обозревать всю панораму битвы, или же спускаться на грешную воду. В первом случае корабли превращаются в едва заметные галочки, зато управлять большими группами гораздо сподручнее. Во втором - перед вами чинно проплывают громадные посудины, поражая изяществом и достоверностью своих форм. А при самом большом приближении большинство кораблей вообще едва-едва вмещается в экран. Одним словом, в первые минуты все это просто поражает.
Едем дальше. В зависимости от направления ветра у корабля поворачиваются паруса (причем все сразу) и пара флагов, можно даже разглядеть, как на палубе бегают разноцветные точки-матросы. Разработчики уверяют, что они трехмерные, но я, как ни старался, прояснить этот момент так и не смог. Остается поверить им на слово... или не поверить. Во время сражения паруса покрываются настоящими дырками, изображая эффективность работы артиллерии противника, а вот корпуса только меняют свои текстуры на "покалеченные", но, к сожалению, никогда не деформируются по-настоящему. Еще можно отметить, что у кораблей ломаются и падают в воду мачты, а еще все они весьма зрелищно тонут. Причем после этого они не испаряются в небытие, а лишь "зависают" на сравнительно небольшой глубине, тем самым позволяя себя рассмотреть.
Помимо кораблей здесь имеются еще и острова. Острова красивые, гористые. Вот только упустили разработчики один весьма неприятный баг - иногда суда запросто могут проплывать "сквозь" острова, при этом даже не соизволив из уважения замедлить ход. На островах имеют обыкновение находиться укрепленные форты и даже небольшие города. Города, понятное дело, наличествуют только для красоты, а вот с фортами придется повоевать как следует.
Еще можно наблюдать смену погодных условий и времени суток, правда, серьезных последствий на ведение боевых операций это не оказывает. Так, помелькает, потемнеет все кругом и вскорости угомонится.
Ну-с, с графикой вроде как разобрались, пора и за управление браться. Дело в том, что управление кораблями здесь требует повышенного к себе внимания, а разработчики откровенно сэкономили на пояснениях или там каких вспомогательных описаниях (тренировочные миссии или хотя бы встроенный мануал здесь бы был явно нелишним). Имеется всего лишь четыре экранчика помощи, заполненные под завязку всевозможными иконками да односложными их описаниями. Не густо, надо сказать, и явно недостаточно для полного понимания, что тут и зачем. Вот и приходится использовать метод научного тыка, наблюдая за производимым эффектом. А если еще учесть, что от отдачи команды до ее выполнения может пройти не одна минута и даже не пять, то становится совсем грустно. Многотонные парусники на море ворочать - это вам колонны пехоты в C&C на смерть отправлять, здесь терпение и выдержка нужна. Хотя... это как посмотреть.
Для удобства играющего предусмотрена опция, позволяющая рулить временем. То есть вы можете уменьшить или увеличить скорость происходящих на экране процессов аж в 32 раза. Есть, кстати, и пауза. При таком бешеном ускорении корабли начинают барахтаться в водице ничуть не хуже эсминцев из Red Alert (визуально - со скоростью убегающего таракана средней упитанности), платой за это служит моментальное исчезновение некоего ощущения реализма. Да и противник на таких скоростях действует значительно разумнее вас. Так что я бы советовал остановиться где-то на золотой середине.
Ключевой момент в игре - это управление движением кораблей. Про "ткнул юнит - кликнул точку назначения" можете сразу забыть, вы способны только выдавить из себя команду, куда плыть. В общем, как в том анекдоте: "Ты не мудри, ты пальцем покажи". В игре же этой цели служит на красная стрелка на "штурвале". Как только корабль получил команду, он начинает медленно реагировать, то бишь разворачиваться в указанном направлении. При этом он плывет с той скоростью, с какой ему позволяет это делать ветер. Единственно направление, в котором вообще нельзя плыть - это строго против ветра. Ну, да народная мудрость (предупреждающая о том, чего не стоит делать против ветра), я думаю, уже давно всех научила уму-разуму. Еще на скорость вашего передвижения влияет количество установленных парусов. Всего здесь есть три позиции у парусов: полностью убраны, раскрыта только половина и полная парусность. Есть возможность выделения группы кораблей и отдачи приказов сразу всей группе.
Здесь еще можно задать боевой порядок, что в те времена было едва ли не решающим в бою.
Здесь же едва ли не решающей является возможность выставить своим кораблям стратегию поведения, коих тут три: нападение (сами будут подплывать и стрелять), защита или уклонение от стычек. При управлении кучами кораблей (30-40) подобные "подарки" бывают просто бесценным подспорьем.
Вторым залогом вашего успеха должно стать освоение стрельбы из пушек. Для начала отмечу, что стрелять можно несколькими видами снарядов: два ядра, соединенные цепью, для большего повреждения парусов; картечь - наносит максимальный урон команде корабля; обычные ядра, эти хорошо работают по корпусу; двойные ядра. Для того чтобы разобраться с дальностью, которая, понятно, у всех снарядов разная, необходимо включить особые индикаторы дальности стрельбы. Это такие синие треугольники, которые появляются по бокам корабля и показывают, с какого расстояния вы сможете "достать" неприятеля.
Еще хотелось бы остановиться на одном моменте, а именно на включении/отключении автоматической стрельбы. Дело в том, что здесь можно стрелять либо самостоятельно, кликая на корабль противника, либо доверить это дело компьютеру. В последнем случае вам остается только сперва указать, куда именно стрелять - в корпус или же в паруса. Я так думаю, что в большинстве случаев "ручное" управление стрельбой попросту неэффективно, поскольку угнаться за десятками кораблей просто физически невозможно. Конечно, в малочисленных боях это все работает, но в глобальных побоищах приходится перепоручать искусственному интеллекту.
Еще я бы посоветовал перед тем, как ввязываться в бой детально изучить состояние вражеских судов, сопоставляя их с собственным: сколько у него пушек и членов команды, какая скорость, осадка... Все это есть на специальном экране, который можно вызвать из верхнего меню. Дальше уже можно прикинуть, "по зубам" ли вам сей "объект" в одиночку или же лучше навалиться сразу несколькими кораблями. И в дальнейшем советую уделять этим цифрам побольше внимания. Как говориться, кто предупрежден, тот вооружен.
Управление командой корабля осуществляется посредством меню, где вы можете подготовить людей к абордажу, направить на определенные работы: починка корпуса, латание парусов, замеры глубины, тушение огня, расцепление кораблей, ну и т.д. Все это отражается и на поведение корабля, который начинает медленнее плыть, дольше перезаряжать орудия.
К сожалению, сам процесс абордажа выполнен примитивно - два корабля сталкиваются вместе и... тишина. Конечно, вы-то сами знаете, сколько человек направили на вражеский корабль, но вот посмотреть на сам процесс рубки двух команд нельзя. Остается только терпеливо ждать и подсчитывать все плюсы и минусы от этой операции. Когда воюющий против вас корабль получает слишком много повреждений или же лишается большей части команды, то судно просто выбрасывает белый флаг и переходит в ваш стан. Правда, поуправлять им после этого вы не сможете.
Кстати, по поводу починки могу сказать, что чинить корабль в море можно, только починить его окончательно не получится, придется ждать финала сражения и ремонтировать "на все сто" уже в порту. Попасть в порт можно только в режиме кампании, в отдельных боях это просто недоступно.
По окончании боя вы получаете очки (action points), которые тут же конвертируются в деньги. Очки же эти зависят от того, сколько кораблей вы потопили, сколько взяли на абордаж, какие при этом были потери, ну и т.д. Тратить деньги можно на покупку новых кораблей, ремонт уже имеющихся, снаряжение и повышение профессионализма экипажа. Правда, стоит это довольно дорого, зато вместо матросов категории "E", у вас, к примеру, будут матросы категории "D". В дальнейшем это не замедлит сказаться на поведении корабля, который станет более послушным и покладистым. В идеале, конечно, надо выставить всем своим командам рейтинг "A" и не заботиться больше этим вопросом.
Теперь хотелось бы немного поговорить о сценариях и кампаниях. Всего в игре имеется 5 полноценных кампаний: российско-турецкая кампания, парочка кампаний за американцев и парочка за англичан. Количество отдельных боев в них колеблется от 6-ти до 15-ти. Время действия - 1775-1820 года. Задания по большей части не больно мудреные по сути, но весьма сложные по исполнению. Например, сопроводить торговые корабли до точки назначения или же не дать противнику захватить форт, разгромить вражескую эскадру меньшим количеством кораблей.
Помимо этого здесь можно загрузить любое из более чем сотни одиночных сражений. К каждому прилагается краткая историческая справка: кто как воевал, какие тактики использовал. Причем, можно играть как за любую из сторон, менять уровень сложности, так и вообще выставить обеим командам управление искусственным интеллектом. А самому вальяжно усесться в кресле и взглядом стороннего наблюдателя смотреть, как два флота усердно воюют друг с другом. Честно говоря, у AI тоже стоит кое-чему поучится. Хотя в своих действиях он никогда не предпринимает ничего необычного, то есть не выполняет отвлекающих маневров, не пытается хитрить, зато и не допускает грубых ошибок.
Когда же играть самому надоест, можно попробовать свои силы в мультиплеерных баталиях, благо поддержка игры по сети или Интернету присутствует.
В заключение я хотел бы отметить, что, несмотря на некоторые очевидные недоделки, игра получилась на самом деле сильная. Все увлекающиеся парусным флотом найдут здесь для себя массу всего интересного и поучительного. Правда, я не уверен в том, что фанаты скоростных RTS (это я опять про тараканов) смогут быстро перестроиться и начать думать "масштабнее", что ли. Помощь разработчиков (изменение скорости игры) это, в общем-то, выход, только, думается, совсем в другую сторону. Еще можно сказать, что поначалу придется порядком повозиться с интерфейсом и управлением, зато потом идет удовольствие по полной программе. Управлять огромными флотами, сталкиваясь "стенка на стенку" - действительно непередаваемые ощущения. Лес мачт и горы корпусов заслоняют солнце, дым от пушечных залпов медленно рассеивается над бесконечным морем, несколько искореженных остовов некогда мощных кораблей уже потеряли управление и медленно идут ко дну... крррасота! Одним словом, я бы советовал всем интересующимся предметом обязательно ознакомиться с этой игрой поближе, потому как она того действительно заслуживает.
1146 Прочтений • [Age of Sail II ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]